Найти тему

Как продлить жизнь гидравлике на экскаваторе?

Читайте наш краткий гид как избежать внезапных и постепенных отказов гидравлики, а также несколько полезных рекомендаций по их профилактике. В конце бонус – удобно собраны частые неисправности гидросистемы и способы их устранения.

Откуда возникают поломки гидросистемы?

Многие упомянутые в этой статье вещи хорошо известны опытным экскаваторщикам – но это не отменяет их важности. Тут как с диетой для стройности: все точно знают, что, как и когда нужно есть, но почему-то никто не соблюдает.

А дело вот в чем: причина более 70 процентов поломок гидравлики – некондиционное состояние масла. Причем на долю изначальной некондиции (залитая подделка или не подходящие тех. требования масла) приходится абсолютное меньшинство случаев. В основном, причины настолько очевидны, что становится даже скучно: в масло попадает вода или грязь, не поставили фильтр на маслоприемник, или емкость, где хранилось масло, была с осадком и т.д. Очистка гидравлики в большинстве случаев осуществляется только на обратке. До этого все загрязнения – осадок, грязь и т.д - свободно попадают в гидронасос.

Новенький гидроотсек на JCB – приятно смотреть. Пока еще никакой грязи и пыли
Новенький гидроотсек на JCB – приятно смотреть. Пока еще никакой грязи и пыли

Вопрос – а почему нельзя поставить фильтр тонкой очистки на входе? Дело в принципе работы гидросистемы: если ограничить мелкой сеткой ход масла, у насоса будут проблемы со всасыванием. Поэтому обходятся только фильтром грубой очистки. Но он, конечно, не защищает от мелких частиц.

Единственное, что может уберечь гидравлику – это добросовестный оператор, который будет смотреть, что он льет. Масло без грязи плюс проверенные поставщики плюс регулярный сервис – так выглядит общий рецепт долгой жизни гидравлики вашего экскаватора.

Как правильно обслуживать гидравлику на экскаваторе?

Несколько советов, которые помогут максимально продлить жизнь гидросистемы вашего экскаватора, избежать дорогого ремонта и простоя в ожидании запчастей.

· Перед сменой масла очистите от грязи горловину. Как говорится, кто бы мог подумать?

Масло приобретается в строгом соответствии с рекомендациями производителя, которые можно найти в тех.документации к спецтехнике. Другое лить нельзя, если не хотите скорого ремонта.

Сам по себе процесс смены масла несложный. Можно сделать самому или, если не хотите заморачиваться, поручите дилеру:

1. Предварительно разогреваем гидросистему небольшими «упражнениями» - повышаем вязкость и температуру для облегчения слива. Вырубаем машину. Под сливную пробку ставим емкость под старое масло.

2. Выкручиваем пробку, ждем полного слива масла из гидросистемы. Для примера, на JCB 3CX/ 4CX в гидросистему закачано 130 литров – так что понадобится бочка, а то и не одна. Чтобы придать процессу ускорение, можно поднять рукоять или поставить на открытие клапаны.

3. Масло слито – пробку закрываем. Ставим новый фильтр-сетку, предварительно убедившись, что он не поврежден и сито целое.

4. Аккуратно льем новое масло в систему, регулярно проверяем отметку заполняемости.

5. Закручиваем заглушку, заводим машину, проверяем работоспособность г/с и агрегатов.

· Внимание на гидроцилиндры зимой и при пограничных температурах. В процессе работы цилиндр нагревается. Попадая на него, снег подтаивает, и за период стоянки на вытянутом цилиндре легко образует наледь, к которой примешивается пыль и грязь. Из-за этого его сальник медленно, но верно «умирает» - течь в последующем гарантирована. Конденсата на штоках тоже быть не должно. Убирайте его, втягивайте штоки на период, пока техника в простое.

· Опять же, элементарное: берегите цилиндры даже от мелких ударов. Почему – объяснять не надо. Не примеривайтесь к негабаритным объектам, так можно повредить ковшовый цилиндр.

Ковшовый цилиндр
Ковшовый цилиндр

· Крайне важно работать без перегрузок. Они появляются, когда рабочие гидроагрегаты доходят до конца хода. В этом случае срабатывает клапан разгрузки – механизм по идее аварийный, сбрасывающий давление в гидросистеме: цилиндр клинит, ему некуда больше продвигаться. Так быть не должно, иначе высокий износ и повреждения рано или поздно гарантированы.

· Зимой гидравлику, как и дизель, тоже надо разогревать до нужной вязкости.

Для этого прогреваем стрелу, гидромоторы и другое оборудование, постепенно ими вращая и манипулируя – но без доведения штока до упора. С гидромоторами нужно тоже быть предельно аккуратным: поворачиваем платформой, делаем отжим ковшом, вывешиваем и двигаем сначала одной, затем другой гусеницей. Конечно, все это должно делаться без какой-либо нагрузки.

· Проводим периодическую замену гидрошлангов. О нормативных сроках замены получите информации у дилера спецтехники или найдите в технической документации к машине. Это примерно 4000 моточасов, но по факту – в зависимости от производителя и модели.

· Каждый раз проверяйте целостность манжетов и уровень масла. Аксиально-поршневой насос при недостатке масла выходит из строя за пару минут – сначала задир на торцевой, потом поршни и блок. Даже если быстро заметить проблему и долить масло, при таких повреждениях насос уже не будет давать нужного давления, понадобится замена.

Всегда наблюдайте за уровнем нагрева масла. Его рабочая температура в гидравлической системе составляет 80о. При превышении этой отметки начинают меняться его эксплуатационные свойства – возникает высокий износ из-за того, что происходит трение металла.

Например, у китайца SANY температура гидросистемы может выводиться на монитор управления, как у Komatsu
Например, у китайца SANY температура гидросистемы может выводиться на монитор управления, как у Komatsu

· Если случилась замена гидронасоса (особенно из-за повреждения) обязательно перед ней промываем гидробак. Даже наличие мелкой стружки – это высокие риски для поршней.

Частые неисправности гидросистемы экскаватора и варианты ремонта

А теперь – обещанный в начале бонус: мы собрали в одну таблицу частые неполадки с гидросистемой и способы их устранения.

-4