Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

«Царевна-лягушка»: почему мужчина не видит ценность женщины?

Эта сказка более многослойная. Давайте ее разберем.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им: — Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили. Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

Jack Hamilton\unsplush.com
Jack Hamilton\unsplush.com

Посыл таков: ты не волен в выборе супружницы. А если глубже да с точки зрения психологии — ну выбрал ты глазами и сердцем, а все равно еще та шкатулка с секретами и сюрпризами. Со сценариями семейными, программами родовыми, травмами детскими. Самая замороченная шкатулочка Ивану, младшему сыну, и досталась.

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Царь от слова своего не отступился, Иван отца не ослушался, и под гогот старших братьев и их новоиспеченных женушек женился на лягушке. Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:

— Бери квакушку, ничего не поделаешь!

Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.

Лягушка в славянской культуре олицетворяет бессмертие, богатство, долголетие, плодородие и связь двух стихий, земли и воды. Чисто женское начало, дарующее жизнь.

— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком. А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят… Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов. Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

— Только у ворот его стелить!

Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!

Иван-царевич — младшенький, не сепарированный, к одобрению и принятию отца привязанный накрепко. Он, сам того не подозревая, получает джекпот. Как приоткрыла свой безграничный потенциал Василиса — царь возрадовался. Ванечка-то смекнул, что за счет талантов жены в любимчики отца и лидеры выйти может, обойти братьев-конкурентов наконец-то.

Так как царевич не прошел сепарацию — то есть не отделился эмоционально от родителя — то и фокус внимания не на жене, а на отце. Затем, чтобы закрепить позиции в родительской семье, попрал Иван жестко границы жены. Влез обманом в мир ее личный. Запретил быть собой в угоду свою. Сжег шкурку лягушачью — эдакую контрзащиту. Пока еще сил своих не накопила, крепко на ноги не встала, не стала уверенной в обществе новом — необходим еще тайный домик, ракушка, шкурка — где можно укрыться, передохнуть и побыть с собой наедине. Ни ума, ни мудрости царевичу не хватило, чтобы оценить масштаб личности жены — не дорос и… потерял.

Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

К чести Ивана — не слился, молодец. Сделал выводы и встал на путь взросления. Вот теперь у царевича фокус внимания — на жену и потерянное семейное счастье. Предстояло ему три пары железных сапог истоптать — указание на период в три года. Три железных хлеба изгрызть — освоение учений и наук разных. И только на третьем году обучения и стараний — тогда, когда были подтверждены мотив и сила намерения — он был готов встретить старца и Бабу Ягу.

Старец в лесу — архетип мудрости предков в глубинах подсознания.

— Зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! — говорит старец.

Услышал бы такое Иван пару лет назад — взвился бы:

— В смысле?! Она жена мне и должна…. (далее — по списку).

А сейчас, после пройденного пути, слышит по-настощему и принимает. За что и получает клубочек заговоренный, который и ведет его в еще более глубокие уровни его же собственного мира.

А тут ему встреча с Бабой Ягой предстоит — соприкосновение с сакральной мудростью, знакомство с собственным потенциалом и ресурсами. И, наконец, глубокое понимание мира своей женщины через познание собственного. А, может, в современных реалиях Баба Яга — это психолог? Ведь мужчины значительно реже пользуются их услугами. И подчас, чтобы дойти до психотерапии им нужно «три пары железных сапог износить», а попутно «старца встретить».

Продолжение анализа сказки читайте в книге Елены Журек «Архетипы в русских сказках» (16+): https://go.ast.ru/a00bkxw