Найти тему

И снова на улице Гороховой. От Садовой до Загородного проспекта. Прогулки по Петербургу.

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Доброго всем времени суток! Это уже третья часть нашей прогулки по улице Гороховой, наверное, завершающая, так как мы планируем от улицы Садовой, на перекрестке с которой мы остановились в прошлый раз, дойти до конца улицы, то есть до Загородного проспекта. А начали мы это путешествие от Адмиралтейства, если кто не читал, но интересно, обязательно почитайте здесь. Но ближе к делу! Итак, осмотрев огромный угловой дом Саввы Яковлева на углу с Садовой улицей, мы идем дальше, вдоль крыла этого самого дома по Гороховой.

От Садовой до Фонтанки. Нечетная сторона.

Следующее здание контрастирует с предыдущим своим серым цветом и высотой, в нем размещалась «Компания для хранения и залога громоздких движимостей», а построено оно было в конце 50-х годов XIX века по проекту Слупского Ивана Блажеевича, но позже неоднократно перестраивалось и надстраивалось, это здание привлекает наше внимание еще и своими маскаронами под карнизом первого этажа.

Затем, по этой же стороне улицы – нечетной, после небольшого двухэтажного розового здания бывшего склада словолитни О.И. Лемана (это заведение занималось отливкой шрифтов и других аксессуаров для типографий), идут друг за другом три подряд довольно массивные здания доходных домов. Все они были построены или перестроены в 80-х годах XIX века.

От Садовой до Фонтанки. Четная сторона.

Теперь мы сами переходим на нечетную сторону улицы, а свои взгляды переносим наоборот – на четную. На этой стороне, в первую очередь, привлекает к себе внимание не маленький такой дом в стиле классицизм – дом Васильевых. Этот трехэтажный жилой дом был построен в 20-е годы XIX века. Главный фасад сохранился практически без изменений, хотя с момента постройки были неоднократно переделаны окна первого этажа.

Фото автора.
Фото автора.

Дальше, как и на противоположной стороне, идут подряд четыре доходных дома XIX века. Мое внимание почему-то больше привлек дом Г.А. Корпуса, получивший имеющийся сейчас вид после перестройки в 70-е годы XIX века. Но следующий дом – дом Н. Галибина, построенный в начале XIX века, и тоже позже перестроенный, известен еще и тем, что в нем какое-то время в 1829 году жил Николай Васильевич Гоголь.

Ансамбль на Фонтанке.

Таким образом, как всегда, рассматривая все, что можно рассмотреть, мы подходим к набережной Фонтанки. И здесь, если перейти набережную и обернуться, то мы видим два больших дома в классическом стиле, как будто, входящие в единый ансамбль, но построены они были в разное время. Начнем с первого, построенного еще в конце XVIII века, позже его, конечно, не раз перестраивали. По нечетной стороне Гороховой на углу с набережной Фонтанки расположился фасадом со своим восьмиколонным портиком к набережной дом Яковлевых – Евментьева. С Яковлевых этот квартал начали, Яковлевыми и заканчиваем, но больше этот дом получил известность, как дом Евментьева, которым тот владел в XIX веке. Главное внешнее отличие этого дома, от соседнего – через улицу, что у него восьмиколонный портик завершается фронтоном, ну и кровля другой формы.

Фото автора.
Фото автора.

Переходим к соседнему дому, но к этому еще вернемся. Дом купчихи Кукановой был построен в стиле поздний классицизм в 1832 году. Объединяют этот дом с предыдущим, как бы в один ансамбль, три вещи: наличие восьмиколонного портика, правда, здесь без фронтона, одинаковый отступ от набережной Фонтанки и цвет, в который выкрашены оба дома. По проекту архитектора А.И. Мельникова так и задумывалось, чтобы он сочетался с соседним зданием купца Яковлева.

Фото автора.
Фото автора.

Но ненадолго вернемся к первому дому. С этим домом, а точнее с ротондой, встроенной внутри дома, вокруг которой поднимается наверх круглая лестница, связана масса городских легенд, начиная с масонов конца XVIII века. Хотя, когда и кем эта ротонда там была установлена, так толком и неизвестно, историки, краеведы и архитекторы до сих пор спорят об этом. А в поздний советский период эту ротонду облюбовали, зарождающиеся тогда в стране, различные неформальные объединения. Говорят, что и рокеры Ленинградского рок-клуба там частенько собирались и устраивали иногда спонтанные концерты. Как это нравилось жильцам, ведь дом то жилой, сказать сложно.

Фото автора.
Фото автора.

На Семеновском мосту.

Рассматривая эти два похожих дома, мы оказываемся на Семеновском мосту через Фонтанку, построенном в 1857 году, хотя до этого здесь были еще два моста: деревянный, построенный в 1738 году, и с каменными башнями – 1788 года. Название моста связано с некогда располагавшимися поблизости казармами лейб-гвардии Семеновского полка. А если посмотреть с этого моста ниже по течению реки Фонтанки, то кроме еще двух мостов, пешеходного Горсткина и автомобильного Обуховского, мы можем разглядеть купола пятиглавого собора Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. Нам повезло, и мы застали такую картину на закате.

