Часть II
Итак, продолжение...
Предваряя многочисленные и бурные комментарии (судя по реакции на первую часть), подчеркну ещё раз - это субъективный рейтинг канала TMTR.
И ещё одна оговорка - в этой части рейтинга места (особенно тройка лидеров) ещё более условны, т.к. тут речь пойдёт про очень хорошие, отличные и шедевральные творения коллектива.
+++
10 место: 'Dehumanizer' (1992)
Второе пришествие Ронни Джеймса Дио в группу и снова – резкий качественный скачок по сравнению с целой чередой альбомов «до». Тяжелейшая версия саунда коллектива образца 90-ых и альтернативная версия того, что можно было услышать на двух альбомах, записанных с участием того же вокалиста ранее. Здесь, скорее, злая версия этой рок-иконы (чего стоит название и обложка). Ну а кромсающие гитарные мечи Тони давно не были столь остры и безжалостны. Как говорил Гизер Батлер (также вернувшийся в группу):
«С музыкальной точки зрения это возвращение к исходному звучанию Sabbath, а именно этого мы все и хотели. С точки зрения текстов, мне кажется, Ронни заметно продвинулся. Так что, можно сказать, это и то и другое. Мы вернулись к корням, но при этом идём вперёд».
В кои-то веки ещё и время было удачным для такого альбома – мир рок-музыки сметала гранж-волна, поэтому песни о «реалиях жизни» оказались весьма кстати. Например, TV Crimes (о мозге, повреждённом низкопробным телевидением), Computer God (хозяева и рабы новых технологий) и Sins of the Father (проблемы детства, которые с годами лишь растут, и так называемая взрослая жизнь сгущается вокруг разума, словно запёкшаяся кровь). Есть в альбоме сознательная и весьма впечатляющая дань уважения року девяностых – завершающий трек Buried Alive, чей самодовольный стаккатный рифф и нисходящие удары по струнам баса и гитары, звучащие словно злобные близнецы, не затерялись бы и среди суровых новичков вроде Pantera.
Группа вернула себе прежнюю жёсткость и даже признание: Топ-30 в Великобритании и Топ-40 в США.
Под стать этому лонгплею и обложка: грубое, мультяшное изображение Смерти как робота-терминатора, «расчеловечивающего» потенциального фаната с помощью разрядов молнии, направленных прямо в сердце; на фоне же виден компьютерный бог, сидящий на радиоактивном алтаре. Смело и восхитительно в своей безвкусности.
К сожалению, и этому составу скоро пришёл конец, когда Дио отказался выступать на концерте в Коста-Месе на разогреве у Оззи Осборна, а потом и вовсе без Sabbath, которым запланировали выступление-воссоединение с первым солистом. В итогу вместо Дио с группой выступил Роб Хэлфорд, причём очень поверхностно: он читал тексты с телесуфлёра, который затем сломался, так что пришлось импровизировать. Затем на сцену вышел оригинальный состав и отыграл получасовой бис. Все подумали про воссоединение, но группа просто снова погрузилась в хаос.
+++
9 место: 'Mob Rules' (1981)
Вышедшая прямым продолжением Heaven And Hell, вторая студийная работа с Ронни на вокале следует той же формуле и практически повторяет успех. Так, открывающий трек Turn Up the Night вполне можно было назвать Neon Knights, part two. Voodoo пытается занять то же место, что и Children of the Sea. Убойный заглавный трек и Sign of the Southern Cross, на котором команда предстаёт в своей лучшей прогрессивно-металлической форме. Настоящая и душевная баллада Falling of the Edge of the World со скрипками и обработанной гитарой во вступлении, переплетёнными с хором и струнным оркестром.
