В это сложно поверить, но в конце 60-х годов угон воздушного гражданского судна в США не считался каким-то неординарным событием. Проверки личных вещей пассажиров тогда еще не существовало, и угонщики вовсю этим пользовались. В основном похитителями самолетов были разочаровавшиеся в капиталистическом строе американцы. Они свободно проносили на борт оружие и угрожая им, заставляли пилотов изменить курс. Летели преимущественно на Кубу, чему бородатый Фидель был весьма рад. Он требовал у американских властей деньги за возврат судов, а его пропаганда каждый такой случай раздувала до вселенских масштабов.
Рим вместо Сан-Франциско
Поэтому сорок пассажиров рейса TWA85, летевшего из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско, вовсе не удивились, когда узнали, что самолет захвачен и меняет курс. Особого страха люди не испытывали, а к угонам относились скорее как к досадной неприятности, которая путает все планы. Да и разве можно было бояться симпатичного белозубого парня, пусть и с винтовкой в руках, который вежливо сообщает пассажирам, что Boeing вынужден сменить курс, и в Сан-Франциско в этот день 31 октября 1969 года никто не попадет.
Пассажиры с удивлением узнали, что их полет продлится не полтора часа, а в десять раз дольше, и полетят они не в Сан-Франциско и даже не на Кубу, а прямиком в Рим сначала через всю Америку, а потом Атлантический океан. И всё это по требованию 19-летнего парня, стоявшего у кабины пилотов и держащего на мушке стюардессу Шарлин Демонику. Сидящие в салоне люди удивились бы еще больше, узнай они, что этот трансатлантический угон состоялся из-за двухсот долларов, которые государство не доплатило участнику войны во Вьетнаме Раффаэле Миникиелло.
Угнать из-за 200 долларов
Парень отправился воевать во Вьетнам добровольцем, надеясь заработать себе денег на жизнь. Итальянский эмигрант, он и десяти лет не жил Америке. Когда Раффаэле было 12 лет, его семья приехала в Штаты из маленького итальянского городка близ Неаполя. Жили тяжело, перебивались случайными заработками. Потом началась Вьетнамская война, и Миникиелло, достигнув призывного возраста, с радостью отправился служить в надежде заработать много денег.
Только вот его личная война продлилась совсем недолго — уже в 1969-м Раффаэле возвращается на родину, разочаровавшись в "тяготах и лишениях" военной службы. Дома он обнаруживает у себя на счете 600 долларов вместо положенных 800. Капрал Миникиелло сначала обратился за помощью к своему командованию, а когда те развели руками, психанул, напился и ограбил склад военно-морской базы Кэмп-Пендлтон, унеся оттуда ровно на 200 долларов радиоаппаратуры и других вещей. Его нашли, арестовали, но потом выпустили до суда, который должен был состояться 1 ноября 1969 года. Но Раффаэле не стал дожидаться процесса, а просто решил угнать самолет и улететь на нем на родину в Италию. Тем более, что его семья, недовольная американской жизнью, накануне тоже вернулась домой.
Сложный маршрут
Оружие он спокойно пронес на борт под одеждой и спрятал в туалете. А когда "Боинг-707" взлетел, Миникиелло взял на прицел одну из стюардесс и приказал отвести его в кабину пилотов. Там он и объявил экипажу, что самолет захвачен, должен сменить курс и лететь в Рим.
То, что Рим — это у черта на куличках и долететь до него не хватит топлива, серьезно озадачило угонщика. Начались переговоры, больше походившие на торг. В итоге договорились, что "Боинг" меняет курс и садиться в Денвере (это на полпути между Лос-Анжелесом и Нью-Йорком). Там Миникиелло отпускает пассажиров, потом самолет летит в Нью-Йорк, где заправляется топливом, садит на борт пилотов-международников, высаживает стюардесс и летит в Европу с еще одной дозаправкой в Ирландии.
Получался не угон, а настоящий трансатлантический вояж в неторопливой комфортной обстановке. Угонщик обходился со всеми тактично, не повышал голоса и не угрожал. Мало того, почувствовав себя свободно, он отпустил стюардессу и уселся в кресло за кабиной пилотов, легкомысленно поставив на пол винтовку. Никто не пытался протестовать или чего хуже обезвреживать угонщика — пассажиры знали, что они выйдут в Денвере, а там об их судьбе позаботиться авиакомпания. А экипаж был уверен, что их приключение закончится в Нью-Йорке.
Отмененный штурм
Дозаправка в Денвере прошла без проблем. Власти, разумеется, знали об угоне, но собирались обезвредить преступника в Нью-Йорке, где для этого имелись все возможности. И действительно, в аэропорту "Джон Франклин Кеннеди" рейс уже поджидало около сотни агентов ФБР. Некоторые из них с оптическими винтовками, готовые стрелять по приказу. Другие — в одежде техников, чтобы не вызывая подозрений зайти на борт самолета.
