27 декабря 2023 году идолу французского кинематографа, актёру, чей таланта многообразен и безграничен исполнилось 75 лет. Давайте разберём несколько картин любимого всеми Обеликса из Галли.
1. Вальсирующие (1974)
Жан-Клод и Пьерро — молодые бунтари, которые плевать хотели на мораль и общественные нормы поведения. Они грабят и крадут людей, угоняют машины и насилуют женщин. Очередные приключения сталкивают дуэт с полицией и вынуждают главных героев пуститься в бега.
Картина Бертрана Блие покорила французский прокат, но возмутила миллионы зрителей пошлыми шутками, интимом, аморальным поведением героев и желанием пойти против общественных правил. На то и был расчёт — Блие снимал фильм под впечатлением от студенческих протестов 1968 года и сексуальной революции, пытаясь расширить границы допустимого в кинематографе. Замысел постановщика поняли не сразу, но «Вальсирующие» всё же приобрели культовый статус. А главное — явили миру Жерара Депардье, молодого театрального актёра, который не побоялся исполнить в провокационном фильме главную роль.
2. Двадцатый век (1976)
1900 год. В день смерти великого итальянского композитора Джузеппе Верди в провинции на свет рождаются двоё детей: внук богатого помещика Альфредо и крестьянин Ольмо. Ровесники двадцатого века, но абсолютно разные люди: первый — домашний ребёнок, который живёт в тени именитых предков; второй — напористый батрак, который верит, что будущее за такими же простыми людьми, как он. Тем не менее они становятся друзьями, однако их приятельские отношения раз за разом проходят проверки. Главной из них станет разница в политических взглядах: Альфредо поддерживает набирающий популярность фашизм, а вот Ольмо с детства воспитан социалистом.
После успеха «Вальсирующих» Жерар Депардье получил приглашение сыграть в крупнобюджетном проекте — у Бернардо Бертолуччи, одного из самых популярных и скандальных режиссёров своего времени, к тому же плечом к плечу со звёздами европейского и американского кинематографа. Эта ранняя роль предвосхитит способность актёра органично вписываться и в исторические фильмы, и в блокбастеры. «Двадцатый век» — пятичасовой кинороман о классовой борьбе, столкновении политических взглядов и о том, как в стремительно меняющемся мире только отношения с близкими остаются точкой опоры и стабильности.
3. Лулу (1980)
Нелли, жена преуспевающего парижского рекламщика Андре, во время вечеринки встречает Лулу — пьяного и грубоватого мужчину, который только что вышел из тюрьмы. Девушка моментально влюбляется, проводит с новым знакомым ночь и уходит из дома. Нелли наслаждается беспечной жизнью и новыми впечатлениями — она даже не против содержать нового ухажёра, который отказывается искать работу. Всё меняется, когда героиня узнает о беременности, — вместе с новостями у неё появляется осознание, что в такой обстановке она не сможет растить ребенка.
После «Вальсирующих» Жерар Депардье приглянулся не только Бертолуччи, но и ещё нескольким видным европейским режиссёрам — например, Франсуа Трюффо, Алену Рене и Марко Феррери, да и тот же Блие неоднократно приглашал актёра в другие свои фильмы. Отдельного упоминания заслуживает союз Депардье и постановщика Мориса Пиала. Их первым из четырёх совместным фильмом стал «Лулу» — сатира о попытке сбежать из скучного буржуазного мира ради любви и о разочаровании в полученной свободе. Жерар здесь скорее ассистирует молодой Изабель Юппер, но даже в этой отчасти карикатурной роли умудряется показать себя.
4. Папаши (1983)
Семнадцатилетний подросток Тристан сбегает из дома. Отец не может найти сына, поэтому мать обращается за помощью к бывшим любовникам, а для дополнительного стимула убеждает каждого, что речь идёт о его ребёнке. Мужчины непохожи друг на друга. Первый — напористый журналист Жан Люка, который расследует дела мафии, не боясь последствий. Второй — Франсуа Пиньон, меланхоличный учитель в депрессии на грани самоубийства. Вместе герои отправляются на поиски сына и постоянно спорят, кто является биологическим отцом мальчика.
Жерар Депардье — актёр-хамелеон, который отлично смотрится не только в провокационных фестивальных драмах и исторических эпиках, но и в беззаботных комедиях. Особенно в дуэте с какой-нибудь другой звездой французского кинематографа. Например, с Пьером Ришаром актёр снялся сразу в трёх фильмах Франсиса Вебера («Невезучие», «Папаши», «Беглецы») — каждый благодаря химии центрального дуэта стал классикой. Причём не только во Франции, но и в СССР. В «Папашах» актёр вернулся к популярному в своей фильмографии амплуа грубоватого и самоуверенного мужчины. Пускай артист играет такие роли на автомате, но на контрасте с героем Ришара его Жан Люка запоминается надолго.