Не удивительно, что Mob Rules легко повторил успех своего предшественника. Но проблема была не в музыке и музыкальных идеях, которых у самого Дио было навалом. Растущая наркозависимость Тони, непонимание роли сильного фронтмена у остальных участников (Гизер считал, что он пытается стать в группе главным), нелепые истории со сведением концертного альбома Live Evil (якобы Ронни и Винни Апписи пробирались в студию по ночам, после того как уходили Айомми и Батлер, и начинали колдовать с миксом, повышая уровень голоса и барабанов, соответственно, и загоняя на задний план бас и гитару)… В конечном счёте череда всех этих дурацких обстоятельств и ряда мелких стычек привела Ронни Джеймса Дио к необходимости оставить Black Sabbath посреди ещё одного расцвета деятельности. Что неизбежно привело к череде новых провалов. Уволив двух певцов и потеряв двух барабанщиков за два с небольшим года, группа так и не сможет до конца оправиться от этих и ждущих её впереди потрясений. Ну а история с Дио всё же этим не заканчивается.
Забавный эпизод из того периода касается студийного закулисья и розыгрышей продюсера Мартина Берча со стороны Тони Айомми. Берч, привыкший работать с Ричи Блэкмором, известным тем, что тот порой устраивал спиритические сеансы прямо в студии, начал приставать к Тони с расспросами на эту тему:
- Он всё задавал вопросы типа «Ты чёрной магией занимаешься?» А я носил с собой маленький чёрный чемоданчик, и меня так достали эти вопросы, что я сделал вот что: купил кусок дерева, вырезал из него куклу, приклеил к ней волосы и прочую подобную фигню, завернул в чёрную ткань и положил в чемоданчик. Потом пошёл в студию и приоткрыл чемоданчик достаточно широко, чтобы он увидел куклу. Развернул её и он такой: «Что это?»
Я убрал её обратно в чемоданчик, закрыл его и спросил: «Что?»
Он спросил: «Это же я, да? Это я! Я точно знаю, что это я!»
Я чуть не расхохотался, но сумел сохранить серьёзное лицо:
- «Ты о чём?»
- «Открой чемоданчик!»
- «Нет, зачем?»
- «Там я, я знаю! Я точно знаю!»
Он был в ужасе, реально психанул. Я очень долго его доставал этой штукой. Он говорил, например: «У меня вчера болела голова. Это же ты сделал, да? Ты наколдовал мне головную боль». А я такой: «Я не знаю, о чём ты вообще». А потом он немного отходил, и я у него спрашивал: «У тебя в последнее время не было проблем, Мартин?
+++
8 место: '13' (2013)
Это не так просто осознать, но на восемнадцати студийных альбомах, выпущенных под названием Black Sabbath, начиная с 1970 г., отметились пять разных вокалистов, пять бас-гитаристов и пять барабанщиков – не считая всех певцов и музыкантов, которым удалось выступить с группой только вживую, например, Рэя Гиллена и Майка Бордина, или клавишников, которые с ними играли.
И вот – долгожданное воссоединение оригинального состава, правда, без Билла Уорда, которому, по его словам, предложили «неприемлемый» контракт. Многие фанаты возмущались – как можно назвать группу без Билла «воссоединившейся»?
Впрочем, проблема была немного в другом. На стиль Уорда в немалой степени повлиял джаз и другие прогрессивные жанры, и он наделял характерное звучание Sabbath уникальными, импровизационными интонациями; определяющая черта Билла – не сила его ударов, а паузы между ними.
Впрочем, со всеми партиями ударных на концертах отлично справился Томми Клафетос, а для записи в студии пригласили Брэда Уилка из Rage Against The Machine.
В интервью сайту NME Оззи говорил:
«Мы написали около пятнадцати песен, попадут ли они в альбом – не знаю… Мы просто пишем и пишем. Я пытался понять: где бы мы сейчас были в музыкальном плане, если бы остались вместе?».
По поводу подхода продюсера Рика Рубина к сочинению песен Батлер сказал следующее:
«Он посадил нас всех, поставил первый альбом и сказал: послушайте, представьте, что сейчас 1969 год, вы только что записали вот это, что вы сделаете дальше?»
