«Почему нас воспитывали без любви?
Обесценивая наши беды, проблемы, переживания, мечты?
Почему нас с детства готовили к жизни, полной страданий?
Программировали нас на такую модель жизни, когда обязательно кто-то должен страдать».
Это цитата из фильма «Вам и не снилось». Героиня – школьница Катя задается такими не детскими вопросами. Хотя речь сегодня не о ней, но она так верно обозначила проблемы между взрослыми и их детьми!
Когда ребенок плачет над сломанной игрушкой, взрослому это кажется ерундой, ну, не телевизор же сломался и не автомобиль. Да и не будет мама плакать из-за такой поломки, хотя, цена вопроса не соизмерима.
С высоты полета –детские чувства такие же маленькие и не значительные, как и сам малыш.
Да что он знает про настоящие потери, никто же не умер, пожар не случился! Что этот сопляк понимает в проблемах! Какие у него могут быть сложности? Коленку разбил? Что значит разбита коленка по сравнению с разбитым сердцем? Насыпали за шиворот песок, обозвали, толкнули, не хотят дружить, отвергла девочка? «Господи, мне бы твои проблемы!». Взрослый человек привычно не придает значения тому, что чувствует ребенок. Масштабы кажутся другими.
В этом же фильме учительница говорит директору школы: «Мне не удобно говорить вам о том, что такое детское горе».
А директор ей отвечает: «Горе? Какое горе? Война? Голод? Нужда?».
По своему правы обе.
Когда речь идет о выживании, тяжелых условиях, катаклизмах, чувства отходят на второй и даже третий план. Поэтому директор и не понимает проблемы. А если заглянуть в глубь веков – условия жизни на несколько порядков отличались не только от сегодняшнего дня, но и от тяжелого послевоенного времени.
Сейчас, когда не нужно физически выживать, на первый план выходит совсем другое. Но вот отношение к переживаниям ребенка автоматически остается таким же, как много лет назад.
И ребенок получает сигнал о том, что он -никто, пустое место, а вот все остальные – гораздо более важные. А когда он вырастает, продолжает думать так же. И возникают трудности с самореализацией, отношениями с партнерами, с детьми.
Такой семейный сценарий передается от родителей к детям и т.д. Но выход есть, ведь если раньше не было ни знаний, ни механизма остановить передачу эстафетной палочки дальше, то теперь, слава Богу, все эти инструменты имеются.
Психолог Леда Тенищева