Над чём смеются французы? И какие классические комедийные сюжеты пришли к нам с родины кинематографа? Вспоминаем главные, классические французские комедии.
1. Фантомас (1964)
Фантомас — загадочный преступник с тысячью лиц, которые он меняет, чтобы подставлять ни в чём не повинных людей. Вызов ему бросают бесстрашный комиссар Жюв в исполнении Луи де Фюнеса и журналист газеты «Рассвет» Фандор, роль которого исполнил Жан Маре. Сначала аки Фома, неверующий в существование неуловимого злодея, он публикует статью, которая очень злит Фантомаса, в то время как бдительный Жюв подозревает всех.
Анекдотичная экранизация романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена превращает замечательно написанный детектив в пародию на жанр. Режиссёр Андре Юнебель заодно посмеялся и над прежними «серьёзными» экранизациями Луи Фейада, обыгрывая сцены из них в своём фильме. Звёздный состав и бесконечное количество ситуационных шуток сделали «Фантомаса» практически эталонной фарсовой комедией.
2. Игрушка (1976)
Франсуа Перрен (Пьер Ришар) — не слишком удачливый журналист, который с трудом находит работу в газете France Hebdo. По редакционному заданию он отправляется в магазин игрушек, который принадлежит холодному, властному и деспотичному миллионеру Пьеру Рамбалю-Коше (Мишель Буке), владеющему к тому же и газетой. Там он встречает его юного сына Эрика, который выбирает его в качестве подарка — своей новой игрушки. Эрик заставляет отвезти Перрена к нему домой, и постепенно между столь непохожими, но одинаково одинокими персонажами зарождается настоящая дружба.
Для Ришара это было уже второй ролью Франсуа Перрена. Впервые он сыграл его в «Высоком блондине в черном ботинке» (1971), автором которого был будущий постановщик «Игрушки» Франсис Вебер. Фильм при всём обаянии полон довольно жестокой иронии над властью капитала и в этом смысле действует куда эффективнее многих киноагиток того времени.
3. Мой американский дядюшка (1980)
Фильм великого экспериментатора французского кино Алена Рене, широко известного такими картинами как «Хиросима, любовь моя» (1959) и «Прошлым летом в Мариенбаде» (1961). Он один из самых интересных и неповторяющихся в своём творчестве режиссёров, удивляющих каждой новой работой.
«Моя американский дядюшка» — комедия специфичная, она представляет собой своеобразный кино-комментарий к теориям французского учёного и философа Анри Лабори о схожести поведений крыс и людей в стрессовых ситуациях, который сам Лабори и зачитывает с экрана. Свои взгляды он иллюстрирует на примере трёх героев самого разного социального происхождения: Жанин Гарнье (Николь Гарсиа), неудавшейся актрисе из рабочей семьи, которая постепенно превращается в буржуа; Жане Ле Галле (Роже Пьер) — добропорядочном чиновнике, а впоследствии писателе, пестующим свою нормальность; и, наконец, на примере Рене Рагено (Жерар Депардье) — выходце из крестьянской среды, который не получил нормального образования, но в конкурентной борьбе добился высокого поста на фабрике, пусть и ценой язвы желудка. У каждого из них есть ещё и любимый актёр, выражающий их идеалы — Жан Маре, Даниель Дарьё и Жан Габен, соответственно. Своих подопытных Рене и Лабори загонят в стрессовую ситуацию, из которой им придётся выпутываться, так же, как и их далёким предкам, — бежать, сражаться или «замереть».
4. Невезучие (1981)
Мари Бенц, дочь президента крупной компании, известная своим умением попадать в неловкие ситуации, отправляется в путешествие в Мексику и бесследно исчезает. Отец Мари отправляет по её следу профессионального частного сыщика Жана Кампана (Жерар Депардье) и обычного бухгалтера Франсуа Перрена (Пьер Ришар), обладающего, как и пропавшая, необычайном даром притягивать неудачу.
Ришар снова играет вечного неудачника Перрена, но впервые делает это в союзе с Жераром Депардье. Вебер в этом фильме взглянул на классический сюжет по спасению дамы в беде под необычным углом — Мари спасает не мужественный Кампана, а нежный и деликатный Перрен. Впрочем, Перрен не столько спасает Мари, сколько присоединяется к ней в её неудачах.
5. Папаши (1983)
Юный Тристан сбегает из дома. Его мама, Кристиан (Анни Дюпре), видя бездействие мужа, обращается к учителю-неудачнику на грани самоубийства Франсуа Пиньону и успешному журналисту Жану Люка. С обоими она встречалась в юности и обоих убеждает в том, что Тристан является их сыном. Перрен и Люка направляются на поиски Тристана.