Похоже, приём сработал. Монолитный девятиминутный опус God Is Dead звучит так, словно записан как раз во времена двух первых, ныне классических, альбомов. Ещё больше воспоминаний о ранних днях вызывает The End of the Beginning, которая начинается очень похоже на ту самую первую их песню с первого альбома: медленно, угрюмо, словно наступает самая тёмная ночь, – а потом постепенное перерастает в психоделический грув, который напоминает, что Sabbath не только изобрели особенно зловещий саунд британского хэви-метала, но и породили звук, который прочно ассоциируется с не сводящим глаз с земли американским стоунер-роком.
Песня Age of Reason с её восхитительно-навороченной кодой, звучит так, словно молодые Sabbath могли бы записать ей для своего самого эпохального диска – Sabbath Bloody Sabbath.
Ну а рифф в блюз-металлической Damaged Soul сразу чётко даёт понять, кто в тяжёлом роке король в этом деле.
Восемь убойных номеров + четыре дополнительных трека в делюк-версии – достойное возвращение оригинальных Black Sabbath!
+++
7 место: 'Sabotage' (1975)
Болезненная смена менеджера Патрика Миэна, откровенно обворовавшего группу и опутавшего их кабальными контрактами, ударила не только по финансовым делам. Несмотря на то, что новый менеджер Дон Арден стремился к тому, чтобы ребята перестали беспокоиться из-за денег и снова начали думать о музыке, Sabotage, вышедший в ноябре 1975 г., стал последней хоть сколько-нибудь значительной работой эпохи Оззи.
Записанный на студии «Морган» в Лондоне, альбом содержит немало хороших моментов, в основном, правда, подпитанных чистой яростью. Рифф откровенно гневной Hole In the Sky, открывающей пластинку, буквально вышибает дверь, а Оззи рвёт и мечет, пока песня не обрывается, будто захлебнувшись потоком злости.
Symptom of the Universe – ещё одна из лучших композиций диска, хоть и далёкая от продуманного изящества Sabbath Bloody Sabbath. В ней легко можно услышать приближающуюся эру панк-рока.
Десятиминутная мрачная Megalomania с угрожающим меллотроном и роботизированными гитарами.
Избыточно навороченная Supertzar с её грозным вступлением и фонограмма которой будет ещё много лет открывать концерты.
Единственный сингл, выпущенный для сопровождения альбома, носит название Am I Going Insane (Radio). Критики предположили, что вынесенное в скобки «радио» – очередное проявление цинизма со стороны группы. На самом деле это оказалось просто дурацкой шуткой: radio – это сокращение от radio rental («прокат радиоприёмников»), что на рифмующемся сленге служит заменой mental («чокнутый»)
Ну и заключительный желчный девятиминутный эпик The Writ, построенный вокруг кипящего риффа и боевых плясок ритм-секции, сочинённый после предъявления бывшим менеджером очередного иска к коллективу.
Тем не менее, пророчество скорой гибели машины Black Sabbath уже начало проявляться на этой работе.
+++
6 место: 'Black Sabbath' (1970)
Настоящая веха в становлении и развитии хэви-метал, записанная в моностудии «Риджент-Саунд» (Лондон).
Оззи:
«Мы пришли, сыграли всё, а через двенадцать часов загрузили аппарат обратно в машину и поехали дальше…»
На обложке изображена водяная мельница Мейплдарем на берегу Темзы в Оксфордшире, построенная ещё во времена «Книги Судного дня» - первой поземельной переписи в Англии. Она была проведена Вильгельмом Завоевателем в 1068 г., чтобы выяснить – какой землёй владеет каждый житель Англии.
Монолитный заглавный трек: завывающий ветер, гроза, скорбный звон церковного колокола, затем гитары Тони разрубают фон подобно топорам.
Бурный рифф Behind the Wall of Sleep с космическими барабанами Билла Уорда и небольшим соло на бас-гитаре Гизера под занавес.
Мощный блюз-локомотив N.I.B. с сольными импровизациями.
