Найти тему
Наталья Баева

"Держись моих правил"...

"Умный учится на чужих ошибках, дурак - на своих". Ах, если бы это было верно! Беда в том, что сразу умным ещё никто не родился. И воспринимать романы-повести, а уж тем более советы старших, как инструкции - да как же это можно?! "Время теперь совсем другое". "Жизнь изменилась". "Ваши привычки изобличают в вас ретрограда (бывшего, лимиту, совка) - нужное подчеркнуть. Хотя кому какое дело до чужих привычек есть только серебряной ложкой или солить огурцы на зиму?

Другое дело, если мы хотим предостеречь своих близких. Авось не наступят на те же грабли, что и мы.

Пушкин, может, и хотел что-то посоветовать Вяземскому, но не надеялся быть услышанным.

Сила слова велика, но... не в данном случае. И совет получился шуточным:

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

Действительно, свысока советовать другу не стоит. А вот младшему брату - можно и нужно.

Эти восемь правил, приобретённых "ценой горького опыта", Пушкин написал своему брату Лёвушке.

Лев Пушкин
Лев Пушкин

Правда, сам Александр Сергеевич следовал им не всегда, а Лёвушка - вообще никогда.

- будь холоден со всеми, фамильярность всегда вредит;

- не проявляй услужливости;

- никогда не принимай одолжений;

- избегай покровительства;

- никогда не забывай умышленной обиды;

- никогда не отвечай оскорблением на оскорбление;

- не старайся скрывать лишений;

- никогда не делай долгов.

Знал ли Чехов об этом "кратком кодексе"? Наверное, да, ведь он тоже вывел для своего младшего брата восемь правил.

-3

И беда у этих братьев была одна и та же - пили. Сильно пили. При этом и Лев Пушкин, и Николай Чехов были замечательно талантливы и крайне недовольны, что их "не понимают". Не ценят.

Николай Чехов
Николай Чехов

Антон Павлович отвечал Николаю решительно: "Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.

Ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив… Недостаток же у тебя только один. Это — твоя крайняя невоспитанность. Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным"…

Далее Антон Павлович говорит, кратко и веско, что брат попал в эту среду благодаря таланту, но не принадлежит к ней по рождению, а жить в состоянии раздвоения невозможно. Воспитывать надобно себя самому.

"Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не трескают походя водку, не нюхают штофов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае…"

Насколько же единодушны дворянин Пушкин и мещанин Чехов! Но Чехов явно житейски опытнее, оттого и правила его подробны. Детализированы. А можно ли вывести правила, пригодные для всех?

Лев Толстой был уверен, что да.

-5

И если в юности его правила предполагали "длинные очищенные ногти и батистовые рубашки", а также вежливое презрение ко всем, кто не соответствует идеалу комильфо, то в зрелые годы Лев Николаевич смущался при одном воспоминании о столь убогом идеале.

-6

Но что поделаешь, если окружение не могло заронить в душу подростка ничего, более высокого! Целая жизнь понадобилась, чтобы вывести пятнадцать правил. Получились советы самому себе - молодому!

1. Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.

2. Спи как можно меньше.

3. Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.

4. Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.

5. Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.

6. Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.

7. Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.

8. Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.

9. Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.

10. Придумывай себе как можно больше занятий.

11. Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.

12. Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.

13. Довольствуйся настоящим.

14. Ищи случаев сделать добро.

15. Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.

Получалось ли у самого? Нет. Значит, и на девятом десятке было, к чему стремиться.

Но ведь, в конце концов, все правила сводимы к ОДНОМУ: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой". Кто его автор? Христос, Будда или Конфуций? Или они, все трое, цитировали неведомого мудреца из баснословной древности?

Какая разница? Ведь следовать правилу, "простому и очевидному", люди так и не научились...