Материал из книги 1978 года Е.А. Бубновой "Конаковский фаянс", о работах скульптора Елены Михайловны Гуревич, созданных в период 1950ых годов на Конаковском фаянсовом заводе им. М.И.Калинина. Как всегда дополняю заметку подборкой иллюстраций, так как в книге не все работы указанные в тексте были отображены.
Придя на завод, Е. Гуревич начинает пробовать свои силы в разных жанрах скульптуры. Сначала она работает над анималистическими произведениями, позже переходит к изображению людей и созданию сувениров. Ее дебютом на заводе была карандашница «Воробьи» (1951).
В поисках конкретности, достоверности трактовки птиц, художница несколько измельчает поверхность формы. И все же в целом произведение удалось автору и способствовало продолжению работы в области анималистической фаянсовой пластики. В 1952 году появляется целая анималистическая сюита: «Телята», «Утята», в следуюшем году — «Барашки».
Е. Гуревич стремится к пластическому выражению индивидуальности каждого «портретируемого», ее интересуют сложные ракурсы, а также возможность по-разному компоновать животных в группы, создавая подвижные композиции.
Несомненной ее удачей была скульптура «Козленок» (1952).
Художница передает смешную беспомощность малыша, характерные для этого возраста пропорции. Скульптура долгое время изготовлялась заводом.
Во второй половине 1950-х годов Е.Гуревич стали привлекать двухфигурные композиции, построенные на контрасте,«Собачка и еж», «Лев Чандр и собака Тобик», «Слон со слоненком».
Сопоставляя большое и маленькое, массивное и легкое, художница вместе с тем стремится не отойти от натуры. В результате форма часто дробится, измельчается, появляются натуралистические подробности.
Обращаясь к изображению человека в фаянсовой скульптуре, Гуревич оказывается в плену общей направленности на иллюстративность.
Даже темы, избранные ею, имеют своим первоисточником литературные произведения. В 1957 году она создала две многофигурные композиции: «Китайский соловей» (по сказке Андерсена) и «Дон Кихот и Санчо» (оба произведения получили серебряную медаль на Брюссельской выставке 1958 года).
Последняя из скульптур оказалась наиболее удачной, так как, кроме литературного подтекста, она наполнена чувством самого автора, его теплым юмором. Группа построена на контрасте длинной худой фигуры Дон Кихота и маленькой толстой — его слуги.
Основным ее недостатком является подробное «выписывание» одежды персонажей и аксессуаров. Появляется измельченность, «колючесть», не свойственная фаянсу. Значительно более интересна скульптура «Выходной день», изображающая парня и девушку на мотоцикле.
В этой работе автора занимает проблема передачи движения; подчеркнут различный характер фигур и их поз. По-своему решает Гуревич и сувенирные скульптуры «Царь-пушка» и «Царь-колокол», давая их не изолированно, а с кусочком площади и маленькими фигурками зрителей.
Даже в сувенирах она хочет показать конкретную обстановку, при помощи скульптуры развернуть целый рассказ.
Постепенно такая трактовка пластического образа перестает удовлетворять автора, начинаются поиски новой выразительности, нового языка. Перелом в творчестве Елены Михайловны произошел в начале 1960-х годов, когда она отошла от натуралистической измельченности и стала искать яркого, сильного образа, выраженного крупно и немногословно.
(Бубнова E.A. Конаковский фаянс. M.: Изобразительное искусство, 1978.)
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.
|