5. Беглецы (1986)
Известный грабитель банков по имени Жан Люка выходит из тюрьмы с твёрдым намерением изменить жизнь. Он отправляется в банк как обычный гражданин — чтобы просто открыть счёт. Правда, в этот момент туда врывается грабитель — отчаявшийся и безработный отец-одиночка Франсуа. Преступник берёт в заложники Жана Люка, но полиция не верит в совпадение и убеждена, что всё обстоит ровно наоборот: известный грабитель взялся за старое и пытается обдурить власти. Расстроенный Жан Люка хочет доказать невиновность, но в то же время помогает неопытному Франсуа советами.
Раз речь зашла о «Папашах», нельзя не упомянуть «Беглецов» — третий и последний совместный фильм режиссёра Франсиса Вебера и актёров Ришара и Депардье. Артисты снова вернулись к своим полярным амплуа — первый сыграл тюфяка-неудачника, второй — дерзкого грабителя. Между ними вновь встал ребёнок — переставшая разговаривать после смерти матери дочь Франсуа. Правда, динамика трио заметно отличается от «Папаш»: нет ни соперничества, ни попыток проявить себя. Совсем наоборот, лишь дружеская взаимовыручка и лишённое надменности сострадание. Отдельно стоит отметить трогательный финал картины, который стал идеальным завершением саги о таких непохожих героях.
6. Вид на жительство (1990)
Ухаживающая за растениями Бронте соглашается на фиктивный брак с незнакомым французом Жоржем: благодаря деньгам она сохранит квартиру с огромной теплицей — он же получит грин-карту, сможет остаться в США и найти достойную работу. Уже после сделки появляются неожиданные проблемы — иммиграционные службы отслеживают подобные случаи, поэтому приглашают молодоженов на интервью доказать правдивость союза. Наказание за обман суровое: Жоржа могут депортировать, а вот Бронте грозит уголовная ответственность.
«Вид на жительство» — не просто первый в карьере Жерара Депардье англоязычный фильм. Питер Уир был настолько впечатлен актёром в исторической драме «Дантон» Анджея Вайды, что мечтал представить его талант широкой публике. Против выступали продюсеры, которые не хотели финансировать романтическую комедию, одну из главных ролей в которой играет малоизвестный актёр. Однако Уир видел в роли обаятельного иностранца только Депардье — во время работы над сценарием он даже вырезал фото актёра и повесил над печатной машинкой. Уир оказался прав — Жерар отлично сыграл с МакДауэлл и удачно дебютировал в англоязычном кинематографе. Актёр покорил публику и прессу комедийным талантом и харизмой, а ещё был отмечен «Золотым глобусом».
7. Астерикс и Обеликс против Цезаря (1999)
В 50 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь узнаёт, что покорил не всю Галлию. Оказывается, на севере Бретани есть маленькая деревушка, которую никак не могут захватить римские легионеры. Обычное кельтское поселение отказывается платить дань императору. Секрет строптивости и непобедимости отважных галлов заключается в секретном волшебном зелье, которое наделяет каждого огромной физической силой и выносливостью. Во время нападений на деревню его пьют все жители — кроме упавшего в детстве в чан с зельем Обеликса.
«Астерикс и Обеликс» — культовая серия комиксов Рене Госинни и Альбера Удерзо, которая с успехов продавалась во Франции. После нескольких удачных экранизаций в формате анимационных фильмов было принято решение снять полнометражную картину. Вера в успех проекта была настолько большой, что «Астерикс и Обеликс против Цезаря» стал самым дорогим французским фильмом XX века. Не обошлось и без участия трех популярных актёров европейской комедии — Кристиана Клавье, Жерара Депардье и Роберто Бениньи. Обеликс Депардье получился настолько эффектным и смешным персонажем, что в последующих фильмах никто не замечал смену актёра, играющего Астерикса.
8. Мегрэ и таинственная девушка (2022)
Постаревший комиссар Мегрэ вовсю думает об отставке, но всё же берётся за очередное дело, которое, как назло, не только оказывается очень сложным, но и напоминает ему о прошлом. На парижской площади Винтимиль найдено тело молодой девушки с множеством ножевых ранений — на месте преступления нет ни свидетелей, ни зацепок, ни документов погибшей. Есть только предположение, что роскошное вечернее платье было взято на прокат. С этой, казалось бы, незначительной детали Мегрэ начинает расследование.
Несмотря на возраст, Жерар Депардье не сбавляет темп — актёр продолжает сниматься в нескольких фильмах за год. Комиссар Мегрэ — ещё одна роль артиста с литературным первоисточником: картина основана на цикле романов Жоржа Сименона. Персонаж неоднократно появлялся на больших и малых экранах, в том числе и в советских экранизациях, но Депардье сыграл Мегрэ по-своему. Вместо мудрого детектива перед зрителями предстал травмированный старец, живущий в тягостных мыслях и воспоминаниях, которые преследуют его долгие годы. Жерару удалось передать уязвимость и беспомощность человека, который может решить любую загадку, но не способен ответить себе на вопрос, как жить дальше после трагедии.