Найти в Дзене
Ретро FM

НУИНУ: актёры, которые могли оказаться в «Чародеях»

Многие из нас в преддверии и во время зимних праздников пересматривают сказку Константина Бромберга «Чародеи» и не могут представить в составе Научного универсального института необыкновенных услуг (НУИНУ) кого-то, кроме Екатерины Васильевой, Валерия Золотухина, Валентина Гафта, Эммануила Виторгана и Михаила Светина. А уж предположить, что в фильме могло не быть Абдулова и Яковлевой — что-то из области фантастики. Впрочем, про то и кино. На роль Ивана пробовались Игорь Костолевский, Николай Ерёменко, Игорь Старыгин, Михаил Боярский и другие звёздные красавцы, но Бромберг желал заполучить Александра Абдулова. Дело это было непростое: поговаривают, телечиновники выступали против этой кандидатуры из-за давнего романа актёра с американкой (которую записали в шпионки). Зато Сергей Проханов, успевший сняться Иваном в нескольких эпизодах, их совершенно устраивал, однако режиссёр продолжал воевать за Абдулова. И победил. «Проханов меня категорически не устраивал, но спорить с руководством было

Многие из нас в преддверии и во время зимних праздников пересматривают сказку Константина Бромберга «Чародеи» и не могут представить в составе Научного универсального института необыкновенных услуг (НУИНУ) кого-то, кроме Екатерины Васильевой, Валерия Золотухина, Валентина Гафта, Эммануила Виторгана и Михаила Светина. А уж предположить, что в фильме могло не быть Абдулова и Яковлевой — что-то из области фантастики. Впрочем, про то и кино.

-2

На роль Ивана пробовались Игорь Костолевский, Николай Ерёменко, Игорь Старыгин, Михаил Боярский и другие звёздные красавцы, но Бромберг желал заполучить Александра Абдулова. Дело это было непростое: поговаривают, телечиновники выступали против этой кандидатуры из-за давнего романа актёра с американкой (которую записали в шпионки). Зато Сергей Проханов, успевший сняться Иваном в нескольких эпизодах, их совершенно устраивал, однако режиссёр продолжал воевать за Абдулова. И победил.

«Проханов меня категорически не устраивал, но спорить с руководством было сложно. От нас потребовали начинать съёмки, и мы были вынуждены снимать Проханова, но оператору я по-тихому рекомендовал снимать актёра со спины, мол, всё равно добьюсь Абдулова. В итоге в картину попали куски, в которых герой Иван снят со спины — и это актёр Проханов. А дальше в фильме — Абдулов», — вспоминал Бромберг.
-3

На роль Алёнушки претендовали Наталья Белохвостикова, Елена Коренева, Лариса Удовиченко, Ирина Алфёрова, но режиссёр ни в одной из утончённых девушек не увидел «ведьминого начала». С Александрой Яковлевой было наоборот. Второй режиссёр картины — Юлия Константинова — говорит:

«Характер у Саши был непростой, с ней не соскучишься. Помню, Бромберг в самом начале съемок сказал: “Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку вряд ли”».

Тем не менее, Яковлеву утвердили. Она ссорилась с коллегами и часто опаздывала на площадку, проводя на гриме по несколько часов. По словам Константиновой, всё – из стремления сделать работу хорошо. Но Валентин Гафт, дороживший своим временем, в какой-то момент устал терпеть такое неуважение и отказался работать с экранной возлюбленной. Их снимали по отдельности, только когда производство подходило к концу, Яковлева и Гафт помирились.

-4

Директора института — Киру Шемаханскую — Бромберг видел в Маргарите Тереховой (также пробовались Алиса Фрейндлих и Наталья Гундарева), пока на пробы не пришла Екатерина Васильева. В пару к ней — на роль мага Киврина — режиссёр хотел поставить Николая Гринько или Олега Басилашвили, но выбрал актёра иного типажа — Валерия Золотухина.

-5

Коврова и Брыля выбирали из звёзд первой величины. Ковровым могли стать Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Евгений Стеблов, Вениамин Смехов и Георгий Бурков, но в итоге утвердили Эммануила Виторгана. На роль его дурга по картине “претендовали” и Юрий Никулин, и Олег Анофриев, и Спартак Мишулин, а стал друг реальный — Михаил Светин, которому, чтобы побеседовать с товарищем, нужно было задирать голову вверх. Бромбергу это показалось забавным.

-6

Гостя с юга сыграл Семён Фарада. Актёр старался расширить и сделать роль более забавной, постоянно придумывая разные реплики. Знаменитое восклицание «Кто так строит?!» основано на реальных событиях: как-то Фарада заблудился в «Останкино» и выразил своё негодование будущей крылатой фразой. По воспоминаниям Бромберга, сочинительством дополнительных слов дело не ограничивалось:

«Семён Фарада даже эпизоды додумывал. Как-то предложил: “Я в кадре должен пройти босиком. Давайте я ноги намочу, чтобы следы оставались”. Я говорю: “Замечательно”. Он намочил ноги и, перед тем как пройти, воскликнул: “Боже, как я вспотел!” Правда, эту фразу вырезали».

Фото: кадры из фильма