Зловещая и впечатляющая Sleeping Village , а также монументальная Warning (полностью переосмысленная кавер-версия Retaliation), разрастающаяся до восьмиминутного импровизационного куска, звучащего как джем джаз-группы.
Дебют вышел в пятницу 13 февраля 1970 г. и произвёл фурор в мире рок-музыки.
+++
5 место: 'Heaven And Hell' (1980)
Ронни Джеймс Дио готовился сочинять и записывать свой первый сольный альбом, но однажды встретился с Тони Айомми в клубе «Рэйнбоу» в Лос-Анджелесе. Между ними сразу же установилась творческая связь, вылившаяся в вечерний джем на студии. Отрыв музыкантов воплотился в создании Children Of The Sea – песне, ставшей во многом шаблоном Heaven And Hell.
«У Тони был отличный рифф, который он мне сыграл и сказал, что больше ничего к нему нет. Я ответил: «Дай мне минутку», сел в углу и написал слова. А потом мы всё записали. Когда он поставил получившуюся запись, мы оба поняли, что в этом что-то есть».
В результате этого мощного, хоть и непродолжительного союза, на свет появился один из величайших хэви-металлических альбомов всех времён.
Открывающая и мгновенно завладевающая вниманием Neon Knights – классика рока. Весь остальном альбом сплошь состоит из музыкальных вершин. Полная света и теней Children Of The Sea, нарастающая вплоть до эпической кульминации. Гимновая и глубокая заглавная песня, которая одинаково радует и многотысячную толпу, и одинокого меломана, сидящего с текстом и проигрывателем, включенным на полную мощь. Многие песни на диске принадлежат к пантеону классических вещей Black Sabbath, с одним существенным отличием. Помимо привычных для музыки группы мощи, ненависти и гнева, теперь в композициях находится место душе, эмоции и радости. Даже на таких быстрых боевиках как Die Young слышны Sabbath будущего, несущие воодушевляющую надежду через музыкальную милостыню. И даже треки второго эшелона (Lady Evil, Walk Away) идут к лицу получившей второе дыхание команде.
Своеобразная баллада – завершающий трек Lonely Is The Word – звучит настолько мощно, что может вполне может погасить свечу на расстоянии в тысячу шагов.
Heaven And Hell немедленно стал хитом в Великобритании, где добрался до девятого места, самого высокого для группы за пять лет, и в США, где помог им вернуться в чарты и разошёлся миллионным тиражом.
Помимо прочего, уже в конце работы над альбомом, на студии «Фербер» в Париже была придумана знаменитая хэви-металлическая «коза», которую Ронни презентовал в качестве замены знаку «V», который использовал Оззи. Историческая справка от Дио такова:
«Моя бабушка с Сицилии этим знаком отводила сглаз»
Конечно же, уже к концу первого концерта все зрители начали показывать этот знак в ответ. А через несколько нет этот жест можно было увидеть на любом концерте – он превратился в культурный знак, определяя принадлежность к единому рок-братству.
+++
4 место: 'Master of Reality' (1971)
На этот раз у группы не было готового материала, но Тони Айомми буквально лопался от идей «странных» новых риффов. Результат – ещё один классический шедевр.
От заходящегося удолбанного кашля, перерастающего в зевающий, судорожный рифф Sweet Leaf до электрической, заполненной эхом концовки Into the Void, в которую альбом погружается до полного разрушения.
Могильный камень метала Children of the Grave с грохочущим машиноподобным звучанием и монотонной вокальной подачей. Ей вторит и тяжёлый топот Lord of This World.
Нашлось место и неожиданным отступлениям-инструменталам вроде средневековой Embryo или редкой передышки Orchid.
Создав совершенно бескомпромиссный саунд, сочетавшийся с мрачными и безнадёжными текстами, Black Sabbath произвели своеобразное расширение сознания в низших слоях рок-общества и смогли уцелеть впоследствии – когда волна беспощадного панка накрыла музыкальную индустрию.
