Найти тему
Бельские просторы

Фактор внезапности, или Командировка на войну

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

ДОРОГА

«Поехали!» — невольно вспомнился знаменитый гагаринский возглас, когда колонна «КАМАЗов», «ГАЗелей», легковых автомашин МВД республики тронулась в далекий путь — в Чечню.

Позади остались суматоха сборов, подгонка обмундирования, беготня по редакциям. Разумеется, ни в одной из них не отказали в духовной пище для наших ребят, несущих нелегкую службу на Кавказе. Вахтер Дома печати со все возрастающим удивлением смотрел, как я раз за разом выхожу с пачками газет. Позади осталось построение личного состава, перекличка, проверка оружия. Само собой, ни ОМОН, ни ОМСН (отряд милиции специального назначения, бывший СОБР) не дали повода усомниться в качестве подготовки к этой поездке. Поверх полевой формы (брюки заправлены в так называемые берцы — высокие ботинки, плотно облегающие щиколотки) на каждом «разгрузка». Это жилет такого же камуфляжного цвета со множеством карманов, карманчиков и отсеков. В моем легко уместились четыре рожка от «калашникова».

Фактор внезапности, или Командировка на войну. Часть вторая
Бельские просторы12 января 2024

В воскресенье, перед отъездом, готовясь к дороге, я вспоминал, как аккуратно подшивать подворотничок, как быстро и правильно наматывать портянки… Это отвлекает от тревожных мыслей.

Сами сборы были в общем-то недолгими. Супруга, узнав в чем дело, чуть не всплакнула, но, сдержавшись, начала отчаянно греметь кастрюлями на кухне, готовя мне харч на дорогу.

Звонившие друзья соревновались в остроумии:

— Во время стрельбы надолго не зажмуривайся, — поучал один из них, служивший срочную лет тридцать назад, — не то заснешь ненароком. А жены-то рядом — разбудить — нет. Так и проспишь весь бой…

В понедельник, 21 февраля, в 6 часов 30 минут я уже был на улице Ленина, 7. Как всегда, оперативно сработал отдел вооружений хозяйственного управления МВД: без задержек получил автомат с четырьмя снаряженными магазинами, бронежилет, разгрузку, каску-сферу. Если все это хозяйство надеть, подумалось мне, и пробежать с полной выкладкой километров пять — умру и без вражеской пули.

На улице минус двадцать с небольшим. Несмотря на соответствующую экипировку, все же начинает слегка пробирать. Наконец без пяти семь построение, и после короткой, с постановкой задач, речи нашего руководителя, заместителя министра внутренних дел Республики Башкортостан Н. Валиуллина — вперед, в путь-дорогу.

Столица еще спит. Мало транспорта, мало пешеходов. Стараясь не шуметь, тихо уезжаем из любимой Уфы. Ребята сосредоточены, молчаливы. Каждый думает о своем: о родных и близких, предстоящей дороге, планах на будущее, об оставленных здесь делах, о войне … «Мои мысли, мои скакуны!» Они разного цвета и разных оттенков. Но мрачных скакунов отгоняешь.

Первая остановка — город Октябрьский. Нас встречают начальники Октябрьского и Туймазинского отделов внутренних дел полковники милиции А. Сибагатуллин и Т. Шарифуллин. В начале десятого приглашают на завтрак. За столом многие вспоминают эпизоды своего пребывания на чеченской земле: драматичные или, наоборот, — смешные ситуации. В общем, народ собрался бывалый. И вот последние, скупые на эмоции, мужские напутствия на родной земле. Теперь — в путь.

До границы Чеченской республики, как подсказывают наши опытные водители, две тысячи триста километров. Наш мобильный обоз — два «КАМАЗа» (грузовой и «Торос» с бойцами ОМОНа), командирская «ГАЗель» и автомобиль сопровождения ГАИ — подготовлен в техническом отношении на «отлично». А вот как там, на Северном Кавказе, будет, с их непредсказуемыми и взрывоопасными дорогами — не известно. Тем более с повторяемыми на все лады в теленовостях угрозами господина Басаева напомнить о начале депортации чеченского народа, «отметить» 23 февраля.

Если в Уфе было холодно и безветренно, то в Самарской области вовсю пуржит, приходится ехать с включенными фарами ближнего света. Иногда начинают встречаться полуразрушенные, с пустыми глазницами окон, строения — бывшие фермы и коровники: гримасы нарождающегося «капитализма с человеческим лицом».

Едем шестой час. После недавнего оживления наконец-то тронулись, все снова замолчали. Кто-то прикидывает сценарий возможного развития событий, кто-то вспоминает родных. Мне же вспомнилась последняя перед поездкой суббота.

