На лентах новостей соседствуют две новости. В Екатеринбурге произвели первые импортозамещенные «Ласточки» – поезда ЭС104. В Москве из-за недостатка запчастей отставили от работы все польские трамваи Pesa. Как такое может быть? И что вообще происходит с локализацией производства в России.
В связи с санкциями дела на железной дороге в России идут очень по-разному. Какой-то подвижной состав перестали производить совсем и отставили от эксплуатации. Другой – продолжают делать и только наращивают темпы производства. Но как такое может быть? Смотрим, что известно о производстве конкретных типов подвижного состава.
Самый продвинутый пассажирский электровоз ЭП20 снят с производства. Этот электровоз – единственный, который может эксплуатироваться одновременно под переменным и постоянным током и разгоняться до 200 км/ч. Российский «Трансмашхолдинг» его производил вместе с французским Alstom. В будущем в РЖД ожидают отечественный аналог, а пока количество поездов, которые курсируют с ЭП20, сокращается.
Электропоезд «Иволга» всегда позиционировался как российский. При этом по качеству он сравним с «Ласточками». Поезд производится в Твери и поставляется в Москву. Производитель никогда особо не скрывал, что при производстве электрички активно использовались зарубежные компоненты, а в 2022 году после введения санкций открыто признавал, что теперь, например, тяговые преобразователи, разработанные швейцарской ABB и производимые в Латвии, заменят на российские с комплектующими из Китая. На сколько поезд импортозамещен, не раскрывается.
«Ласточка» больше не будет производиться в России. Этот поезд РЖД начали закупать к Олимпиаде 2014 года в Сочи у компании Siemens. Затем постепенно производство освоили на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области. После введения санкций и ухода Siemens из России производство «Ласточек» было остановлено. Им на смену завод разработал и создал новый электропоезд ЭС104, который, судя по всему, назовут «Финист». Насколько этот поезд импортозамещен, никто не знает. РЖД пишет о нем, как о «полностью собранном из отечественных компонентов», государственное информагентство ТАСС со ссылкой на группу компаний «Синара» (которой принадлежат «Уральские локомотивы») пишет об импортозамещении на 99%.
Двухэтажные вагоны модельного ряда «2020», «напичканные» электрикой – в том числе беспроводными зарядками, не производятся. Формально объявления о снятии с производства сообщений не было, но в ФПК/РЖД в последний год не сообщали о получении таких вагонов и об их включении в составы поездов дальнего следования. Новые двухэтажные поезда формируются из вагонов прежнего модельного ряда.
Поезда и трамваи производства Stadler эксплуатируются в Москве (двухэтажные поезда «Аэроэкспрессы») и в Петербурге (трамваи «Чижик»). О каких-то явных сложностях с эксплуатацией этого подвижного состава мы не слышали. Правда, надо учитывать, что и поезда, и трамваи для России производились преимущественно на заводе Stadler в республике Беларусь. Сейчас он закрыт, но с запчастями вопрос, видимо, решают.
«Сапсаны» и «Ласточки» от Siemens также продолжают эксплуатироваться. Мы не знаем, какова ситуация их обслуживанием и все ли поезда на ходу. Можем лишь отметить, что очень давно не видели сдвоенных «Сапсанов», а количество ежедневных рейсов, несмотря на высокий спрос, по сравнению с 2021 годом уменьшилось.
Меньше повезло поездам «Стриж» производства испанской Talgo. Все семь составов были отстранены от работы сразу после введения санкций.
А вот вагоны габарита риц продолжают курсировать. Их Тверской вагоностроительный завод производил совместно с Siemens.
Современные трамваи от производителя ПК ТС («Витязь», «Богатырь», «Львенок» и другие) продолжают производиться и эксплуатироваться. При этом поставки только наращиваются. В интервью 2022 года основатель ПК ТС Феликс Винокур говорил, что трамвай «Витязь» импортозамещен на 80 процентов. В 2023 году гендиректор компании Александр Дубровкин утверждал, что импортозамещение достигло 90 процентов и стремится к 95. При этом он признавал, что недостающие пять процентов – это поставки из «дружественных» стран.
На производстве современных поездов метро «Москва 2020» санкции, судя по всему, не сказались. Производитель не раскрывал, на сколько импортозамещен этот поезд, но они выпускаются.
Проблемы при ремонте возникли с поездами Skoda («НеВа»). 24 таких состава эксплуатируются в Петербурге на Невско-Василеостровской линии. Вагоны совместного производства «Вагонмаша» и Skoda лишь на 31% состояли из отечественных комплектующих. В 2023 году начальник электродепо «Невское» Дмитрий Новожилов рассказывал, что при ремонте первого состава удалось заместить российскими деталями еще 10% узлов. Таким образом, более половины комплектующих вагона пока остаются зарубежного производства. С каждым новым ремонтом процент отечественных узлов будет увеличиваться, считают в метрополитене.
А вот трамваям Pesa Fokstrot, которые Москва закупила в 2014 году, не повезло. Все 70 вагонов отстранены от работы. Они постепенно выходили из строя и к последним днях эксплуатации на ходу оставались лишь 23 вагона. Формально в конкурсе на поставку 120 вагонов в 2014 году победил «Уралвагонзавод». Изначально предполагалось, что УВЗ получит несколько вагонов в сборке с последующей локализацией производства в России. Однако по итогу все 70 вагонов первой партии были поставлены из Польши. При этом УВЗ разместил на них свою заводскую табличку. Последующее падение курса рубля (УВЗ получал средства от Москвы в рублях, а платил за трамваи в евро) помешало поставке второй партии, а введение санкций привело к тому, что Москва не смогла обслуживать трамваи должным образом.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.