Лейбл Warner Bros., как и на первых двух альбомах, удлинил трек-лист для американской версии пластинки – так восемь песен превратилось в двенадцать (отдельные названия дали вступлениям, а некоторые песни разделили). В итоге диск стал более радиоформатным, но одновременно сработал побочный эффект – группа стала казаться примитивной. в итоге их постоянно оценивали ниже конкурентов: Led Zeppelin и Deep Purple.
Гастрольным развлечением в тот период были постоянные попытки поджога Билла Уорда, который был настолько пьян и обдолбан, что просто не обращал на это никакого внимания:
«Мы ждали, пока он отрубится, а потом совали ему между пальцами рук и ног горящие спички».
Однажды Тони зашёл слишком далеко: облил ноги Билла бензином для зажигалок и поджёг. Билл не смог потушить огонь и его срочно отвезли в больницу.
+++
3 место: 'Paranoid' (1970)
Записанный на той же студии и с тем же звукорежиссёром, что и первый альбом, за пять июньских дней Paranoid общепризнанно считается лучшим в дискографии группы.
Наложения и финальное сведение для альбома делали уже на «Бейсинг-Стрит» - современной и оснащённой студии, где немногим ранее Led Zeppelin дописали четвёртую пластинку.
Открывает альбом, пожалуй, самое известное произведение группы (наряду с заглавным треком) – War Pigs. Семь минут первобытного триумфа, мощи, искреннего антивоенного посыла и шедевральной гитарной работы Айомми.
«Мы придумали War Pigs, когда выступали на американских военных базах в Германии – объясняет Гизер Батлер. – Базы больше напоминали реабилитационные центры. Они прилетали из Вьетнама и перед возвращением в Америку проводили пару недель на этих базах в Германии, чтобы заново освоиться с реальностью. Они рассказывали жуткие истории о Вьетнаме, о героине и о том, как люди сидели на наркотиках просто для того, чтобы сбежать от этого всего – настолько там было ужасно. Вот тогда и появился текст War Pigs».
Титаническая Iron Man с её медленным топочущим риффом, задуманная как предупреждение человечеству об опасности выпуска технологий из-под контроля.
Злобная мелодия Fairies Wear Boots – смертельная медлительность, переходящая в скоростной лесной пожар Hand of Doom.
Посвящённая ядерной войне Electric Funeral – рассказанная с отрешённостью робота история о постапокалиптическом мире, где измученные радиацией создания безуспешно пытаются цепляться за остатки человечности.
Неожиданно мягкая, с джазовым звучанием гитары и даже фортепиано – Planet Caravan.
Ну и, собственно, Paranoid – последняя записанная для альбома композиция, попавшая на него по милости случая, но давшая название и ставшая визитной карточкой на концертах.
Во время американского утра в поддержку альбома участники группы сполна познакомились с прелестями закулисной жизни рок-звёзд. Вот как Оззи позже вспоминал те годы и одну из «особенностей»:
«Даже техникам других групп доставались групи красивее, чем нам. Они были такими уродинами, что приходилось надевать им пакеты на голову. А самых жутких мы называли «Два пакета». Один пакет – ей на голову, чтобы не видеть, что ты делаешь, а другой – себе на голову, чтобы если кто-нибудь зайдёт, то хотя бы не узнает, что это ты».
+++
2 место: 'Vol. 4' (1972)
Июнь 1972 г. Четвёрка музыкантов, попутно ставшая безбашенными наркоманами, заселяется в особняк в районе Бель-Эир (Лос-Анджелес), где в атмосфере безостановочного кокаинового кутежа начинает запись Vol. 4 (ещё одна идея, позаимствованная у Led Zeppelin, которые долгое время отказывались давать названия пластинкам, просто нумеруя их). В этом хаосе – несмотря на него или благодаря ему – рождается ещё один классический студийник Black Sabbath.