В этот день состоялся традиционный турнир сборных команд силовых ведомств республики по бильярду, посвященный Дню защитника Отечества. Представители министерства внутренних дел в составе А. Егорова, С. Рыцева, Н. Казареза и автора этих строк сумели вклиниться в борьбу двух «монстров», двух виртуозов деревянного кия — коллективов республиканского военного комиссариата и министерства по чрезвычайным ситуациям, которые все последние годы оспаривали первое место только в борьбе друг с другом, выявляя в своем локальном противоборстве сильнейшего, так как другие команды были заметно слабее.

О значимости турнира говорит тот факт, что обоих фаворитов весь день лично поддерживали руководители — генералы Т. Азаров и М. Магадеев. Но тут, к их немалому удивлению, в соперничество титанов зеленого сукна вмешался дотоле сверхскромный коллектив МВД, который, оттеснив МЧС на третье место, поднялся на вторую ступень пьедестала почета. Лучшими же стали представители вооруженных сил. Согласитесь, ну как могло быть иначе в преддверии Дня защитника Отечества? Мы ведь тоже люди, не могли испортить армии настроение накануне праздника!..

Команду министерства внутренних дел должен был не просто возглавить, но и сыграть за нее полковник Н. Валиуллин (кстати, весьма неплохой бильярдист), но, в связи с предстоящей командировкой в Чечню и экстренным решением многочисленных организационных вопросов, выступить не сумел.

…У России, как известно, две беды. Причем, одна из них ремонтирует другую. Но вот в Саратовской области даже до самого худого ремонта руки не дошли. Незаделанные ямы, колдобины, рытвины заставляют снижать скорость до 15—20 километров в час. Есть участки, метров, наверное, по 60—80, с практически готовой полосой препятствий, лишь по недоразумению считающейся частью трассы федерального значения.

Вы знаете, куда весна приходит в первую очередь? Не замечали? На дорогу. По обочинам еще лежит снег, а шоссе уже влажное. Изредка появляются и сухие проплешины. Тает. Хотя вроде бы солнца и не видно. То там, то сям замечаешь небольшие лужицы талой воды, стоящей в рытвинах и ямках.

Наш позывной «одиннадцатый». Наиль Габитович Валиуллин по рации регулирует и контролирует движение колонны. Мы не должны выбиваться из намеченного графика. Но нас сдерживает «четырнадцатый» — тяжело груженная «вертлюга». На подъем идет медленно, от усилия натужно ревя и выбрасывая клубы сизого дыма. Доски, шифер, рубероид, цемент, гвозди — всего 20 тонн различных материалов хозяйственно-бытового назначения для дислоцированных в Чечне подразделений Башкирской милиции не позволяют этому «КАМАЗу» развивать  скорость более, чем другие менее нагруженные собратья.

Сани, как известно, начинают готовить летом. Вот и ремонт, и обновление жилых помещений и мест несения службы нужно делать вовремя. Поэтому, как рачительные хозяева, наши земляки в Чечне сделали заказ, а мы его доставляем. Теперь останется только приложить руки, и можно будет не волноваться за бытовую сторону жизни.

За рулем нашей «ГАЗели» попеременно сидят два водителя — старший прапорщик Айдар Тимерханов и прапорщик Рафис Загидуллин. Оба опытные, не раз бывавшие в аналогичных командировках на Северном Кавказе. Айдар — сухощавый жилистый оптимист, постоянно сыплющий многочисленными байками. Рассказывает весело, с юмором даже вроде бы совсем не смешные истории. Рафис немногословный, спокойный. Он являет собой фольклорно-былинный типаж: этакий добродушный увалень, здоровяк. Думается, на подобных батырах всегда и держалась земля наша. Когда он садится за руль, кажется, что ему тесновато в кабине «ГАЗели». Нужен по меньшей мере «КРАЗ». Хотя, есть тут и серьезные плюсы: если дойдет до рукопашной, его присутствие нам не помешает.

В Саратовской области по сравнению с Башкортостаном снега немного. Еле-еле закрывает землю белым одеялом, из которого повсюду торчат засохшие хворостины прошлогодней травы.

Только проехали географическую границу области, как пришлось остановиться. У «вертлюги» пробило, как назло, внутреннее из двух спаренных колес. Его менять сложнее, чем внешнее, приходится работать под брюхом автомобиля, наполовину согнувшись. Для водителей «КАМАЗа» это досадное недоразумение обернулось дополнительными физическими упражнениями, а для омоновцев и собровцев оказалось незапланированным перекуром.

Следующая остановка после города Пугачева. Свернув с основной дороги, встали возле посадок. Размяли затекшие ноги, умылись, поужинали взятыми из дома припасами. Через час снова в путь.