Снова Пьер Ришар в роли Перрена (этот получился самым ранимым), снова Жерар Депардье в роли его энергичного и маскулинного напарника, снова простая и живая история Франсиса Вебера, и снова чудесная музыка Владимира Косма — комбинация абсолютно беспроигрышная. Сюжет, к слову, обыгрывает фривольность бунтующей молодежи 60-х, к которой Кристиан, Перрен и Люка когда-то относились, превратившейся теперь во вполне добропорядочных буржуа. Также при желании в имени Тристана можно найти отсылку к одноименному кельтскому мифу, печальный герой которого также отправился в путешествие в поисках исцеления.
6. Беглецы (1986)
Жан Люка (Жерар Депардье) — профессиональный грабитель, который только что вышел из тюрьмы. Не успел он войти в банк, чтобы открыть счёт, как его тут же попытался ограбить нервно трясущийся Франсуа Пиньон (Пьер Ришар). Он взял Люка в заложники, но его старый знакомый комиссар Дюрок (Морис Борье) посчитал, что на самом деле это Люка взялся за старое и опять ограбил банк. Люка, Пиньону и его маленькой дочери Жанне (Анаис Бре), хранящей молчание с момента смерти матери, удаётся сбежать. Скрываясь от полиции, троица сближается, и Люка решает помочь Пиньону и девочке сбежать в Италию.
Пожалуй, самая сентиментальная история из всей трилогии, в центре которой оказывается трогательная архетипичная дружба между Люка и Жанной — великаном и малышом, воспроизведённая во многих фильмах (к примеру, в «Леон» Люка Бессона).
7. Такси (1998)
Даниэль Моралес (Сами Насери) — самый быстрый таксист во всём Марселе. Эмильен Кутан-Кордабек (Фредерик Дифенталь) — один из самых неспешно соображающих марсельских полицейских, который завалил уже 8 экзаменов на водительское удостоверение. Судьба сводит их вместе, чтобы они противостояли немецкой угрозе — банде грабителей, разъезжающих по городу на «Мерседесах». Франция против Германии, «Пежо» против «Мерседеса» (почти то же, что и «Форд против Феррари»), комиссар Жибер (Бернар Фарси), начальник Эмильена, против преступности.
Написанное Люком Бессоном «Такси» стало одним из главных хитов французского проката и первой частью пенталогии. Кроме неполиткорректного юмора, слаженного комического дуэта Насери и Дифенталя, ярких актёров эпизода и эффектных сцен погонь «Такси» примечателен ещё и тем, что иронично обыгрывает национальную скрепу французов — ксенофобию. Даниэль — алжирец, а Эмильен — потомственный галл.
8. Высокий блондин в черном ботинке (1972)
Рассеянного скрипача-виртуоза Франсуа Перрена принимают за секретного суперагента. Высокий блондин оказывается крепким орешком. Он с лёгкостью избегает всех опасностей, даже не подозревая о них.
В начале 70-х годов Пьер Ришар поднялся на уровень выше в комедийном жанре, пусть и не соперничая по популярности с главным французским комиком Луи де Фюнесом. Ришар имел зрительский успех. И совершенствовал найденное амплуа недотёпы - как в прямом продолжении («Возвращение высокого блондина»), так и в различных вариациях («Укол зонтиком»).
9. Укол зонтиком (1980)
Актёр Грегуар Леконт получает приглашение сняться в кино в роли киллера, он ошибается дверью и попадает к мафии, которая даёт ему задание убрать бандита по кличке «Кит», и снабжает его зонтиком с отравленной иглой. Грегуар приступает к работе, не подозревая, что впутался в криминал. Тем временем настоящий убийца идёт по его следу.
В основу идеи способа преступления в фильме легло убийство в 1978 году болгарского диссидента Георгия Маркова, осуществлённое в Лондоне агентом болгарских спецслужб, который использовал для убийства зонтик с ядом.
10. Жандарм из Сен-Тропе (1964)
Получив повышение, бравый жандарм Людовик Крюшо приезжает в уютный курортный городок Сен‑Тропе вместе с симпатичной дочерью Николь. На новом месте полный энтузиазма герой борется с колонией нудистов, ищет угнанную машину, но в итоге находит кое‑что посерьёзнее.
Идея для фильма появилась у Жана Жиро во время путешествия по средиземноморскому побережью Франции. В Сен‑Тропе у режиссёра стащили любимую портативную пишущую машинку (по другой версии — кинокамеру). Огорчённый Жиро отправился в местную жандармерию. Там и нашлась потеря — на ней печатал дежурный. Однако заявления о краже не принял, выставив уйму немыслимых условий.
Рассерженный режиссёр решил в отместку включить жандармерию Сен‑Тропе в свой новый сценарий. Из этой идеи позже выросли шесть фильмов о Крюшо и его сослуживцах, где исполнитель главной роли Луи де Фюнес снимался до конца жизни.