Найти в Дзене
kin0guru

"Театр в кино: Щелкунчик" (2023)

Вечерком 25 декабря случайно застал вышедший накануне выпуск телепередачи "Наблюдатель", посвящённый новейшему и довольно странному прожекту, с помощью которого владельцы российских кинотеатров вроде как вознамерились покрывать финансовые дыры от бойкота со стороны производителей западных блокбастеров. Видать, доходов от отечественных "чебурашек" и насквозь пиратского "предсеансного обслуживания" недостаточно. Хотя о последнем в приличном обществе, что собирается на канале "Культура", упоминать не принято.

Скриншот из выпуска от 25 декабря 2023г.
Скриншот из выпуска от 25 декабря 2023г.

Итак, на экраны возращаются специально снятые для кино театральные постановки. Но в связи с этим вспоминаются не любимые с детства телеспектакли, а то, чем пытались восполнить репертуарный голод в период послевоенного "сталинского малокартинья" - фильмы-спектакли, из которых простому советскому народу, правда, полюбились вовсе не экранизации классических пьес русских драматургов, а "Свадьба с приданным" (1953) на современном колхозном материале.

-2

Вот и сейчас меня гложут сомнения. Конечно гостья программы - директор сети кинотеатров "KARO-8" - приводила цифры, будто предпродажи билетов на фильм-оперу "Пиковая дама", смонтированную по новейшей (?) технологии после съемок со множества камер, зашкаливают. И официальными трейлерами пытались поразить: кроме упомянутой оперной классики Петра Ильича Чайковского, его же балетом - новогодним хитом на все времена "Щелкунчик" (премьера с 27 декабря); оперой детского музтеатра имени Сац "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова; и наконец авангардным мюзиклом "Реверс" театра, где худруком 12 лет уже как трудится уважаемый мной телеведущий и деятель культуры Михаил Швыдкой.

Он тоже был среди гостей и честно никаких коммерческих надежд от перевода своего спектакля на киноэкран не возлагал. Единственной выгодой ему виделся сам факт, что хоть что-то из продукции доверенного ему заведения останется в архивах в профессиональном качестве. Но думаю, худруки десятков других московских театров тоже бы не отказались перенести весь свой репертуар вплоть до 3D-формата, только где взять столько госбюджета, учитывая, что публика из театралов никогда не променяет живое действо на суррогат, а тех, кто предпочитает ходить в кинотеатры на боевики, комедии и мелодрамы, и бесплатно на серьёзный спектакль не загонишь. В то время как билеты на фильмы в рамках проекта "Театр в кино" на этой неделе в Москве по 600 рэ продаются.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

В провинциальном крайцентре, где я ныне проживаю, билет на "Щелкунчик" оказался дешевле - за 350 рублей - и это меня в итоге сподвигло рискнуть на собственное мнение уже на второй день проката (28 декабря), притом, что в отличие от классической оперы и оперетты, балет гораздо ближе моему представлению о прекрасном. К тому же именно этот опус Чайковского мне знаком уже в десяти разных постановках (благодаря видео), а одну - в версии Григоровича - я смотрел воочию 4 года назад, в Краснодарском музтеатре.

Павел Михеев и Алиса Баринова: «Щелкунчик» в Государственном Кремлёвском дворце
Павел Михеев и Алиса Баринова: «Щелкунчик» в Государственном Кремлёвском дворце

Что касается запечатлённой в кино, она поставлена на основе хореографии Василия Вайнонена (видел на примере Мариинского театра на DVD 2006 года) преимущественно силами студентов и воспитанников Вагановки, которую возглавляет отмечающий на днях полувековой юбилей Николай Цискаридзе. Он и со вступительным словом обратился, но при этом ни словом о проекте "Театр в кино" не обмолвился (и в давешнем выпуске "Наблюдателя" не побывал).

А съёмка меж тем совсем недавняя - сделана 19 декабря в Кремлевском дворце, чему свидетельством VK-пост 18-летней выпускницы этого года Алисы Бариновой, исполнившей здесь партию Маши-принцессы.

Алиса Баринова. Из свободных интернет-источников
Алиса Баринова. Из свободных интернет-источников

Кстати, год назад в аналогичном спектакле она ещё танцевала в кордебалете (одну из "снежинок"), в то время как роль Маши "в детстве" второй год подряд доверили юной воспитаннице Саше Поз.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

К качеству исполнения у меня конечно вопросов не возникло (мелкие шероховатости с кем не бывают и лишь подтверждают живое действо), но одновременно не оставляла мысль, что пользы от большого экрана нет никакой. Особенно от крупных планов: лишь нарушается целостность восприятия и от танца отвлекает. Единственное исключение - когда зафиксировали актёрскую игру Саши Поз на кресле в окружении мышей. А лучший эпизод (ожидаемо) - вальс снежных хлопьев, где подобрали отличные ракурсы.

-7

Вердикт. Больше на балет я в кино не пойду, а лучше перегляжу любимые версии (например, с Алиной Кожокару в Королевском Балете, запись 2000г.) или перед очередным Новым годом в театр схожу. Атмосферу живого спектакля ничто не заменит!

(с) Albert Magnus специально для kin0guru