Вечерком 25 декабря случайно застал вышедший накануне выпуск телепередачи "Наблюдатель", посвящённый новейшему и довольно странному прожекту, с помощью которого владельцы российских кинотеатров вроде как вознамерились покрывать финансовые дыры от бойкота со стороны производителей западных блокбастеров. Видать, доходов от отечественных "чебурашек" и насквозь пиратского "предсеансного обслуживания" недостаточно. Хотя о последнем в приличном обществе, что собирается на канале "Культура", упоминать не принято.
Итак, на экраны возращаются специально снятые для кино театральные постановки. Но в связи с этим вспоминаются не любимые с детства телеспектакли, а то, чем пытались восполнить репертуарный голод в период послевоенного "сталинского малокартинья" - фильмы-спектакли, из которых простому советскому народу, правда, полюбились вовсе не экранизации классических пьес русских драматургов, а "Свадьба с приданным" (1953) на современном колхозном материале.
Вот и сейчас меня гложут сомнения. Конечно гостья программы - директор сети кинотеатров "KARO-8" - приводила цифры, будто предпродажи билетов на фильм-оперу "Пиковая дама", смонтированную по новейшей (?) технологии после съемок со множества камер, зашкаливают. И официальными трейлерами пытались поразить: кроме упомянутой оперной классики Петра Ильича Чайковского, его же балетом - новогодним хитом на все времена "Щелкунчик" (премьера с 27 декабря); оперой детского музтеатра имени Сац "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова; и наконец авангардным мюзиклом "Реверс" театра, где худруком 12 лет уже как трудится уважаемый мной телеведущий и деятель культуры Михаил Швыдкой.
Он тоже был среди гостей и честно никаких коммерческих надежд от перевода своего спектакля на киноэкран не возлагал. Единственной выгодой ему виделся сам факт, что хоть что-то из продукции доверенного ему заведения останется в архивах в профессиональном качестве. Но думаю, худруки десятков других московских театров тоже бы не отказались перенести весь свой репертуар вплоть до 3D-формата, только где взять столько госбюджета, учитывая, что публика из театралов никогда не променяет живое действо на суррогат, а тех, кто предпочитает ходить в кинотеатры на боевики, комедии и мелодрамы, и бесплатно на серьёзный спектакль не загонишь. В то время как билеты на фильмы в рамках проекта "Театр в кино" на этой неделе в Москве по 600 рэ продаются.
В провинциальном крайцентре, где я ныне проживаю, билет на "Щелкунчик" оказался дешевле - за 350 рублей - и это меня в итоге сподвигло рискнуть на собственное мнение уже на второй день проката (28 декабря), притом, что в отличие от классической оперы и оперетты, балет гораздо ближе моему представлению о прекрасном. К тому же именно этот опус Чайковского мне знаком уже в десяти разных постановках (благодаря видео), а одну - в версии Григоровича - я смотрел воочию 4 года назад, в Краснодарском музтеатре.
Что касается запечатлённой в кино, она поставлена на основе хореографии Василия Вайнонена (видел на примере Мариинского театра на DVD 2006 года) преимущественно силами студентов и воспитанников Вагановки, которую возглавляет отмечающий на днях полувековой юбилей Николай Цискаридзе. Он и со вступительным словом обратился, но при этом ни словом о проекте "Театр в кино" не обмолвился (и в давешнем выпуске "Наблюдателя" не побывал).
А съёмка меж тем совсем недавняя - сделана 19 декабря в Кремлевском дворце, чему свидетельством VK-пост 18-летней выпускницы этого года Алисы Бариновой, исполнившей здесь партию Маши-принцессы.
Кстати, год назад в аналогичном спектакле она ещё танцевала в кордебалете (одну из "снежинок"), в то время как роль Маши "в детстве" второй год подряд доверили юной воспитаннице Саше Поз.
К качеству исполнения у меня конечно вопросов не возникло (мелкие шероховатости с кем не бывают и лишь подтверждают живое действо), но одновременно не оставляла мысль, что пользы от большого экрана нет никакой. Особенно от крупных планов: лишь нарушается целостность восприятия и от танца отвлекает. Единственное исключение - когда зафиксировали актёрскую игру Саши Поз на кресле в окружении мышей. А лучший эпизод (ожидаемо) - вальс снежных хлопьев, где подобрали отличные ракурсы.
Вердикт. Больше на балет я в кино не пойду, а лучше перегляжу любимые версии (например, с Алиной Кожокару в Королевском Балете, запись 2000г.) или перед очередным Новым годом в театр схожу. Атмосферу живого спектакля ничто не заменит!
(с) Albert Magnus специально для kin0guru