Найти тему
StratMen (Strategic Mentoring)

Москва слезам не верит или Сунь-Цзы о требовании к людям

Вспомним фильм «Москва слезам не верит»:

— И сколько же у тебя людей-то в подчинении?
— Почти три тысячи.
— Батюшки! Как же ты с ними справляешься? Трудно небось?
— Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения.

А теперь вспомним Сунь-Цзы:

«Сунь-Цзы сказал: Умный полководец смотрит на эффект объединенной энергии и не требует слишком многого от отдельных людей. Отсюда его способность выбирать правильных людей и использовать объединенную энергию.»

Эта цитата является одной из самых важных в «Искусстве войны» и одной из наиболее применимых вне войны. Чтобы понять ее истинное значение, нам нужно заглянуть как в сам текст, так и в комментарии комментаторов и в более широкий военно-философский контекст.

Объединенная энергия” - один из немногих терминов, которые Лайонел Джайлс (известный британский китаевед, переводчик Сунь-Цзы) использовал для перевода иероглифа Ши 勢, который имеет более широкий охват, чем обычно, и который приводит множество философских аргументов о том, как лучше всего организовать армию, государство и общество в целом. К сожалению, такой перевод слова “энергия” ввел многих в заблуждение, заставив объединить это понятие с понятием “энергия/жизненная сила/дыхание”氣 Ци, но эти два понятия радикально отличаются по своему источнику.

Шиизм всегда является внешним по отношению к тем, кого он затрагивает, и, в конечном счете, является воздействием внешней дисциплины, управления и окружающей среды. Это один из трех основных аспектов теории законничества и самый законнический аспект в тексте - в большей степени, чем даже строгая дисциплина, пропагандируемая в самом тексте. Этот термин довольно убедительно аргументируется в работах Гуань-Цзы, Ханфей-Цзы и Шэнь Дао.

Цитата лучше понятна в контексте другой цитаты:

“Сунь-Цзы сказал: управление большими силами - это тот же принцип, что и управление несколькими людьми: это просто вопрос разделения их численности”.

Эти две цитаты имеют прямое отношение к любым групповым усилиям. Это означает, что ши 勢- это не только внешний элемент, он применим только к группам людей.

Итак, в «Искусстве войны» мы на самом деле имеем очень ранний пример разделения труда, концепцию, которая была изложена Адамом Смитом в его “Богатстве наций” в 1776 году. Смит говорит:

“Итак, возьмем пример с очень незначительной мануфактуры, но такой, на которой очень часто обращали внимание на разделение труда, - ремесла булавочника; рабочий, не обученный этому делу (которое разделение труда превратило в отдельную профессию) и не знакомый с ним с использованием применяемого в нем оборудования (к изобретению которого, вероятно, привело то же разделение труда), едва ли смог бы, при всем своем прилежании, изготовить одну булавку в день и уж точно не смог бы изготовить двадцать. Но при том способе, которым сейчас ведется этот бизнес, не только вся работа является своеобразным ремеслом, но и разделена на ряд отраслей, из которых большая часть также является своеобразными профессиями”.

Далее он заключает:

“Но если бы все они работали порознь и независимо друг от друга, и никто из них не был обучен этому особому делу, они, конечно, не смогли бы каждый из них изготовить двадцать, а может быть, и не одну булавку в день; это, конечно, не двести сороковая, а может быть, и не четыре тысячи восьмисотая часть того, что они в настоящее время способны выполнять, в результате надлежащего разделения и сочетания их различных операций”.

Но армии не производят булавки, не так ли? Нет. Однако применяется тот же принцип. Если бы каждый человек должен был выполнять каждую задачу, ни одна группа не смогла бы по-настоящему функционировать. Следовательно, в правильно организованной армии в древние времена было важно, чтобы у каждого человека была определенная роль, которую он мог выполнять хорошо. Не имело значения, умел ли он читать карту или читал вообще – если его единственной ролью было охранять сторожевую башню. Это позволяло другим бойцам его подразделения свободно выполнять свои конкретные задачи, будь то сбор дров, набирание воды из колодца, приготовление пищи или уход за больными. Война - это на 99% обыденная скука и на 1% чистый ужас и напряжение.

На этой концепции основано все общество, поскольку, если бы всем приходилось заниматься сельским хозяйством, ни у кого не было бы времени писать законы, создавать произведения искусства и литературу или выполнять множество других функций, от которых зависит наше выживание. Сколько сантехников могут провести операцию и починить автомобиль? Это не имеет значения, потому что сантехник, который также был бы хирургом и механиком, обнаружил бы, что его время слишком ограничено, чтобы выполнять любую из этих трех работ так хорошо, как это мог бы сделать специалист. Хотя “мужчины эпохи Возрождения”, безусловно, существуют, в конечном итоге они обычно мало что делают, перескакивая с одного дела на другое, так и не достигнув настоящего мастерства ни в одном из них. Даже если мы найдем такого мужчину (или женщину), способного на такие вещи, невероятно глупо зависеть от них. Это подводит нас к следующему вопросу о Ши – для кого предназначен? У Ханфей-Цзы был довольно четкий ответ:

“Более того, Яо и Шунь [типичные примеры компетентных правителей], а также Чи и Чжоу [типичные примеры ужасных правителей] появляются раз в тысячу поколений; в то время как противоположные типы людей рождаются плечом к плечу и по пятам друг за другом. На самом деле, большинство правителей в мире образуют непрерывную цепочку среднестатистических людей. Именно для среднестатистических правителей я говорю о ши [ши勢]. Среднестатистические правители не дотягивают ни до достоинств Яо и Шуня, ни до порочности Чиэ и Чжоу. Если они соблюдают закон и используют свое высокое положение, устанавливается порядок; если они отвергают закон и покидают свое высокое положение, воцаряется хаос”.

Далее Ханфей-Цзы говорит:

"Действительно, когда вы отказываетесь от инструментов для растягивания и сгибания и отказываетесь от весов и мер, тогда, как бы вы ни пытались заставить Си Чжуна сконструировать карету, он не смог бы закончить даже одно колесо. Точно так же, без обещания вознаграждения и угрозы наказания, без отказа от занимаемой должности и отказа от закона, даже если бы Яо и Шунь проповедовали от двери к двери и объясняли всем Евангелие политического порядка, они не смогли бы управлять даже тремя семьями. Воистину, то, что ши стоит того, чтобы его использовать, очевидно. Сказать, что необходимо полагаться на достоинства, неверно".

Если вы будете ждать, пока ваши ряды пополнят отличные люди, у вас никогда не будет армии. Если вы будете ждать появления отличных сотрудников, прежде чем открыть свой бизнес, у вас никогда не будет бизнеса.

Организация должна строиться с учетом интересов среднестатистического сотрудника, потому что, если она зависит от того, чтобы люди превосходно справлялись со своими ролями, и возлагает на них непосильное бремя, она потерпит неудачу. Итак, с идеальной армией, обсуждаемой в «Искусстве войны», мы видим армию, где у каждого человека есть своя особая, просто определенная и ясная роль, отсюда аргумент Сунь-Цзы о том, что командир:

“...не требует слишком многого от отдельных людей”.

Итак, в двух словах, вот как я бы применил Ши 勢 к современной организации:

1. Каждый должен четко знать свои роли.

2. У них должны быть простые задачи, которые может легко выполнить обычный человек.

3. Затем они должны быть помещены в среду, где их объединенные силы смогут легко достичь поставленной цели.

Картинка из Интернета
Картинка из Интернета