Во второй половине ночи меня растолкал подполковник А. Минибаев, опытный, уже ездивший в подобные командировки сотрудник.

— Вставай, твоя очередь.

Настало мое время координировать движение колонны. В принципе, она сама движется вперед, но нужно контролировать, чтобы никто не отстал или, наоборот, не уехал вперед.

Ночь. Свет мощных фар рассекает темноту на две части, отбрасывая ее в разные стороны. В появившийся просвет устремляется наша головная машина сопровождения — это «семнадцатый», гаишная «вольво». Вслед за ней в этот желоб въезжают и другие наши машины. Тянет ко сну. Но попадать в сети Морфея никоим образом нельзя. Кроме вышеназванной причины есть и другая. Спящий сосед чисто психологически, на подсознательном уровне действует на водителя, стимулируя и подталкивая его тоже ко сну.

На наших глазах небо начинает неспешно бледнеть. Постепенно исчезают звезды, рассвет все увереннее входит в свои права. Край небосвода начинает окрашиваться сначала в розовый, потом в ярко-красный цвет. А вот и первые солнечные лучи. Красиво. Наверное, где-то влюбленные, взявшись за руки, любуются восходящим светилом и наступлением очередного утра страны. Здесь еще тихо, а совсем недалеко идет «наведение конституционного порядка», гибнут люди. Только что по радио передали печальную весть — в Ингушетии в результате нападения бандформирований погибло более 50 сотрудников МВД, военных, работников прокуратуры. Потом выяснится, что это только первые, предварительные данные — число погибших больше.

В Волгоградской области снега еще меньше: на темной замерзшей земле встречаются белые островки.

В половине пятого утра при пересечении длинного путепровода в эфире раздается встревоженный голос «14-го»:

— «Пятнадцатый», у тебя что-то течет.

Пятнадцатый спрашивает разрешение остановиться. Но ГАИ есть ГАИ, и соблюдение правил дорожного движения у них, видно, в крови. «12-й» напоминает:

— На мосту останавливаться нельзя.

Одобрительно хмыкнув, командир соглашается. Включив «поворотники», колонна начинает прижиматься к обочине. После остановки все водители кидаются к грузовому «КАМАЗу». Там и впрямь из кузова, прямо на задний мост, капает какая-то жидкость. Не дай бог, бензин! Шарахнет — мало не покажется. Один, подставив палец, принюхивается к капнувшей влаге. Другой, не долго думая, пробует на язык. Еще через минуту «консилиум» шоферов постановляет: «Вода»! Фу, отлегло. А еще через пару минут находят большую пластиковую бутыль с водой, отправленную родственниками кому-то из наших ребят, несущих службу в Чеченской республике. Видно, вкусна башкирская вода, если ее так недостает землякам на суровой кавказской земле…

Если Самару и Саратов прошли по объездной дороге, то миновать подобным образом Волгоград невозможно. Это вытянувшийся по берегу Волги на 76 километров крупный индустриальный центр. Много деревьев, кустарников. Некоторые кварталы летом буквально утопают в зелени. Так же, как и у нас, есть разные микрорайоны: частный сектор, пятиэтажные творения времен Хрущева, девятиэтажки и современное элитное жилье индивидуальной планировки. По насыщенности транспортом и интенсивности потока городские улицы не уступают уфимским в часы пик. Поэтому приятно было наблюдать, как некоторые из местных сотрудников ГАИ перекрывали движение и давали нашей колонне «зеленый свет».

В этом славном городе-герое сломался «десятый» — одна из двух машин сопровождения ГИБДД. Невезуха! Ну да ладно, это не самая большая неприятность, которая могла и тем более может случиться.

Остается позади Волгоград, с его перекрестками и светофорами. Начинается Калмыкия, которая встретила нас бескрайними степями, войлочными юртами, верблюдами и… метелью. В некоторых местах она настолько интенсивна, что полностью скрывает под собой дорожную разметку. Через час с небольшим весенняя пурга неожиданно прекратилась. Когда это последнее напоминание зимы растаяло, то выяснилось, что снега-то в Калмыкии и нет. Погода такая же, как у нас в начале апреля: пасмурно, сыро, ветрено, плюс 2—4. На заправке вижу мышиного цвета «УАЗ»-«буханку» с гордой надписью на весь кузов «Подарок Президента РК К.Н. Илюмжинова». Что ж, каждому свое: кто-то молча делает добрые дела, не напоминая об этом встречным-поперечным, кто-то нет… Но главное, наверное, — что все же делает.

