Найти тему
Отражение науки

Tesla отступает под натиском китайцев: смена мирового лидера в производстве электрических автомобилей.

Прямо сейчас происходит смена мирового лидера в производстве электрических автомобилей. Многолетний лидер рынка американская компания Tesla, принадлежащая предпринимателю Илону Маску, отступает под натиском нового фаворита, китайского производителя BYD. В прошлом квартале по объёму продаж BYD практически сравнялся с Tesla (99,21%). В планах Tesla выйти на общий объём продаж 1,8 миллионов электромобилей в этом году. Многие эксперты считают, что по итогам года в лице BYD мы увидим нового мирового лидера электрического автопрома.

BYD ATTO 3, электрический внедорожник класса С, разработанный известным немецким автодизайнером Вольфгангом Эггером. Изображение: пресс-кит bydauto.ie
BYD ATTO 3, электрический внедорожник класса С, разработанный известным немецким автодизайнером Вольфгангом Эггером. Изображение: пресс-кит bydauto.ie

Следует отметить, что BYD уже давно обошёл Tesla по объёмам продаж электромобилей, если принять в зачёт подключаемые гибриды (авто, в которых помимо основного электродвигателя, также существует двигатель внутреннего сгорания, работающий на традиционном топливе). Но Маск принципиально отказывался производить гибриды, сосредоточившись исключительно на «настоящих электромобилях». И до последнего времени ему удавлось оставаться в этом сегменте номером один.

В чём причина такого яркого успеха китайского производителя? Прежде всего у электромобилей BYD – превосходный дизайн. Они попросту очень красивы. И это неспроста: ещё в 2016 году BYD пригласила на должность главного дизайнера компании Вольфганга Эггера, бывшего главного дизайнера таких выдающихся компаний как немецкая Audi и итальянская Alfa Romeo. Позже к нему присоединились ведущие дизайнеры Mercedes-Benz и Ferrari.

BYD ATTO 3 продаётся в ЕС примерно по 37-38 тысяч Евро. Изображение: пресс-кит bydauto.ie
BYD ATTO 3 продаётся в ЕС примерно по 37-38 тысяч Евро. Изображение: пресс-кит bydauto.ie

К тому же BYD, помимо Китая, сделал основную ставку на густонаселённые страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Америки: Индию, Таиланд, Малайзию и Бразилию. А сейчас, накопив сил, ринулся и в Европу: наибольшим спросом китайские электромобили пользуются в Германии и Швеции. На рынках США автомобили BYD практически не продаются из-за эскалации последнего времени в отношениях между США и Китаем. Сравним это с тем, насколько более деликатно ведёт себя Китай по отношению к американским производителям.

Более половины всех своих электромобилей Tesla производит на одной гигафабрике в китайском Шанхае, откуда они затем расходятся по всему миру. Но и в самом Китае автомобили Tesla продаются в огромных количествах и безо всяких проблем. Сейчас Tesla заканчивает расширение мощностей шанхайской фабрики для увеличения производства своей популярной модели Tesla Model Y. При этом китайское правительство не ставит никаких палок в колёса своему, казалось бы, основному конкуренту. Более того, для Tesla китайскими властями было сделано исключение из правил: Маску позволили сохранить полный контроль над китайсой фабрикой. Остальные иностранные производители автомобилей обязаны вести свою производственную деятельность в Китае путём создания совместных предприятий с китайской стороной на паритетных началах.

Tesla Model Y: на рост продаж именно этой модели делает ставку Илон Маск в борьбе за китайский рынок. Изображение: любезно предоставлено Tesla, Inc.
Tesla Model Y: на рост продаж именно этой модели делает ставку Илон Маск в борьбе за китайский рынок. Изображение: любезно предоставлено Tesla, Inc.

Разумеется, у китайского производителя лучше цены на электромобили. В самом общем приближении можно сказать, что сопоставимые по классу модели BYD раза в полтора дешевле, чем у Tesla. Несмотря на то, что Tesla регулярно снижает цены, за китайцами ей не угнаться. Хотя в премиальном сегменте цены на BYD находятся на том же уровне, что и цены американцев. Ещё одно преимущество: BYD является одним из крупнейших в мире производителей тяговых аккумуляторных батарей. А в электромобиле именно батарея — самая дорогая его часть. Помимо того, что BYD обеспечивает батареями автомобили собственного производства, он также вовсю продаёт их той же Tesla.

Поезд Maglev на магнитной левитации. Соединяет шанхайские ж/д станцию и международный аэропорт. Разгоняется до скорости 431 км/ч. Изображение: commons.wikimedia.org
Поезд Maglev на магнитной левитации. Соединяет шанхайские ж/д станцию и международный аэропорт. Разгоняется до скорости 431 км/ч. Изображение: commons.wikimedia.org

Западные конкуренты часто упрекают китайских производителей в том, что они широко используют господдержку и обеспечивают свой прогресс нерыночными методами. Но, конечно, только этим успех китайцев объяснить нельзя. Крупнейшая в мире судостроительная промышленность, самые быстрые скоростные поезда на магнитной левитации, передовое телекоммуникационное оборудование 5G связи: следует признать, что эти люди просто любят и умеют работать.