Мы сравнили уровни потребления в далекой Азии (Индонезия), близкой Азии (Кыргызстан) и ближней Европе (Сербия).
Цель исследования – понять, что и как именно покупают люди.
Привет. Меня зовут Дмитрий Иванов, я управляющий партнер компании Спутник консалтинг. Мы помогаем компаниям создавать, развивать и продвигать проекты, привлекаем партнеров и инвестиции.
Итак, мы собрали все данные про то, как иностранцу зайти на эти рынки. Создание юрлица, формы налогообложения и все нужные разрешения. Всю конкретику про коммерческую недвижимость, аренду и продажу объектов.
А еще про:
- культурные ценности
- потребительские привычки
- кто зарабатывает, а кто с удовольствием тратит деньги
И вот что мы сделали:
- провели кабинетный анализ (использовали труднопроизносимые карты культурных ценностей Хофстеде и Инглхарта-Вельцеля, систему культурных измерений Тромпенаарса и Хэмпден-Тернера);
- организовали глубинные интервью (генерировали идеи по оценке потребительских предпочтений при онлайн и офлайн покупках продуктов питания; сделали аналитический срез);
- опросили респондентов, лично и по телефону.
Добавим немного конкретики:
Индонезия
4-я в мире страна по численности населения. Консервативная и традиционная, здесь важны религия и уважение к власти.
С одной стороны, растет средний класс, доходы и сегмент электронной коммерции. С другой, жесткая конкуренция и регуляция со стороны государства, высокие арендные ставки и рост цен.
Выяснили, что это супер рынок с огромным количеством потенциальных потребителей. Здесь доставляют абсолютно все, хоть и выглядят дарксторы намного проще. Мягко говоря.
Любопытно, что доставка в Индонезии крайне зависит от погодных
условий. Найти курьера во время дождя практически
невозможно. А если он таки доедет, то не совсем по адресу.
Сербия
Чуть больше 7 миллионов жителей, почти 1,5 миллиона из которых живут в Белграде.
Доля интернет-пользователей высокая – 84%. Люди привыкли пользоваться интернетом, как удобным инструментом для выбора и совершения покупок.
Много плюсов:
- общий тренд на цифровизацию
- приток hi-tech специалистов из России
- лояльная система налогообложения
Проблемы тоже есть:
- скорость доставки не назовешь быстрой;
- часто курьеры доставляют продукты, которые никто не заказывал;
- а в отдаленные районы города не доставляют вообще.
Рынок очень перспективный и весьма дружественный к российскому производителю.
Кыргызстан
Население – на 110 месте в мире.
Минусов больше, чем плюсов:
- нет отложенных логистических цепочек
- довольно низкий уровень цифровых навыков населения
- высокая налоговая нагрузка с жесткими правилами
Очень много рынков, базаров и несетевых магазинчиков у дома. Особенно востребованы рынки, 71% населения именно там и делает покупки.
Обожают торговаться. Людям крайне важны рекомендации от родственников, друзей и знакомых.
По нашей оценке рынок e-grocery здесь не сформирован, но предпосылки налицо; кто активно и масштабно зайдет первым – тот и будет править балом.
Все три исследования получились прикладными – просто бери и выходи на рынок, продумывая маркетинг с учетом особенностей страны.
В рамках каждого исследования мы работали с местными специалистами и отправляли туда своих. Наши специалисты заказывали там продукты в роли тайных покупателей. И это была работа мечты из серии “Поживи 3 месяца на Бали и вот тебе много денег на продукты. Не забывай серфить и общаться с потенциальными покупателями 🙂”