А про Измайловский собор у меня на канале есть отдельная небольшая статья, написанная мной еще в сентябре прошлого года, если хотите – почитайте здесь.

Проходя дальше по Семеновскому мосту, в первую очередь обращаешь внимание на еще два похожих дома, но уже на другой стороне Фонтанки, образующих полукруг, внутри которого Семеновская площадь. Справа это дом купцов Устиновых, он еще известен как дом Петровых, построенный в начале XIX века на месте двух двухэтажных домов. Фасад этого дома закруглен, образуя четверть круга. Интересно, что во дворе этого дома есть еще и полностью круглый дом с круглым внутренним двориком, такой своеобразный «бублик».

Фото автора.
Фото автора.

С другой стороны Гороховой расположен таким же полукругом «Глебов дом», построенный в конце XVIII века. Этот участок земли с усадьбой принадлежал генерал-прокурору Правительствующего сената Александру Ивановичу Глебову, а затем был продан, после отстранения от должности генерал-прокурора за мздоимство, купцу однофамильцу. Тогда-то и были построены основные части здания. На рубеже XVIII – XIX веков здание перешло в казну и было приспособлено под лейб-гренадерские казармы. Впоследствии здесь размещались различные воинские подразделения, но более известным подразделением стал лейб-гвардии Московский полк, принявший участие в восстании Декабристов.

Фото автора.
Фото автора.

А еще с Семеновского моста, если посмотреть вверх по течению Фонтанки, можно увидеть еще два моста: сначала это один из новых мостов Петербурга, построенный в 2007 году на месте старого, деревянно-металлического, – Лештуков мост, а еще дальше – знаменитый мост Ломоносова, построенный в 1787 году, с гранитными башнями, в которых размещался подъемный механизм для разведения пролетов моста.

Львы, Распутин и атланты.

Идем дальше, и нам осталось пройти по Гороховой один квартал до Загородного проспекта. Но сначала мы доходим до, отходящего справа от Гороховой, Большого Казачьего переулка. Напротив него расположился очередной доходный дом, перестроенный под таковой в 1880 году. Ничем особенным он не примечателен, кроме того, что в нем больше 20 лет прожил «основоположник латышской классической музыки Язепс Витолс», так написано на мемориальной доске, установленной на фасаде дома. Я не знаток латышской музыки, поэтому, простите, больше ничего про него сказать не могу.

Фото автора.
Фото автора.

А напротив, на углу с Большим Казачьим переулком, сильно выделяется от соседних домов, построенный совсем недавно, в 2009 году, бизнес-центр с закругленным и застекленным углом. Но больше всего привлекли мое внимание горельефы львов на угловом фронтоне и маскароны, тоже с львиными мордами.

Дальше, по четной стороне, идут в ряд еще несколько, в основном, доходных домов XIX века, в одном из них, в доходном доме Бадаевой и Тимофеевой, под номером 64, на втором этаже в 1916 году жил «сибирский старец» Григорий Ефимович Распутин. Отсюда он и поехал в гости к Феликсу Юсупову, где его поджидали убийцы.

Личность самого Распутина, конечно, очень противоречивая и окутана густым туманом слухов и домыслов. Кто-то считал и считает его удачливым аферистом, втершимся в доверие к царской семье, а кто-то человеком, действительно наделенным сверхспособностями, и споры до сих пор не утихают. И у меня нет однозначного ответа на этот вопрос, хочу только вспомнить одну историю, именно ту, когда он поехал к Юсупову. Сначала его травили ядом, причем лошадиной дозой, потом в него стреляли, а когда вскрыли его труп, выловленный из реки, то оказалось, что в его легких речная вода, значит топили его еще живым. Вот и судите сами о сверхспособностях.

Фото автора.
Фото автора.

Но мы еще недалеко ушли по нечетной стороне, здесь я обращаю внимание на очередной доходный дом, перестроенный в стиле эклектика в самом конце XIX века, а именно на арку, с двух сторон которой удерживают балкончики над этой аркой два атланта, но здесь атланты изображены только по пояс.

И дальше по этой же стороне идут друг за другом доходные дома, построенные в разное время, но непременно перестроенные в конце XIX века. Заканчивается эта вереница домов на углу с Загородным проспектом доходным домом городского головы В.А. Ратькова-Рожнова, в стиле эклектика, на стене даже остался его вензель.

А впереди, за Загородным проспектом и сквером, нам уже отчетливо виден Театр Юных Зрителей. Но вначале этого сквера, а точнее – сада Театра Юных Зрителей, в 1959 году был установлен памятник Александру Сергеевичу Грибоедову. Здесь он изображен сидящим, в отличии от памятника ему же, который мы видели на Чистых прудах в Москве, так и хочется сказать: «Кто ж его посадит? Он же памятник!», вспоминая одну из любимых комедий моего детства. Вот на этой веселой ноте мы с Вами пока и расстанемся!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!