Найти в Дзене
Наталия Луба

РЕБЕНКУ ВАЖНО КАЖДОЕ СЛОВО

Крайне редко, но случаются у нас приступы истерического плача. Возраст двухлетки миновал, в четыре года - это уже, именно, приступы, не стандартное обыденное поведение. Из них довольно легко вырулить, ситуации мы привыкли решать мирно, без насилия и давления. Но в этот раз что-то пошло не так.

В будний день я оставила Ханну дома из-за погоды, не отвела в сад. Муж работает из дома, у него назначены важные созвоны с начальством, с командой.
Обычно, дочь все прекрасно понимает, никогда не ворвется в комнату, где работает папа и уж тем более, когда у него созвон.
Но в последние дни у нее появилось новое поведение "на пробу". Такое периодически случается у детей.
В этот раз она примеряла "костюм" капризульки.
(До этого были кулаки). Очевидно, что она кого-то копирует и проигрывает у себя, тк поведение максимально не свойственное ей. Собственные капризы выглядят по-другому, тоже бывают, но я их привыкла видеть другими.
А тут она прям стала использовать стиль: топнуть ножкой, скрестить руки, нахмурить бровки, и очень пискляво (противно так:)), требовать вещи, которые она знает, что ей не дадут и практически сразу ныть и продолжать топать. И еще так дрожащим голосом умолять.

Я остановилась, сказала, что в комнату к папе за печенькой в моем рюкзаке прямо сейчас мы пойти не можем , у него созвон. Ханна начала меня отталкивать и тянуться открыть дверь.
Я немного оторопела, тк это прямо сказать "дичь" для нас. Она НИКОГДА так не делела. Как будто случился откат в развитии.

Я повела себя также, как и в период двух-трехлетних истерик, когда ребенок нащупывает границы и привыкает к мысли , что он тут не король, но его по-прежнему любят.
Я просто преградила путь, удерживала дверь, чтоб она не вошла.
Можно себе представить, что там почувствовал муж, который общается под шум взъерепенившися домашних.
Ханна не просто стала тянуть дверь, но сначала ныть , а потом прям орать. Я взяла ее орущую и перенесла в детскую, вошла сама и закрыла дверь. Закрыла все двери, чтоб эхо не пробилось дальше.

Ханна все это увидела и стала орать ЕЩЕ громче. Я потянулась закрыть этот звук, и вот уже хлоп по губам. Это не было ударом каким-то сильным, но я поняла, что для ребенка это считалось, как шлепок. Теперь она стала кричать от обиды. Я поняла, что вот тут провалилось дело. Понятно, что там не было никакой боли, настоящего удара по-сути и не было, но в ее глазах это было так.

Пустить ее пожалеть она бы не дала, она жутко злилась, стала замахиваться кулаками - обычная реакция защиты.
На кулаки тоже управа - спокойно их ловить и удерживать со словами "у нас никто никого не бьет, мы не деремся".

Она прекрасно знает , как злиться можно - иди бей подушку, кровать, кусай одеяло, кусай подушку. Злиться можно, людей бить нельзя, ломать вещи нельзя. Она стала грызть какую-то ткань (покрывало от игрушек).
Слезы гнева по обычному сценарию перешли в слезы грусти. Я держала дверь, чтоб она не выходила и просто ждала, когда она пустит себя обнять. Обычно она плачет сама, злится, потом говорит "мама мне страшно" и идет на руки. Либо я жду спад минут 5-7 и подключаю игрушку, которая ее отвелкает своим рассказом, как она хотела, а ей не дали, а она злилась, а потом грустила, а потом все поняла и успокоилась. Диалог с игрушкой лучший выход из такого конфликта.

Здесь тоже минут 5 она рыдала, потом я взяла книжку от Лего и сказала : "Ого мы же не достроили горку."
Дочь моментально переключилась и начала искать детали.
Потом я сказала ей, что так просить вещи не надо, установила через вопросы: а как надо, как будет хорошо?
Договорились, что она потерпит.

И потом я сказала КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: "Извини, я хотела , чтоб не было шума и получилось , что тебя ударила. Это вышло случайно. Я сержусь, когда вижу , что резко начинается крик, от капризов я могу разозлиться. Мы обе разозлились. И успокоились потом. Требовать, как ляля для большой девочки странно, большие дети умеют тепреть и ждать". Она согласилась. Рассказала, где она такое видела.

СПУСТЯ ВРЕМЯ. Она смотрит мультик "Супер-питомцы". И там был такой грустный момент:
Маленький щенок, видит , как девочка, которая учится ходить попадает на лестницу, еще шажок и она полетит вниз, щенок ловит ее за руку, спасает ее, девочка не падает , но начинает плакать. Выходят родители, видят картину : ребенок с укусом на руке и рядом щенок виляет хвостиком, он молодец, спас девочку. Но они видят в нем опасность - он укусил просто так. Собачку сажают в клетку и увозят.


Момент жутко печальный, Ханна поворачивается ко мне и говорит:

"
Это как ты, хотела меня успокоить, чтоб я не мешала папе, а получилось, что ударила и ты не хотела."

.... я обомлела... как ей было важно, что мы поговорили.

Можно найти выход из любой ситуации без насилия. Есть границы , которые
также доносятся. Есть взрослые, которые также являются взрослыми в глазах ребенка и он им доверяет и ХОЧЕТ слушаться.
Если ребенок чувствует заботу, он будет слушаться.
Он может заболевать и быть более капризным, он может пробовать подражать и быть капризным, он может щупать границы и быть капризным. Но в целом, если в семье есть забота , он не будет волчонком.
Раньше я придерживалась других взглядов, начиталась целой подборки литературы про наказания, и расхлебываю это до сих пор со старшим, очень трудно вернуть ощущение доверия, но возможно. Это огромная работа.
А вот если изначально с ребенком выстраивать отношения надежного взрослого, кто не угроза для тебя, а любящая дисциплина, то такие выходки - это больше вспышки, зависит от темперамента их частота, но они абсолютно естественно преодолимы. Вместо наказания используется "наставление", вместо "розги" в понимании хлыста используется "посох", в понимании направления.

Правила и порядок никуда не деваются, чувства разрешены, от них никто не гибнет, ими учатся управлять, не прятать на глубину до момента взрыва и разрешения в подростковом или юношеском возрасте. Они уходят также, как и приходят. Взрослые остаются взрослыми. Мозг ребенка дозревает и улавливает все больше контроля над собой.
Возраст кризиса уйдет, истерики будут разовым явлением, в которых нормально проявлять чувства и нормально о них говорить.
А СЛОВА ДЛЯ РЕБЕНКА ОЧЕНЬ ВАЖНЫ, он фиксирует их и строит из них свое мировоззрение.