Нет никаких сомнений, что трансатлантический угон закончился бы даже толком и не начавшись. Но всё изменил случай. Точнее один единственный выстрел. Позже выяснилось, что он был случайным — Раффаэле от скуки чистил винтовку и нечаянно нажал на спусковой крючок. Пуля угодила в потолок, только чудом не задев баллон с кислородом и не повредив фюзеляж.
Но в тот момент пилоты об этом не знали. Услышав выстрел, они испугались за свою жизнь и передали земле, чтобы штурм отменяли и к самолету никто не приближался, кроме двух пилотов-международников. Позже капитан Дональд Кук рассказывал в интервью "Нью-Йорк Таймс":
План ФБР точно привел бы к гибели всей команды. Мы сидели с этим мальчишкой шесть часов и наблюдали, как он из безумного маньяка становился довольным и спокойным парнем с чувством юмора. А эти идиоты, ничего не зная, приняли решение, как с ним справиться.
Через океан в комфорте
В итоге в Нью-Йорке на борт поднялись лишь два пилота, а вторую дозаправку самолет произвел уже в штате Мэн. Оттуда он и взял курс на Европу. Этот перелет прошел без приключений. Единственная сложность заключалась в том, что на борту не было еды. Но об аппетите пилотов говорит не приходилось, а что до Миникиелло, то он с удовольствием стрескал все пирожные, которыми стюардессы собирались кормить пассажиров во время полуторачасового перелета.
Угонщик все это время был весел и раскован. Про оружие он забыл — винтовка небрежно лежала на кресле, а сам он непринужденно играл в карты со стюардессой Шарлин Демоникой и показывал ей фокусы. У пилотов даже мысли не было попытаться обезвредить угонщика. А зачем? Они прилетят в Рим, а оттуда после недолгого перерыва вернутся на родину. Какой смысл подвергать себя опасности и устраивать рисковую операцию на высоте 10 000 метров?
После короткой дозаправки в ирландском Шанноне "Боинг" взял курс на Рим. Посадка прошла без эксцессов, а Раффаэле, прощаясь с заложниками, был с ними весьма обходителен и даже извинился, что доставил так много проблем. Приключения экипажа на этом завершились, а вот у угонщика начался самый напряженный этап его операции.
"Что я такого сделал?"
Еще в воздухе через пилотов он передал требование — подогнать к трапу легковую машину с офицером полиции без оружия. Итальянские власти выполнили его требования, уверенные, что на земле они смогут без хлопот провести задержание. Однако Миникиелло поступил весьма нестандартно.
Сначала он петлял по окраинам Рима, держа на мушке водителя-полицейского и пытаясь уйти от слежки. Когда стемнело, приказал ему мчать в Неаполь. А поскольку машину к трапу Раффаэле затребовал не абы какую, а Alfa Romeo, то он без труда смог оторваться от погони. Власти были готовы задержать его в Неаполе, тщательно продумывая операцию. Но преступник неожиданно приказал остановить машину посреди ночной дороги, попрощался с офицером полиции и дал деру в лес.
Его искали целые сутки с собаками и вертолетами. Вся Италия напряженно следила за этой погоней, а отец Раффаэле пообещал в интервью журналистам оборвать сыну уши за эту выходку. Но бывший капрал армии США не сильно тревожился конспирацией — спустя 28 часов он явился на службу в местную церковь и очень удивился, когда туда примчалась полиция его задерживать. "Я же ничего не сделал, земляки, за что вы меня арестовываете?", — искренне недоумевал Миникиелло.
Слет заложников
Судили его вовсе не за угон, а за нелегальный ввоз в страну оружия и боеприпасов. Вот только приговор удивил — семь лет тюрьмы. Впрочем, Раффаэле не отсидел и полутора, подав прошение и получив амнистию. Дальнейшая его судьба сложилась сумбурно. Молодой человек работал фотомоделью, пытался стать киноактером, женился, открыл собственный ресторанчик, прогорел. Развелся, снова женился, потерял супругу и ребенка во время родов по халатности медиков. Чтобы привлечь внимание к проблеме некачественной медицинской помощи, запланировал новый теракт. К счастью, у Миникиелло был друг, который увлек его чтением Библии. Раффаэле отказался от крамольной мысли и воцерковился. С тех пор он скромно живет в окрестностях Неаполя и работает старостой в местной общине.
В 2009 году он попытался организовать слет бывших заложников, но на призыв откликнулось только два человека — второй пилот и та самая стюардесса, которую он держал на мушке винтовки. Они тепло встретились, Миникиелло еще раз покаялся и подарил своим "друзьям по угону" два экземпляра Нового Завета с дарственной надписью.
Вот так закончился первый межконтинентальный угон в истории. Впоследствии в мире были еще попытки (порой успешные) повторить подобный трюк, но в связи с этим интересен СССР, где таких случаев не бывало. А вот за границу гражданские самолеты в Союзе угоняли. Впервые это произошло в 1970 году 👇:
(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: bbc.com; it.wikipedia.org)