Беспилотному транспорту на форуме Цифровая Транспортация была посвящена отдельная секция. Организаторы выделили четыре вида беспилотного транспорта, добавив к наземному, водоплавающему и летающему ещё и железнодорожный.
Самой интересной частью сессии мне показалось выступление замминистра промышленности и торговли Василия Шпака. Может быть потому, что он «недавно работает чиновником», может ещё по какой причине, но это было живое и честное выступление, проблемы описаны точно, цели понятны. Остаётся придумать способы решения и достижения. Из-за числа накопленных проблем в области обесчеловечивания транспортных средств, в Минпромторге обсуждается создание единой структуры для их решения.
Ещё мало где создана «нормативка», но это основное, что сдерживает от запуска в эксплуатацию беспилотный транспорт. Уже созданы и отработаны автономные суда, трамваи, поезда, легковые автомобили и роверы-доставщики. При этом летающие беспилотники, несмотря на обилие новостей про доставку газеты, почки и двух банок тушёнки, готовых решений для включения в транспортно-логичитческих цепочки не имеют от слова «совсем».
Но именно для летающих беспилотников утвержден нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Остальные виды транспорта обходятся федеральными программами и, несмотря на это, обходят БАС на круг. Причина не в законах, бюджетах и кадрах. Для наземного, морского и ж/д транспорта разрабатывают системы управления и автоматизации работающих десятилетиями транспортных средств, а для БАС сначала нужно придумать, проверить, обкатать место в логистической цепочке, и только потом его автоматизировать. Если не считать агродроны, то практически вся сфера применения БАС - летающие штативы для фото или кинокамер. Кратно ситуация с дронами проиллюстрирована фотографией Барсика.
PS При прослушивании записей форума в числе достижений были предъявлены 92 тысячи учтённых беспилотников и 97 тысяч полётов в уходящем году. Кому-то посчастливилось взлететь больше одного раза.
PPS Запись сессии доступна на RuTube.