Пожалуй, одна из самых красивых пластинок, которые я прослушал за последнее время. Терри Калье - американский песенник, фолковый и джазовый гитарист. Корнями его творчество уходит в соул и фолк. Начинал в Чикаго с выступлений в различных Ду-Воп коллективах. Чуть позже выступал в дуэте с Дэвидом Кросби. Находился под большим влиянием Колтрейна. Первый альбом Терри (1968) выполнен, однако, в фолк ключе, но уже в нём он показал, что фолком ограничиваться не собирается.
Данный альбом невероятно многоплановый, оно и понятно - Чикагский джаз. Чем-то это даже сродни джаз-роковой группе Chicago, состоящей из нескольких секций музыкантов. Эти большие джазовые ансамбли, состоящие из 20-ти человек получили в 60-ых годах большое распространение, инструментовки у них были невероятно богатые, и выходили за узкие рамки и джаза, и оркестровой музыки, и рока. Такой ансамбль мечтал собрать Джимми Хендрикс, но, к сожалению, не успел. С этим альбомом Терри Калье история похожая.
В некотором смысле саунд здесь ещё на порядок богаче, чем в джазовых ансамблях и выходит за рамки уже этих самых ансамблей. Чего только стоит список приглашённых музыкантов (я не про имена, а про количество), итак, состав музыкантов следующий:
Терри Каллиер – гитара, вокал
Артур В. Альман – альт
Роджер Анфинсен – инжиниринг
Леонард Чаусов – виолончель
Бобби Кристиан – перкуссия
Брайан Кристиан – ремикс
Эдвард Друзинский – арфа
Уильям Фалднер – скрипка
Карл Б. Фрут – виолончель
Джозеф Голан – скрипка
Эллиот М. Голуб – скрипка
Рут Гудман – скрипка
Вивиан Харрелл – бэк-вокал
Брюс Хейден – альт
Китти Хейвуд – бэк-вокал
Джон Хауэлл – труба
Артур Хойл – труба
Моррис Дженнингс – ударные
Ирвинг Каплан – скрипка
Гарольд Д. Клатц – альт
Гарольд Куппер – альт
Этель Меркер – валторна
Роджер Моултон – альт
Дональд Майрик – альт-саксофон, флейта
Альфред Ноллс – бонго, конга
Джерри Сабрански – скрипка
Луи Саттерфилд – бас-гитара
Теодор Силавин – скрипка
Дональд Симмонс – ударные
Гэри Старр – руководитель инженерного отдела
Чарльз Степни – электрическое пианино, фортепиано, дирижер , производство, организация
Пол Тервелт – валторна
Сирил Туфф – губная гармошка
Фил Апчерч – гитара
Ширли Уолс – бэк-вокал
Фред Уокер – конга, перкуссия
Эверетт Златофф-Мирский – скрипка
И я без преувеличений скажу, что практически все эти инструменты вы услышите в первой 9-минутной композиции -Dancing Girl.
Честно, у меня не хватает описательного аппарата, чтобы выразить то, что в сущности сделал Калье. Возможно, потому что труды его действительного уникальны, даже для нашего времени. Мало кто так заморачивался с записью в то время. Конечно, был прогрессив, был фьжн, был джаз-рок, был и оркестр, но всё-таки старались ограничиваться 6-8 музыкантами.
На что это похоже? Смешайте Исаака Хайса, Экзуму, Тима Бакли, поделите это всё на джаз и фьюжн, и всё равно вы не получите звучание Калье.
В начале звучит акустика с напевами Калье, по каналам рассыпаны металофончики. Дальше они начинают создавать ритм, который подхватывают очень спрятанные скрипки. Затем вступает основная скрипка с басом. На 2-ой минуте всё затухает и остаётся одна акустика. Затем опять хор красивейших скрипок, по фонам, спрятанный , на этот раз саксофон, при чём несколько, в каждом канале. Начинаются соул напевы Калье, на которые отвечает саксофон. Вступает бас, пианино, опять скрипки, и вот вы уже потерялись! Просто количество новых инструментов не успевает обрабатывать мозг. При этом количество это не просто для галочки, абы чего запихнуть, это всё бесконечно гармонично и красиво, и всё на своих местах. Несколько раз меняется структура самой композиции, барабаны вступают только на 5-ой минуте! То, что вы услышите в конце...Не буду спойлерить, просто послушайте.
Альбом входит в список "Топ 40 фанк альбомов всех времён". Стоит он там на 22 месте. не очень я понимаю, какой такой фанк, но ладно. Это гораздо шире: это и р-н-б, и соул, и джаз, и фолк, и классическая музыка - всё сразу. Знаете, можно сравнить этот альбом с дорогим десертом. В дешёвой кондитерке тебе приносят тривиальную булку, накаченную транс-жирами, и вкус у неё одноплановый, топорный - сладкий. В дорогой кондитерке пирожные "многоплановые", они играются вкусами. Сначала ешь, не понимаешь, что чёрт возьми происходит, а потом с одной стороны, с другой, и вот ты уже окутан этим вкусовым многообразием. Ну в общем это не только дорогих пирожных касается, это так, для наглядности)
#TerryCallier #WhatColorIsLove
Terry Callier - What Color is Love - 1972
3 минуты
24 прочтения
27 декабря 2023