Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 11 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1867 год. В Российской империи издается закон о «воспрещении промысла водить медведей для забавы народа»
Памятник «медвежьей академии» в Сморгони (скульптор Владимир Теребун), фото rw.by
Уличные представления с «учеными медведями», изображавшими занимательные сценки из жизни людей — «как мужики идут на барщину», «как ребята горох толкут», «как поп идет обедню служить» и тому подобное — с древнейших времен были излюбленной народной забавой. Кстати, фраза «водить за нос» возникла тогда же: ведь цыгане, да и не только они, водили медведей именно за продетое в нос кольцо.
К моменту издания закона уже не существовало знаменитой Сморгонской академии — специальной школы для скоморохов и дрессировщиков, которая во времена Речи Посполитой стала самым популярным в Европе центром обучения медведей. Ее питомцы ходили и по вязким проселочным дорогам Российской империи, и по неспокойным от разбойников дорогам Польши, и по широким мощеным трактам германских княжеств, что строили еще во времена Древнего Рима. Ходили из города в город, от ярмарки к ярмарке, показывая свое искусство. А оно было столь удивительно, что не раз, и не два чужеземных медведевожатых обвиняли в обмане: мол, не может дикий зверь вытворять такие чудеса! Это какой-то хитрый трюк с зашитым в звериную шкуру человеком. Но нет, все номера исполняли именно четвероногие воспитанники из Сморгони. О них писали в исторических хрониках и путевых заметках, о них слагали легенды и придумывали мифы. Сморгонская медвежья академия угасла в конце XVIII — начале XIX веков. «Медвежий промысел» к тому времени уже не одобряли ни церковные, ни светские власти Российской империи.
Надо сказать, что закон «о воспрещении промысла водить медведей для забавы народа» исполнялся зачастую варварскими методами, в результате несколько сотен дрессированных животных по всей империи были попросту уничтожены. Однако, несмотря на официальный запрет и жесткие меры, традиционная «медвежья потеха» продолжала существовать в России вплоть до 1920-х годов ХХ века, а бродячих цыган с медведем еще долго называли «сморгонский учитель с учеником».
1909 год. В США стартует первая в мире женская автогонка
Женщины участвовали в гонках и раньше, но наряду с мужчинами. Так, согласно протоколам, в 1901 г. в автопробеге между Парижем и Берлином, на старт которого вышли 122 автогонщика, француженка Камилла дю Гас пришла к финишу 32-й.
Но тут за рулем были исключительно женщины. В состязании приняли участие более дюжины экипажей. Участницы стартовали в Нью-Йорке, отправлялись в Филадельфию, а затем возвращались в Нью-Йорк.
Впоследствии дамы уже не покидали полюбившийся им вид спорта. Так, в 1920-е годы в автогонках блистала чешка Элишка Юнкова. В ее послужном списке было 56 кубков за победы, которые она одержала за четыре года активных выступлений. В 1928 г., после гибели мужа-гонщика в Нюрбургринге, Элишка завязала с автоспортом.
В 1960-е годы прославилась раллистка Патриция Мосс. Она победила во многих гонках того времени, но после замужества ушла из профессионального спорта.
В СССР тоже были известные гонщицы. Самые титулованные — Илона Алишаускене и Рута Крикштампонене, в 1988 г. они стали мастерами спорта СССР.
Сегодня автоледи участвуют в различных гонках, в том числе и в легендарной «Париж — Дакар». К примеру, в 2001 г. Ютта Кляйншмидт стала победительницей в классическом зачете этой гонки.
1922 год. Инсулин впервые применен для лечения диабета
Умирающий от сахарного диабета 14-летний пациент Центрального госпиталя Торонто Леонард Томпсон стал первым, кого удалось вырвать у смерти благодаря этому веществу, снижающему уровень сахара в крови. Подростку были сделаны инъекции инсулина, после чего у него не только не было явных побочных действий, но и перестал прогрессировать диабет.
