Подводя итоги 2023 года для Нижегородской области, можно сказать, что основные результаты работы правительства региона и местных властей – это оперативное исполнение установок федеральной политики.
Например, есть федеральная программа «Формирование комфортной городской среды», и в ее рамках реализуются проекты по благоустройству территорий.
С одной стороны, хорошо, что задействованы механизмы, которые позволяют наиболее быстро получить очевидный результат. С другой стороны, у этой механики, транслируемой сверху, есть две особенности, которые вызывают озабоченность.
Предлагаемые к реализации проекты далеко не всегда являются проектами реального развития территорий. Можно предложить аналогию: хорошо, когда родители вовремя стирают и отглаживают одежду школьника. Но когда он растет, переходит из первого класса во второй, из второго в третий, этого уже недостаточно. Нужно покупать костюмчик и рубашку другого размера, и менять нужно многое, не только одежду.
Пока что мы видим довольно своевременное приведение в порядок уже имеющегося, но что касается динамики, увеличения масштабов – здесь успехи далеко не столь заметны. В решении задач развития Нижнего Новгорода и региона присутствует некая ограниченность.
Например, тот же парк «Швейцария» после всех дебатов все же обновили, сейчас это популярное место. Но, напомню, в проекте было две очереди – верхняя часть парка и нижняя часть. Реализация этих планов заморожена. Склон и нижняя часть пребывают в том же запустении, что и до начала реализации проекта. И никаких признаков того, что ситуация в следующем году изменится, не заметно.
Хотелось бы видеть не просто подновление уже имеющегося арсенала, но и настоящее развитие Нижегородской области.
Пока можно только надеяться, что от акцента на благоустройстве в будущем году начнется движение к развитию промышленного потенциала, созданию новых предприятий. Занимаясь лишь сохранением накопленного потенциала, мы рискуем впасть в состояние застоя.
Андрей Дахин, профессор НИУ РАНХиГС