Восемь с лишним минут вступительной Wheels of Confusion с хищной ведущей гитарой Айомми – новая ступень по сравнению с сырым саундом Master of Reality. Разнообразие, музыкальное мастерство и кропотливая работа. На альбоме даже появляется первая баллада (Changes) с фортепиано и меллотроном.
Фанковый ритм и острый рифф Supernaut с льющимся словно ртуть вокалом Осборна.
Snowblind – прямо-таки посвящение пагубному пристрастию, сопровождающему группу в те времена. Оззи мрачно повествует, что его сны «занесены снегом», инструментал грохочет, что есть мочи, а ледяной рифф скрежещет бритвой по гигантскому треснутому зеркалу.
Длинная и запутанная Under the Sun, меняющая наряды три раза – настоящее путешествие, вдохновившее коллективы вроде Metallica и Iron Maiden. Навороченно, серьёзно, эпично, притягательно.
Инструментальная интерлюдия FX появилась совершенно случайно и сопровождалась появлением Тони Айомми в звукорежиссёрской комнате студии совершенно голым. Как вспоминает Гизер Батлер, его товарищ в тот момент перебрал кокса и травки:
«Он снял всю одежду прямо в студии и бренчал по гитарным струнам крестами, которые носил на шее».
+++
1 место: 'Sabbath Bloody Sabbath' (1973)
Запись Sabbath Bloody Sabbath проходила в тяжелейших условиях творческого застоя, нарко-угара и необходимости найти идеальное место для создания непременного шедевра. В итоге коллективный гений группы был вознаграждён и на этой пластинке можно услышать обновлённых Black Sabbath во всём первозданном величии.
Записанный в замке Клируэлл, что стоит в Динском лесу (графство Глостершил), альбом 1973 г. возносит коллектив на новые высоты.
Атмосфера в замке, где происходила запись, соответствовала зловещему окрасу альбома. В первые несколько дней, репетируя новый материал в бывшем донжоне, они увидели фигуру в длинном чёрном плаще, торопливо прошедшую мимо двери. Группа уже столько раз встречалась с фанатами в таком прикиде, что давно поняли, что такие встречи ничего хорошего не сулят, так что Тони перестал играть и в сопровождении техника погнался за быстро убегавшим силуэтом.
- Они увидели, как он забежал в другую дверь в конце коридора, – вспоминал Гизер. – Они кричали на него, думали, что это какой-то чокнутый фанат, который пробрался в замок. Они зашли в комнату вслед за ним, а там никого не было – он исчез.
Умопомрачительная заглавная песня с её неожиданными поворотами, диким риффом, звенящими по-джазовому акустическими и электрогитарами, пульсирующим перегруженным басом Гизера. Настоящая классика! Именно после создания этой песни, с которой было положено начало альбому, творческий процесс пошёл как по маслу.
Тут есть и возврат к прежней , узнаваемо зловещей территории Sabbath – песня об онанизме от лица сперматозоидов, о чём никто не догадался. Глоток чистого рок-н-ролла в лице Sabbra Cadabra, кипучую партию фортепиано и органоподобного синтезатора на которой исполнил Рик Уэйкман из Yes. Флейта и орган сопровождают цепляющую Looking For Today.
Ну и душераздирающий финал, перескакивающий от акустических гитар и оркестровых струнных к эпическому року с большой буквы – туда и обратно – Spiral Architect.
Как вспоминал Гизер:
«Это была настоящая новая эра для нас. Мы реально раскрылись на этом альбоме. Замечательная атмосфера, замечательное время, отличный кокс! Словно началась «вторая часть» жизни… До этого у нас был ужасный спад. Мы были измождены гастролями. Дела шли плохо. А потом Тони придумал рифф к Sabbath Bloody Sabbath и мы снова пробудились».
|||
Первая часть рейтинга
При написании материала использовалась замечательная книга: Black Sabbath. Симптом Вселенной / Мик Уолл; [перевод с английского А.В. Захарова]. - Москва: Эксмо, 2022.