Инсулин был выделен за год до этого Фредериком Бантингом из поджелудочной железы собаки. Заняться поиском методов лечения этой болезни молодого канадского ученого заставил трагический случай — смерть друга от диабета. За свое революционное открытие Бантинг совместно с шотландцем Джоном Маклеодом был удостоен в 1923 г. Нобелевской премии.
По данным Всемирной организации здравоохранения, диабет занимает четвертое место среди причин преждевременной смерти.
1927 год. Испытание первого в СССР крематория
До прихода к власти большевиков людей на Руси хоронили одним способом: по христианскому обычаю закапывали в землю. В 1918 г. вышел декрет Совнаркома, санкционирующий кремацию. Новшество, однако, прижилось не сразу. Первый крематорий появился в СССР только через восемь лет. Создавать его решили не с нуля, а приспособив под это дело расположенный на юго-западе Москвы храм Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре.
Но прежде чем строить колумбарий (могильник с захоронением пепла в урнах), необходимо было ликвидировать уже существующие захоронения. И вот в «Вечерней Москве» между статьями «Ленин об абортах» и «Дорогу театральному молодняку» появилось объявление под названием «Перенесение покойников». В нем гражданам предлагалось в десятидневный срок перезахоронить своих родственников на каком-либо другом кладбище. В противном случае, говорилось в публикации, могилы будут уничтожены.
11 января 1927 г. состоялась пробная кремация. Очередников на сожжение, как ни странно, оказалось невероятно много, так что на роль первого кремируемого пришлось отбирать наиболее достойного. Остановились на теле 53-летнего рабочего Мытищинской водоподъемной станции, бывшего революционного балтийского моряка, члена ВКП(б) товарища Федора Соловьева. Кремировали — и тут же приняли постановление о том, чтобы считать урну с его прахом памятником первой кремации в СССР. Эту урну и сейчас можно увидеть в главном ритуальном зале Донского монастыря.
Через месяц руководство крематория рапортовало Моссовету: «Сжигание трупов… дало вполне удовлетворительные результаты. Сухонькая старушка сгорает за 50 минут, люди покрепче — за полтора часа, но долго тлеют кости. Дольше всех горят раковые больные».
7 октября 1927 г. крематорий был открыт. С этого времени идея огненных похорон стала считаться очень модной и прогрессивной. В газетах регулярно появлялись статьи, пропагандирующие эту тему, и фельетоны, высмеивающие обывательские предрассудки.
1960 год. В СССР создан Центр подготовки космонавтов
Ныне это Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, который находится в ведении Роскосмоса.
После успешного запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 г. было принято решение о выводе на орбиту космического корабля, пилотируемого человеком. В 1959-м были подписаны постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам».
11 января 1960 г. главнокомандующий Военно-воздушными силами маршал авиации Константин Вершинин подписал директиву «О формировании штатов Центра подготовки космонавтов», и уже в марте был сформирован первый отряд советских космонавтов из 20 военных летчиков, прошедших строжайший отбор. Что касается физических параметров, то в первый отряд отбирались летчики не старше 35 лет, ростом не выше 170 см и весом не более 70 кг. Командиром первого отряда космонавтов стал летчик, спасавший челюскинцев, герой Великой Отечественной войны Николай Каманин.
К лету 1960 г. определилась шестерка претендентов на первый полет: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов и Валерий Быковский. Из них к апрелю 1961-го были отобраны трое: Гагарин, Титов и Нелюбов. Все они записали обращение первого космонавта к советскому народу, и все трое 12 апреля 1961 г. были на космодроме Байконур. Но все же стать пионером космоса суждено было Гагарину. В 9 часов 7 минут он сказал: «Поехали!», открыв тем самым период орбитальных полетов человека на космических летательных аппаратах.
Из 20 членов первого отряда космонавтов в космосе побывали 12. Трое погибли при исполнении служебных обязанностей: Валентин Бондаренко — во время тренировочных испытаний в барокамере в марте 1961 г., Владимир Комаров — при посадке космического корабля «Союз-1» в апреле 1967 г., Гагарин — во время тренировочного полета на самолете в марте 1968 г.