Меня интересует профессионально и человечески тема проживания горя и, поэтому я с интересом читаю художественную литературу, где главные герои переживают утрату. Одна из таких книг " Случайный турист"писательницы Энн Тайлер.
Прочитав аннотацию, до чтения самого романа, у меня было предположение, что это история о том, как супруги проживают общее горе. Часть истории действительно посвящена рассказу о погибшем сыне и его жизни. Совсем чуть-чуть.
Из аннотации: "Это семейная история о зыбкости отношений и жизни вообще, о попытках обрести себя, не вылезая из собственной скорлупы.
На долю главного героя Мэйкона и его жены Сары выпала страшная трагедия - гибель Итона, их сына-подростка. С тех пор они словно потерялись в этой жизни и брак их стремительно разваливается".
Действие романа начинается через год после трагедии.
" - Не важный из тебя утешитель,- сказала Сара.
- Я стараюсь как могу, милая.
- Ты живёшь своей прежней жизнью. День за днём по заведённому распорядку, по унылым привычкам. Никакого утешения.
- По-твоему, мне оно не требуется? - спросил Мэйкон. - Ты не единственная, Сара. Не понимаю, почему ты считаешь это своей единоличной утратой.
- Порой так оно и выходит".
Автор подчёркивает, что супруги совершенно несхожие люди, каждый со своими привычками и ценностями. И их объединял лишь сын.
Смерть детей почти всегда означает затянувшееся горе. Даже спустя десятилетия горе бывает чрезвычайно интенсивным.
Главный герой Мейкон не меняется за время действия романа, так остаётся таким, как и был: одиноким, несмотря на любовный треугольник; закрытым и непросящим помощи даже в трудной ситуации и, не рассказывающим ничего о своей утрате.
Роман заканчивается на том, что главный герой выбрал не жену.
У меня же сложилось впечатление, что хоть это и окончание романа, но не окончание истории (если бы такая имела место в жизни).
По моему мнению, Мейкон находится в процессе проживания горя:
- он уходит от жены к другой женщине, чем, возможно, заполняет пустоту, образовавшуюся после гибели сына;
- "закрывается" от знакомых и ничего им не рассказывает, что похоже на изоляцию;
- ему часто снится сын, которого он метафорически теряет во сне, как потерял и в жизни;
- "видит" сына в других подростках.
"Мейкон вновь увидел парня, чья свободная упругая походка показалась знакомой.
Наверное, взрослый Итан выглядел бы так же?
Может, было бы легче, если б мёртвые старели?
Если бы если бы знать, что на небесах Итан растёт, что теперь ему не двенадцать, а четырнадцать, было бы не так горько. Душа-то потому и разрывается, что мёртвые не подвластны времени.
Мейкон смотрел в окно, обдумывая возникшую мысль. Он будто ожил и устремился вперёд. Течение времени, думал он, это есть истинное приключение, какого больше нигде не сыщешь. И если вообразить, что Итан тоже плывёт в этом потоке, пусть в другом, недосягаемом месте, тогда наверное, можно как-то пережить разлуку с ним".
Страдание Мэйкона связанное с утратой, которое в процессе проживания, со временем, начинает уменьшаться. Мэйкон осознает и может описать свое состояние (душевная боль, печаль, тоска, злость, вина), описывает события и смыслы — что произошло, какая жизнь была до утраты, что происходит с ним сейчас, картину будущего, сначала через оптику страданий, у него начинают появляться реалистичные планы на будущее.
Моё отношение к главному герою менялось и остаётся со множеством чувств. Я сопереживаю его утрате; злюсь на его нерешительность и ригидность привычек, что решения принимают за него женщины; уважаю за то, что не бросил собаку сына, а выдрессировал её; сожалею о том, что ему не удалось сохранить семью; досадую на его изоляцию и закрытость от друзей.
По ходу чтения у меня были размышления о том, как бы я закончила роман, если бы была автором.
Скорее всего описывала бы его переживания в горевании и устройство новой жизни, уже без семьи.
Моё продолжение было бы без любовных историй, а про создание новых, эмоционально насыщенных связей с родными, соседями, знакомыми, поскольку я не увидела изменения главного героя, его мыслей, способов жить и действовать по ходу повествования. Для меня Мэйкон так и остался в собственной "скорлупе".
Автор: Альфия Юлдашева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru