Найти в Дзене

Как мы анализировали рынки. Кейс по Индонезии, Сербии и Кыргызстану

Мы сравнили уровни потребления в далекой Азии (Индонезия), близкой Азии (Кыргызстан) и ближней Европе (Сербия).

Цель исследования – понять, что и как именно покупают люди.

Привет. Меня зовут Дмитрий Иванов, я управляющий партнер компании Спутник консалтинг. Мы помогаем компаниям создавать, развивать и продвигать проекты, привлекаем партнеров и инвестиции.

Итак, мы собрали все данные про то, как иностранцу зайти на эти рынки. Создание юрлица, формы налогообложения и все нужные разрешения. Всю конкретику про коммерческую недвижимость, аренду и продажу объектов.

А еще про:

- культурные ценности

- потребительские привычки

- кто зарабатывает, а кто с удовольствием тратит деньги

И вот что мы сделали:

  • провели кабинетный анализ (использовали труднопроизносимые карты культурных ценностей Хофстеде и Инглхарта-Вельцеля, систему культурных измерений Тромпенаарса и Хэмпден-Тернера);
  • организовали глубинные интервью (генерировали идеи по оценке потребительских предпочтений при онлайн и офлайн покупках продуктов питания; сделали аналитический срез);
  • опросили респондентов, лично и по телефону.

Добавим немного конкретики:

Индонезия

4-я в мире страна по численности населения. Консервативная и традиционная, здесь важны религия и уважение к власти.

С одной стороны, растет средний класс, доходы и сегмент электронной коммерции. С другой, жесткая конкуренция и регуляция со стороны государства, высокие арендные ставки и рост цен.

Выяснили, что это супер рынок с огромным количеством потенциальных потребителей. Здесь доставляют абсолютно все, хоть и выглядят дарксторы намного проще. Мягко говоря.

Любопытно, что доставка в Индонезии крайне зависит от погодных

условий. Найти курьера во время дождя практически

невозможно. А если он таки доедет, то не совсем по адресу.

Сербия

Чуть больше 7 миллионов жителей, почти 1,5 миллиона из которых живут в Белграде.

Доля интернет-пользователей высокая  – 84%. Люди привыкли пользоваться интернетом, как удобным инструментом для выбора и совершения покупок.

Много плюсов:

  • общий тренд на цифровизацию
  • приток hi-tech специалистов из России
  • лояльная система налогообложения

Проблемы тоже есть:

  • скорость доставки не назовешь быстрой;
  • часто курьеры доставляют продукты, которые никто не заказывал;
  • а в отдаленные районы города не доставляют вообще.

Рынок очень перспективный и весьма дружественный к российскому производителю.

Кыргызстан

Население – на 110 месте в мире.

Минусов больше, чем плюсов:

  • нет отложенных логистических цепочек
  • довольно низкий уровень цифровых навыков населения
  • высокая налоговая нагрузка с жесткими правилами

Очень много рынков, базаров и несетевых магазинчиков у дома. Особенно востребованы рынки, 71% населения именно там и делает покупки.

Обожают торговаться. Людям крайне важны рекомендации от родственников, друзей и знакомых.

По нашей оценке рынок e-grocery здесь не сформирован, но предпосылки налицо; кто активно и масштабно зайдет первым – тот и будет править балом.

Все три исследования получились прикладными – просто бери и выходи на рынок, продумывая маркетинг с учетом особенностей страны.

В рамках каждого исследования мы работали с местными специалистами и отправляли туда своих. Наши специалисты заказывали там продукты в роли тайных покупателей. И это была работа мечты из серии “Поживи 3 месяца на Бали и вот тебе много денег на продукты. Не забывай серфить и общаться с потенциальными покупателями 🙂”