Пахнет терпким сухим ароматом полыни, врывающимся в машину сквозь открытое окно. Веяния рынка оказываются просто безграничны: некоторые из собровцев, достав фотоаппарат, начали было сниматься возле юрты и верблюдов, но вышел хозяин экзотического для нас жилища и, немало не стесняясь формы сотрудников, попросил за это деньги.

Перед Элистой наш дружный отряд разъединился. ОМСН вместе с отремонтированной машиной сопровождения ГАИ поехал через столицу Калмыкии в Моздок и далее на Грозный, а оставшиеся, минуя Элисту — на Хасавюрт.

Наша цель — проверить организацию несения службы в местах дислокации подразделений МВД республики, оказать необходимую помощь, обеспечив нужными средствами, материалами и продовольствием. Также необходимо обратить внимание на морально-психологическое состояние личного состава, выполняющего служебно-боевые задачи в Чеченской республике. Кроме строительных и хозяйственных материалов мы везем нашим землякам и груз гуманитарного назначения: письма, посылки, кондитерские изделия, газеты и журналы, настольные игры. И еще — новые полотнища государственных флагов России и Башкортостана, которые развеваются над местом дислокации наших подразделений. Старые со временем несколько выцвели и выглядят не так свежо и ярко.

Из-за ремонта основной трассы мы едем по гравийке. Встречный транспорт создает темную и плотную пылевую завесу. Несмотря на то, что окна плотно задраены, пылища стоит неимоверная, вскоре начинаешь ощущать ее вкус у себя во рту.

И вот мы в Дагестане. Об этом, кроме закончившихся степей и начавшихся холмов и гор, напоминают усиленные как личным составом, так и средствами защиты КПМ, на которых гаишникам помогают проверять и «просеивать» проезжающий транспорт сотрудники других служб. Нас останавливают. Предъявляем боевое предписание. После длительного изучения и сверки, дают отмашку — проезжайте. От непривычного для нас тепла (+ 8, + 10) спасает минералка, потребляемая в неимоверном количестве (благо в дорогу мы ею запаслись).

Время обеденное, остановились перекусить в селении Кочубей. Цены в семейной кафешке сравнимы с нашими, но порции, не скупясь, накладывают большие. Так и не сумев доесть гречку с солидным куском баранины, уже в дверях еще раз оглядываю оставляемое на столе добро: если живот уже сытый, то глаза еще не совсем…

Проехали Кизляр. Перед очередным мостом через водную преграду вижу информационный дорожный знак «р.Терек». Вот она, воспетая многими нашими мастерами пера, знакомая по их произведениям с детства река. Честно скажу, ожидал большего — чуть шире нашей Демы незадолго до ее слияния с Агиделью. Хотя, может быть, до устья далеко, и в другом месте она более полноводна и величественна. Здесь же она катит, как и положено весной, свои темные и мутные воды по неширокому и в общем-то не впечатляющему руслу.

На Северном Кавказе конец февраля-начало марта — ранняя весна. Сквозь пожухлую прошлогоднюю листву пробиваются первые робкие стебельки ярко-зеленой травки. Правда, пробиваться ей приходится, особенно на окраинах городов и селений, и через горы бытового мусора: битое стекло, стеклянные и пластиковые бутылки, консервные банки, тряпки, пустые пачки сигарет и всякий другой хлам, накопившийся за зиму. Что такое весенние субботники местные жители постарше похоже полностью забыли, а молодежь никогда не знала. Соответствующие же коммунальные службы или бездействуют, или их нет и в помине.

И вот радостная встреча с земляками в Герзель-юрте. Заместитель командира Башкирского ОМОНа подполковник Ф. Салихов и командир СОМа — сводного отряда милиции майор Р. Фатхиев, построив руководящий состав своих подразделений, докладывают заместителю министра и представляют стоящих в строю. Потом знакомят с оперативной обстановкой, особенностями несения службы в зонах ответственности своих подразделений.

В отличие от калмыцких степей, здесь пейзаж совсем другой — горы. Внизу, на склонах, разбросаны селения. На КПМ, которых все больше по мере приближения к пункту назначения, нас останавливали чаще и проверяли дольше. До находящегося перед административной границей Чеченской республики Герзел-юрта, получается, доехали за 46 часов. Прибыли в три часа ночи, выставили охрану и — спать. Набились в маленькую «газельку» впятером. Если сказать, что это тесновато, то, значит, не сказать ничего. Наверное, шпротам в консервной банке и то просторнее. Но устали настолько сильно, что неудобств этих практически не заметили. Последнее, что я увидел в окне, прежде чем провалиться в беспокойный и тревожный сон (как-никак метров через 100 начинается Чечня), — фигура заместителя министра, который лично проверяет посты, давая возможность личному составу немного вздремнуть.

Продолжение следует...

Автор: Ильдар Ахмадеев

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.