В действительности, есть такой период в развитии ребёнка, и это совершенно нормально и очень хорошо, когда ребёнок делает игрушку своим другом и чувствами с ней взаимодействует. Она помогает ему сепарироваться от мамы в определённый период времени и сохранять с помощью чувств спокойствие, прожить тревогу отделения от мамы (сепарационную тревогу).
Ребенок был в слиянии с мамой, а игрушка помогает позднее изменение дистанции в отношениях с ней пережить (например, если мама вышла из декретного отпуска на работу). Ребенок переносит эту эмоциональную связь с мамой на игрушку, и в игрушке сохраняет эти чувства, это слияние. Она помогает сделать такой важный жизненный переход.
Такой период очень важен. Сначала это игрушки, затем друзья и подружки, и окружающий мир. И так чувство безопасности внутри у ребёнка сохраняется, а не теряется.
Но бывает и наоборот. Если мама холодная, отталкивающая, исключающая ребёнка из жизни, не уделяющая внимания, а занятая бытом и только собой, то ребенок начинает с помощью игрушки заменять отношения с мамой (это уже тоска, грусть, ощущение брошенного ребёнка, тревога, страхи и т.д.). Вот у таких детей игрушки замученные, потому в них ребенок погружает свою тревогу и страхи, отсутствие эмоциональной связи и поддержки с мамой. Он в игрушку не приятные чувства с мамой загружает, а тревогу и страхи. Она является спасателем ребёнка от страхов. От таких детей мы можем слышать, что они берут игрушку, чтобы не бояться или защититься. Их, кроме игрушки, никто не защищает. Мама этого не делает. Это уже тревожный звоночек.
Но даже здесь игрушка выполняет очень важную и полезную функцию. Она контейнирует тревогу и страхи ребёнка. То есть освобождает на время напряжение и стресс ребёнка. По игрушкам ребёнка можно легко понять его эмоциональное состояние. Так же, как и по самому ребёнку.
За ним нужно понаблюдать: если ребенок грустный, слишком спокойной, неактивный, плаксивый, не улыбается, истерит с мамой, то это второй случай. В первом случае сохранено базовое доверие к миру, во втором оно разрушено.
Но, кстати, это может быть не только игрушка, а какая-нибудь другая вещь. У меня, допустим, в детстве была детская швабра.
Как научить ребёнка выражать любые свои чувства, как ребёнку сформировать внутренние опоры и уверенность в себе, как помочь ему гармонично проходить сепарацию, как сделать так, чтобы ребёнок слышал и уважал своих родителей, я обучаю на марафоне «Осознанное родительство». Очень полезные и важные знания собрал в этом марафоне.
С уважением, ваш психолог Ренат Владимирович Петрухин
Все подробности о моих консультациях и курсах и запись на них здесь: