Найти тему
Кризистан

Не работают, а идут грабить. Что творится в экономике Эквадора — ВВП, зарплаты и состояние рынка труда, спровоцировавшее беспредел

Оглавление

Бананы в российских магазинах эквадорские. Но если вы думаете, что Эквадор — банановая республика, маленькая и бедная экваториальная экономика, вы глубоко ошибаетесь.

Эквадор столкнулся с вооруженным мятежом и беспорядками, охватившими всю страну. Началось это с бунтов заключенных, недовольных реорганизацией системы тюрем и вдохновленных побегом главаря одной из преступных группировок, а продолжилось на улицах эквадорских городов.

Банды захватывали заложников, взяли штурмом телеканал, устраивали поджоги и уничтожали инфраструктуру. Власти для патрулирования столицы используют танки и другую бронетехнику.

У любого разумного человека возникает вопрос: как такое возможно в 21 веке? Ответы всегда можно найти в экономике страны.

Эквадор — не маленькая заштатная экономика

С 2000 года Эквадор отказался от национальной валюты (сукре) и перешел на американский доллар. Для экпортно-ориентированной экономики шаг более чем оправданный — так можно защитить внутренние инвестиции от негативного влияния волатильности местной валюты. Так проще торговать со всем миром, особенно когда тебе есть, что внешнему миру предложить.

ВВП Эквадора — 115 млрд долларов (Всемирный банк, 2022). Из знакомых нам стран это уровень Словакии. В 4 раза больше, чем в Эстонии; в 1,5 раза выше, чем в Люксембурге.

За последние 50 лет население Эквадора утроилось, достигнув 18 млн человек. Замечательная демографическая динамика, нам бы такую!

ВВП на душу населения маленьким не назовешь — 5591 доллар на человека (тоже ВБ 2022). Выше, чем в европейской Албании или Македонии. Больше, чем в постсоветских Армении, Азербайджане или Грузии.

Откуда столько? От экспорта нефти, золота и продукции сельского хозяйства. Около половины дохода стране дают поставки углеводородов за рубеж.

Вид на столицу Эквадора – город Кито
Вид на столицу Эквадора – город Кито

На нефтяных деньгах власти пытаются развивать и другие производства, не только нефтепереработку. В Эквадоре достаточно сильная текстильная промышленность, отлично развит пищепром. Часть аграрной продукции покидает страну в переработанном виде, как продукция второго, третьего и последующих переделов. Эквадорская арабика, какао, креветки, рыбные консервы пользуются спросом по всему миру.

Главный сельскохозяйственный продукт — бананы. В российском ритейле до 90% бананов родом из Эквадора. Там их растят с душой и умением, предлагая потребителю самые разные сорта. От больших желтых, к которым мы привыкли с советских времен (сорт Кавендиш), до плантайнов (овощные, используют для жарки), красных и мини-бананов.

Вот статистика экспорта Эквадора из базы ООН COMTRADE:

-3

Ну никак не назовешь страну бедной и беспросветной, правда? И ВВП весьма высокий, и промышленность развивается, и экспорт разнообразный — живи и процветай. В Эквадоре есть всё необходимое, чтобы на реинвестировании нефтяных денег устроить населению рай на земле.

Местами он и выглядит, как рай
Местами он и выглядит, как рай

Только вот рай этот — не для всех. Глубинные причины любого происходящего социального беспредела всегда можно найти в трудовой статистике.

Рынок труда людей не принял — они ушли в банды

Характерная особенность рынка труда Эквадора — низкий уровень занятости при низкой официальной безработице.

Формально правительство видит 4,6% трудоспособного населения в качестве безработных. Расчеты ведутся по лекалам Международной организации труда. То есть в эти 4,6% входят не только люди со статусом безработных, получающие пособие, но и все те, кто ищет работу самостоятельно и готов приступить к ней в ближайшее время.

Динамика уровня занятости совершенно дикая, не помню, чтоб я такое где-то еще видел:

-5

График построен на данных Национального института статистики и переписи населения. На фоне коронного кризиса занятость в Эквадоре рекордно упала — 20,2% во втором квартале 2020 года. 80% трудоспособного населения без работы или учебы, представляете? Текущий уровень — 45,7%.

Когда население не занято созидательным трудом, не дорожит работой и ему нечего терять, высока вероятность социальных бунтов и на первом этапе — девиантного, а затем и деликвентного поведения.

Конечно, далеко не каждый пойдет промышлять грабежом, не найдя себе место на рынке труда и не став честным налогоплательщиком. Но при населении 18 млн человек легко найдется миллион горячих голов, отвыкших (или не научившихся) трудиться и жаждущих легких денег.

Составить впечатление об уровне преступности в стране очень легко по этой цитате с российского Консульского информационного портала, привожу с сокращениями:

— В тёмное время суток водители обычно не останавливаются на красный свет, а очень осторожно и на малой скорости продолжают движение. Связано это с тем, что преступные элементы могут нападать с целью ограбления на стоящие на перекрёстках автомобили.

Уж насколько тяжело мы жили в 90-х, но такого у нас не было. И, надеюсь, не будет — подобной беды с занятостью в России, к счастью, нет.

Может, эквадорцам мало платят, вот они и работать не хотят?

-6

Минимальная зарплата в Эквадоре одна из самых высоких в Южной Америке. Эквадорским трудящимся в 2023 году нельзя было платить меньше, чем 450 долларов в месяц на условиях полной занятости.

450 долларов — 40,5 тысячи рублей. Неслабо, да? В российской глубинке о таком гарантированном заработке только мечтать можно. Если сказать почтальонам Почты России, работающим за 8-16 тысяч в месяц, что в Эквадоре бананы собирают за 40к, они не поверят.

Большинство эквадорских трудящихся как раз за минималку и работают. Судя по статистике средних зарплат, найти в стране более высокий заработок крайне сложно. Средняя зарплата в Эквадоре в 2023 году — всего 525 долларов. Это 47,2 тысячи рублей.

К высокому МРОТ в Эквадоре прилагается низкая инфляция. 1,35% общая, 4,24% продовольственная по итогам декабря.

Почему же люди идут не работать, а грабить? Как вы думаете?

Благодарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в Телеге, всем рад.