Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как помочь ребенку справиться с обидами

Этой технике может обучаться и взрослый. Состоит она из упрощенного варианта основных протоколов когнитивно-поведенческой терапии.

На чём первостепенно основывается работа в рамках КПТ? Что появилось первым: яйцо или курица? Мысль или эмоция? На поиске аргументов и контраргументов к дезадаптивным убеждениям. И эта терапия применяется обычно уже после стабилизации определенных интроектов, столь долгое время находившихся внутри человека, что эти мысли, предписания, образцы поведения, становятся его собственными. И в какой-то момент становится заметно, что они мешают развитию. Что его Критикующий Внутренний Родитель гораздо сильнее не только Внутреннего Ребенка, но и Внутреннего рационального, логичного Взрослого. Первый шаг к разрешению конфликта. Техника внутреннего диалога

Чтобы снизить вероятность фиксации таких иррациональных убеждений, можно с ранних лет помогать ребенку отличать факты от чьих-то субъективных высказываний. Более того, эти высказывания могут быть интроецированы во внешнего человека тоже кем-то, и не иметь подкреплений. А порой человек даже может озвучивать то, что никак не хотел говорить, не думал таким образом о другом, но именно в данный момент "на эмоциях" захотел обидеть, сделать побольнее.

Как же можно помочь ребенку подготовиться не только к школе, но и даже к саду? Какие предварительные меры можно принять, чтобы ребенок в моменте смог помочь себе защититься от вредных неправдивых слов в его сторону, когда Вас не будет рядом?

Основной инструмент для познания мира у ребёнка - игра. Вам может казаться, что маленький ребёнок, хоть и начал говорить, но знает очень мало слов, мало понимает. Но уже даже на этом этапе именно Вы решает, какие слова включать в его лексикон.

1. Сначала опередляете первое слово, которое будет удобно для Вас и ребёнка. Первое слова "факт" может подойти для игры - оно короткое, ёмкое, легко запоминающееся.

2. Второе слово определяете тоже Вы. "Интроект" - популярное гештальтисткое слово, "убеждение" - из когнитивно-поведенческой терапии, "предписание", "установка" - из транзактного анализа. Без привязки к определенному подходу, можно рассматривать эту обратную сторону "факта" как "интерпретацию", "мнение". При этом опять же, с оговоркой, что и высказанное "мнение", на самом деле может таковым не являться, а было брошено для красного словца.

3. Для удобства примера возьмем два варианта: "факт" и "выдумка" (выдумка, как и обобщение, интроект, установка, интерпретация, могут быть полезными. Но остаются "не фактами", пока они не доказаны).

Малышу можно показывать примеры на счёте. Выкладываете кубики.

Считаем кубики. Допустим, получается 5. "На полу 5 кубиков. Это факт".

"На полу много кубиков - это выдумка".

4. Импровизируете с тем, когда можно применить эту игру. Варианты:

- на прогулке, считая людей на автобусной остановке,

- в магазине, изучая ценники,

- дома, используя и считая разные предметы.

5. С более взрослым ребенком Вы можете еще более детально объяснить ребёнку разницу между:

- описаниями окружающего его мира и его самого, которые имеют точное подтверждение, доказательства истины,

- толкованиями, которые имеют cубъективное мнение или вовсе необдуманные неправдивые слова в основе.

-2

6. Позже переходите с ребенком на оценку качественных описаний. Их разделение на "факты" и "выдумки".

Вы озвучиваете убеждение и задаёте ребёнку вопрос: "Это факт или выдумка?" Обсуждаете ответы вместе с ним, помогаете ему видеть разницу.

7. Ребёнок может завести тетрадь для записи тех убеждений, их доказательств, аргументов в пользу правдивости, которые будут указывать на то, что это - факты. Другую тетерадь - для записи выдумок или контраргументов для чьих-то высказываний, которые Вы поможете составить. Ребенок в дальнейшем будет обращаться к этим записям по необходимости, усиливая те нейронные связи, которые будут способствовать анализу, увеличению осознанности и критическому мышлению.

Таким образом, когда ребёнка обидят в школе, обзовут, он сможет разделить: есть ли доказательства, аргументы этим словам или это субъективное и эмоциональное высказывание, не относящееся к нему.

Для взрослых работа над уже сложившимися деструктивными убеждениями может строится по этому алгоритму Как натренировать эффективное поведение? Повышение самооценки

Подписаться на мои публикации можете здесь

Почему я стала психологом?

Клинический, семейный, кризисный, перинатальный психолог, гипнолог. Коуч, бизнес-консультант. Интегративный подход, в т.ч. КПТ, EMDR, транзактный анализ. Степанова Ксения Владимировна. 89873797639

Автор: Степанова Ксения Владимировна
Психолог, Супервизор, 5 квалификаций-КПТ-EMDR

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru