Было ли вкусно в советских столовых? А сейчас, вкусно?
Скажете: так смотря где. На отдыхе, например, в приморских кафе шансы травануться и очень вкусно поесть примерно одинаковы. Почему мы считаем, что десять-двадцать-тридцать-сорок-пятьдесят лет (и т.д.) люди были другие и что-то в их совести, образе жизни, ответственности разительно отличалось от сегодняшнего времени?
Столовых было много, и они были разные: заводские, обычные городские, студенческие, больничные, привокзальные, номенклатурные... Где кормили вкусно, как считаете? В номенклатурных, да. Причем там, кроме основных залов для сотрудников и посетителей были еще "греческие залы" для топов. Вот там и официантки с выправкой моделей, и мясо без "ужарки", и свежая икра, да еще можно было заказать мечниковскую сметанку и бифштексы домой.
Но ведь сытно и разнообразно кормили также рабочий класс. Старый фильм "Девчата" с поварихой, у которой "каждая калория на месте", каждый день новое блюдо, и вальщики леса - тяжелый физический труд на морозе - довольны новым поваром. В этом фильме даже звучит смешное слово, никогда не слышал его в жизни - "кто за добавком становись направо". Мне казалось, правильно говорить - "добавка", а не "добавок". Но людям, заставшим советское время больше, чем я в своих 90-х, виднее.
Обратил внимание на крошечное окно "раздачи", через которое повар обслуживает работников лесозаготовок.
И вообще разговоры о том, как крохотная лесная столовая должна соответствовать нормам и требованиям современного (фильму) дня.
Довольно скоро столовые отказались от узких неудобных окошек, и перешли к ускоренному самостоятельному обслуживанию на подносах. Говорят, это случилось после визита Хрущева в Америку, где он увидел и вендинговые аппараты, и супермаркеты, и столовые с возможностью самостоятельно выбрать блюда, и только супы и всякие там фрикадельки-котлеты накладывал повар. Линия раздачи с ее разумной организацией продуктов питания и кассой в месте расчета, как ни странно, поднимала и общий уровень культуры: следовало раздеться, вымыть руки.
Типичный обед включал в себя салат, суп и мясное блюдо.
А окошечки...окошечки со временем переквалифицировались на прием грязной посуды.
Закончил есть - убери посуду за собой.
Линейная раздача сохранилась в современных столовых. Часто бываю в горах или у моря - там также много таких заведений с полной выкладкой напитков и выпечки.
Могу предложить вам подумать, в буфете какого заведения было такое меню 1971 года?
В фильме "Девчата", кстати, тоже происходят перемены. Вот, в нарушение санитарных норм, на кухню заходит помогать поварихе ее подружка.
А вот старую убогую избушку, приспособленную под кухню, заменили на вагончик. Но все также кухню отделяет от зала окошко раздачи. Это маст хэв советского общепита!
Кстати, на фотография советских столовых повара были очень упитанными и было принято закатывать от восторга глаза - ну как же вкусно, объедение!
Я совсем немного застал советское время, но помню почему-то капустный салат. Он мне казался в столовых невероятно вкусным! Хрустящим и свежим!
А еще горы булок и пирожков возле батарей стаканов с компотом, киселем и кефиром. Сейчас кисель готовят почему-то очень редко. Мне нравился кисель, в меру жидкий, в меру густой, с легкой кислинкой, пахнущий ягодами.
Но все эти воспоминания о столовых появились здесь не из-за ностальгии, повторю, я застал СССР уже на этапе его распада. Меня удивило другое - неужели тема советской столовой была так важна для советских людей, что некоторые из них превращали свой шестиметровые узкие хрущевские кухни в подобие советской столовой, когда прорезали окно раздачи в дверях или даже в несущей стене?
Если вы первый раз читаете мой дзен-блог, познакомимся - я Алексей Норкин, глава строительной компании "Атлант" из Краснодара, инвестор, супермарафонец, основатель бизнес-сообщества DreamTeam, путешественник, отец четырех детей. Так как моя специализация - строительство и отделка частных домов, то мне интересно все, что связано с домами и тем, что делает их уютными.
Об этом рассказываю в блоге, будем знакомы! На фото ниже я в костюме.
Мы пили чай с друзьями, и я подумал: почему сегодня мы стараемся держать дистанцию в оформлении частного жилища и общественных пространств, почему приемы оформления пиццерий и кофеен считаем неприемлемыми для уюта собственной домашней кухни? Может, потому что, наконец, научились разграничивать зоны приватного и общественного?
А в советское время ориентация на передовой тип оформления общественных мест типа столовых была примером для "продвинутых" в деле дизайна интерьеров людей? Герой фильма "Влюблен по собственному желанию" - когда-то спортсмен, выездной счастливчик, ныне алкаш и неудачник, точит болванки на заводе, пьет не просыхая. Его дом еще хранит следы оборудования кухни по последнему писку моды.
Кухню и "зал" квартиры соединяет "окно раздачи" с катающимся туда-сюда столиком. Накрыли на кухне - сдвинули в гостиную - поели - закатили назад.
Конечно, героиня актрисы Глушенко, как и герои Янковского, встретились в нелучший период: кухня героя в жутком беспорядке, свалки выглядят элегантнее. И "фишка" кухни, вопреки задуманному изначально плану - добавить кухне стильности, современности, иронии, авангардности, скорее подчеркивает казенный неуют.
Такое же "окно раздачи" присутствует в квартире Раисы Захаровны в фильме "Любовь и голуби".
В закрытом виде оно выглядит так.
В раскрытом - крышечка превращается в стойку. Эта "дизайнерская находка" (ха-ха) очень даже отвечает сути хозяйки дома, у которой все по верхам, все по "последнему слову", все лишено смысла и корней. Бедная женщина, живущая иллюзиями и внешними эффектами.
Вася точно в этом доме не в своей тарелке. Хотя и в квартире Раисы Захаровны наблюдаются приметы "продвинутого" стиля, но он, скорее, "задвинутый", так как набит всякой всячиной: картинами с эзотерическим подтекстами, фотографиями папы-кавалериста, кактусами с намеком на оздоровление нехороших излучений, восточными "крутилками" для еды. В голове ее также все сразу, всякий "хайповый" мусор: "нет текучки" кадров, здоровый образ жизни, экстрасенсы и филиппинские хилеры.
И на Васю она бросилась с тоски, а потом «закрутилось, и не выберешься»... А окно раздачи в ее квартире напоминает все ту же погоню за оригинальностью, за соответствием моде момента. Хотелось, чтобы получилось ярко и экстравагантно, а получилось окно в унылый мир, из которого Вася скоро улизнет ... "к своей горгоне?!". - Нет, к жене!