Очень сложно мне на сей раз дался мой горячо любимый автор! И это в какой-то мере хорошо, потому как талант его раскрылся для меня еще больше и заблистал новыми гранями. Если в других ранее прочитанных мной произведениях Кронин ставил в центр яркую личность, то в "Звездах смотрят вниз" он создал не просто социальную драму о буднях одного отдельно взятого шахтера, он (возможно, высокопарно, но все же) - создал роман-эпопею и целый калейдоскоп судеб на страницах книги. Очень ярко, реалистично, жизненно, животрепещуще, злободневно и по сей день [даже почти через сотню лет после создания..]
В романе поднимается множество тем, вопросов и проблем, каждая из которых прекрасно иллюстрируется и подчеркивается действиями и мыслями героев. С ними можно не соглашаться, можно осуждать, можно грустить и сотрясать воздух, но.. невозможно упрекнуть при всем при этом автора в неуемной фантазии. Он пишет о жизни, такой какая она есть, а не сочиняет сказки с воздушными замками и единорогами. Да, грубо и всегда хочется верить, что нет - мир он не такой, люди - другие, делай дело хорошо и будет тебе достаток, почет и счастье, добро всегда побеждает зло и все такое. Увы, в жизни все бывает иначе: хорошие, добрые и честные не всегда добиваются справедливости, богатство падает с неба подчас не от праведного труда, чудеса чаще не случаются, небесная кара не достигает тех, кто ее достоин. Но это не повод опускать руки и ничего не делать. Да, порой случает и падать, борьба не приносит побед, поражение толкает в прошлую жизнь (в ту самую, от которой ты бежал), но все же - хочется верить, что это только передышка перед новым сражением, а не финал (слышишь меня, Дейв?!).
Препарировать роман на составляющие дело довольно неблагодарное - слишком много всего, слишком насыщенно и масштабно, но я попытаюсь остановиться на личностях: - Роберт Фенвик - первое лицо, которое внушает надежду на перелом общественного уклада и жизненных страданий рабочих шахты. Умный и сильный мужчина, который не просто видит и понимает, он не страшится говорить об этом, вдохновлять и вести за собой толпу. Он мало думал о себе, а больше об обществе и близких. Видя несправедливость, каторжный труд и опасность - не хотел он такой доли для своих детей, потому и горячо поддерживал он все стремления вырваться из этой среды: уехать, учиться, найти свой путь подальше от Террас, "Нептуна" и нищеты. Никто не гарантировал успеха, но он рассматривал и искал шансы, в отличии от своей жены. - Марта Фенвик - очень противоречивый персонаж. Ей хочется сочувствовать с первых строк, но, раскрываясь все больше и больше, показывая свои желания, зашоренные мечты, свой характер и видя ее поступки, ее начинаешь тихонечко ненавидеть. Не так, чтобы сильно и злостно, а скорее с тоской и обреченностью в осадке. Работящая, трудолюбивая, привыкшая к такой жизни и консервативно настроенная на любые изменения в сложившемся порядке. Она - приверженец устоев и традиций, возведшая их в абсолют в негативном смысле. Горько было смотреть как она противится желанию сыновей к лучшей жизни, как осуждает образование, как отталкивает родных людей в тяжелое время и даже радость для ее сердца в финале не оставляет радужных эмоций в отношении этого персонажа. - сыновья Фенвиков: Дэви, Сэмми, Гюи. Такие разные мальчишки: вечно полуголодные, знающие на себе тяжелый труд с самого раннего возраста, находящиеся постоянно под гнетом опасности. Гюи - мальчишка с потерянным будущим, до последнего верящий, что он успеет на просмотр и станет великим футболистом - маленькая боль с сердце читателя. Сэмми - простой работящий парнишка, гордость матери, имеющий все шансы стать продолжателем династии - вторая маленькая боль целого поколения, не вернувшегося домой. Дэви - надежда отца, достойный продолжатель борьбы за права и достойную жизнь рабочему классу - третья и моя личная маленькая боль по прекрасному человеку, жизнь которого была наполнена несбывшимися надеждами: на учебу, на карьеру, на семью, на справедливость. Да, многие его поступки стали катализатором того, к чему он пришел в итоге, но все равно - по человечески было очень его жаль. - Семья Баррас - иной класс, представители со стороны угнетателей, владельцы шахт. Хотелось бы сказать, что они истинное зло во плоти, но это тоже не так, хотя и не оправдывает сложившегося положения. Ричард - эгоистичный, суровый и даже жесткий человек. И я не знаю, какой из его поступков меня возмутил больше - катастрофа на шахте и попытки ее скрыть или то, как он безжалостно расправился с собственным сыном. Как бы ни было грустно, но мне совершенно не жаль его; он получил то, к чему так долго стремился, хотя, конечно, такого исхода не пожелаешь и врагу. Артур - восторженный, неопытный, слишком недальновидный и слабый. Да, он идеалистически также как Дэви хочет все исправить, мир во всем мире и чтобы всем жилось хорошо, но увы, он не понимает и не может сделать это; нет в нем стального характера и предпринимательской жилки, не видит он людей и не понимает их, а получив пару тумаков, просто опускает руки и сдается. Грейс - вот за нее мне было очень радостно, прямо до мурашек. Человек, который пусть и не вступал в борьбу века, не радел за общественное счастье, нет, но она вместе с Дэном сказала "Нет" классовым предрассудкам и вырвалась из этой жизни, построив свое гнездышко, в котором не слышится кашель, а все пышут здоровьем и где счастье уж точно не в деньгах. Хильда - воплощает в себе тему борьбы за равноправие женщин, за возможность строить свою жизнь и не заканчивать ее праздным существованием и замужеством. Она жаждет учиться, но не получает в этом деле поддержки со стороны отца. И тут, стоит признать, что иногда темные времена способствуют в итоге хорошим возможностям, которые позволили Хильде сделать шаг по направлению к своей мечте. - Джо Гоулен - об этом персонаже мне просто даже не хочется говорить. Наглый, хитрый, безжалостный, идущий по головам и трупам, извлекающим пользу для себя из горя других да и не думая об этом. Список его грехов не поместится на лист А4, но и, признаться, даже прослеживать и вспоминать о нем не хочется. Увы, да - такие люди тоже есть, но называть их героями - не хочется. - Дженни - милая Дженни, какая ж она дурочка, просто ужас какой. Поверхностная, праздная, легкомысленная. Ее больше волнует внешнее - хороша ли прическа, модная ли шляпка, чем внутреннее и всеобъемлющее. Ей важнее весело и приятно жить, пить портвейн, танцевать и радоваться моментам, но не строить жизнь, не думать о будущем, не заботиться, не трудиться. Ее жизнь планомерно шла к тому, что произошло и это все даже не вызывает сочувствия.
Рассмотреть все и вся романа не представляется возможным, его лучше прочесть. Он не спешный, порой монотонный, тягучий, но безмерно прекрасный. Не оценила я, пожалуй, только моменты политической борьбы, но это все мелочи. Важное, нужное, животрепещуще острое держит читателя крепко и даже после завершения не отпускает мыслями и эмоциями.