В портретной живописи Григорьева всегда притягивали люди, близкие по роду занятий, в которых он ценил созидательные способности, неординарность, «дар божий»: поэты Н.А. Клюев (1918) и С.А. Есенин (1923), писатели А.М. Ремизов (1923) и Клод Фаррер (1924), художники Б.М. Кустодиев (1917), М.В. Добужинский (1917), Н.К. Рерих (1917), певец Ф.И. Шаляпин (1918), актеры МХАТа (1922– 1923) и многие другие. В каждом из них он видел «целую идею и целую жизнь», безоговорочно причисляя их к разряду «гениев», «сверхчеловеков».
Выставка «Борис Григорьев: "Первый мастер на свете"» открыта в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге до 28 января 2024 г.
Купить билеты по ссылке.
Портретный жанр в творчестве Григорьева: разнообразный и уникальный
Живописные портреты Григорьева обычно основывались на тщательном предварительном изучении модели с помощью рисунка, предполагали длительную работу с натуры, создание предварительных картонов, в которых он, по собственному признанию, изучал лицо, «собирал» движенья, руки, цвет, пытаясь проникнуть глубже, выявить нечто главное в человеке. Завершался портрет, как правило, уже «по памяти, по впечатлению», ибо художник всегда считал, что «впечатление (а отсюда и самая впечатлительность) могут сделать больше, нежели работа с натуры».
Подмечая особенности внешности, своеобразие внутреннего мира модели, Григорьев заострял характеристики, активно использовал принцип контраста, сопоставляя в пределах одного холста объемность и плоскостность, живописность и линейность, статику и динамику. Современникам импонировал такой подход, они усматривали в его работах «портреты душ, космические стилизации».
Коллекционер А.А. Коровин
Активный интерес к портретному жанру проявился у Григорьева в 1916 году, который он провел большей частью в Петрограде, будучи занят оформлением интерьеров кабаре «Привал комедиантов». В этом году он много писал друзей, знакомых, своих близких — жену с сыном, сестру жены, известных коллекционеров А.А. Коровина, Н.Е. Добычину, режиссера В.Э. Мейерхольда.
Портрет А.А. Коровина — один из удачных: в персонаже выявлены серьезность и внутренняя сложность натуры, в образной характеристике практически отсутствует ирония. Первоначально он имел горизонтальный формат — Коровин «возлежал» на диване в уютной «домашней» позе, но затем автор срезал холст, оставив только погрудное изображение, сконцентрировав все внимание на лице.
Иногда у Григорьева складывались дружеские отношения с заказчиками, например с известным петербургским коллекционером А.А. Коровиным, которому художник давал еще и уроки живописи. В его коллекции было немало григорьевских произведений, в том числе — «Портрет Мейерхольда», «Материнство» (1916), декоративное панно «Цветы» (1916, называлось — «Увядшие цветы») и еще целый ряд работ.
Актёр Василий Качалов
В 1920-е годы портретный жанр претерпел в творчестве Григорьева изменения: экспрессивное начало, свойственное дореволюционным произведениям, ослабло. Отчасти помогало ему в этом приобщение к русской иконописной традиции в середине 1920-х годов. Наличие иконописных черт критики отмечали, например, в образе Василия Качалова в роли царя Федора Иоанновича (1923), «как будто написанном для старообрядческой церкви».
Писатель Максим Горький
В композиционной структуре портрета А.М. Горького (1926), в его цветовом строе, базирующемся на плотных насыщенных чистых цветах, наложенных плоскими пятнами, в статичности фигуры писателя иконописные черты не менее очевидны. Сам Григорьев в связи с этим портретом размышлял о символическом значении геометрических форм в живописи: «Треугольник — тень пирамиды, символ полета в вечность. Квадрат — основа куба, выражение прочности и концентрированности».
Композитор Сергей Рахманинов
В 1927 году Борис Григорьев перебрался с семьей из Парижа на юг Франции, в небольшой прованский городок, тогда почти деревню, — Кань-сюр-Мер, где приобрел участок земли с видом на море и Альпийские горы, обосновавшись в перестроенной из средневекового шато IX века вилле Бориселла (Borisella = Борис + Элла)
Виллу художника посещали разные люди. Одним из первых был композитор С.В. Рахманинов, отдыхавший с семьей в местечке Рамбуйе. Визит был связан с созданием трех его портретов в 1930 году (живописного и два рисуночных, один из которых представлен на выставке). Художник выявил в образе композитора не только энергию творческого напряжения, но и некоторую замкнутость и настороженность, сложное душевное состояние.
Портреты, упомянутые в статье, представлены в Музее Фаберже на большой ретроспективной выставке Бориса Григорьева, которая работает до 28 января 2024 г. На временной экспозиции представлены не только произведения из собраний государственных музеев, но также работы из закрытых частных коллекций.
А 17 января в 18.30 в Музее Фаберже состоится встреча с коллекционером и основателем галереи KGallery Владимиром Березовским. Приобрести билеты на лекцию можно по ссылке.