В собрании Государственного музея истории религии имеется обширная коллекция фотографий по теме спиритизм, которая включает в себя портреты знаменитых медиумов, фотографии спиритических сеансов и, так называемых, материализованных душ и предметов.
Спиритизм как философская доктрина была разработана Алланом Кардеком (1804-1869 гг.) - французским педагогом, философом и исследователем психических явлений, чьи работы в области спиритизма считаются фундаментальными.
Другое направление – спиритуализм, понимается как мистическая вера людей в возможность общения с душами умерших людей при помощи различных приемов.
Сами последователи этих двух направлений неоднократно пытались разграничить данные учения. Так, например, сэр Артур Конан Дойль в своих сочинениях на эту тему, писал, что спиритизм является частью спиритуализма и его производной.
Спиритуализм возник во второй половине XIX века и быстро распространился по всему миру. В течение почти столетия движение развивалось и к концу века оно насчитывало более 8 миллионов последователей (только в США и Европе). Пережив пик возрождения после первой мировой войны, во второй половине ХХ века спиритуализм постепенно утратил массовую популярность.
В России термин "спиритизм" имеет обобщенное значение для двух направлений, став синонимом и философского учения спиритуализма, и так называемого "столоверчения». Спиритизм был непосредственно «импортирован» с Запада и получил массовое распространение только в 1870-х годах, хотя упоминания о первых сеансах в России встречаются двумя десятилетиями раньше.
Однако вернемся к фотографиям.
Коллекция фотографий спиритических сеансов из фондов музея истории религии, насчитывающая более 300 единиц, поступила в музей в 1930-х годах из Института русской литературы. Все снимки – черно-белые, изготовлены приблизительно в 70-90 –е годы XIX века. Около половины изображений выполнены в студиях, на тыльной стороне имеются штампы с адресом и именем фотографа. В коллекции преобладают отпечатки визитного (прим. 5,6х 9,4 см) и кабинетного (прим. 10х13 см) форматов.
Фотографии из описываемой коллекции являются частью архива А. Н. Аксакова (1832-1903), русского публициста, переводчика и издателя. Еще в молодом возрасте, увлекшись работами шведского ученого-естествоиспытателя Э. Сведенборга (1688-1772), он начинает активно интересоваться тайнами человеческой психики. В дальнейшем он переводит и издает: основные труды Сведенборга; американского спиритуалиста Э. Дж. Дэвиса; а с 1874 года журнал «Psychische Studien» (Психише студиен) в Лейпциге, посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни.
Вместе с химиком А. М. Бутлеровым (1828-1886) и профессором зоологии Н. П. Вагнером (1829-1907) регулярно устраивал спиритические сеансы в Санкт-Петербурге, приглашая на них известных французских и английских медиумов. Именно Александр Николаевич выступал их инициатором, организатором и активным участником, за что получил от современников прозвище «Апостол спиритизма». Деятельность этой группы быстро завоевала внимание общественности в связи с выходом статей в периодических изданиях с описанием, что работало пропагандой «медиумических явлений» в некотором роде. Вероятно, в этот же период Аксаков начал собирать фотографии, хранящиеся по сей день в собрании нашего музея.
Коллекцию фотографий можно условно разделить на несколько групп:
1. Фотографии медиумов и соратников Аксакова по спиритическим сеансам. Эти снимки он получал с разных концов света, в основном из стран континентальной Европы. На тыльной стороне большей части фотографий присутствуют надписи с комментариями на разных европейских языках, большей частью, на английском. Как правило, в надписях указаны фамилия и имя отправителя (реже фотографа) и дата снимка. На отдельных отпечатках есть дата встречи отправителя с Александром Николаевичем. Ряд фотографий содержит пояснения Аксакова. Так, к примеру, на одной из них, на тыльной стороне, рукописный текст черными чернилами: " Prof. Brofferio. Член нашей Миланской Комиссии; автор книги "Per lo Spiritisme". Умер в мае 1894 года получил от его матери после кончины". По количеству фотографий, а также по комментариям на них, можно судить, что он вел весьма активную переписку с различными спиритическими объединениями, был известным и уважаемым членом многих зарубежных обществ.
2. Другую значительную часть коллекции составляют фотографии из города Каменец-Подольска (Украина), где главным действующим лицом, судя по текстам на тыльной стороне, является медиум Елена Юргенсон. Как видно, из подробных пояснений к снимкам, сам Аксаков лично не принимал участия в этих экспериментах, но состоял в постоянном контакте через переписку с действующими лицами этого сообщества. В надписях указываются не только даты и участники сеансов, но и какой именно дух им являлся, при каком объективе (закрытом или открытом) происходила фиксация «явления», а также имена свидетелей. К сожалению, не всегда возможно разобрать почерк и прочитать весь текст. Основной смысл сводится к тому, что в доме некой А. Грениус, где жила медиум Юргенсон, собиралась группа людей, вызывавших некий дух. В текстах он часто упоминается, как Поли. Из пояснений на снимках известно, что Поли - дух умершей несколько лет назад девушки с этим же именем (по свидетельству родственников и друзей умершей) и, что она появлялась как в своем земном виде, так и в виде луча света. Как описывается в теории спиритических сеансов, четкость видения во много зависит от состояния медиума в эти моменты. Эти явления происходили, как правило, во второй половине дня. Сеансы фиксировались или специально приглашенным фотографом или самими медиумом.
3) К третьей части можно отнести фотографии спиритических сеансов, сделанных в разное время и с разными участниками. Часть снимков во время сеансов сделана самим Аксаковым. В составе этого комплекса: студийные фотографии отдельных медиумов (с указанием имени) с полупрозрачными фигурами «духов»; сеансы «столоверчения» и даже несколько изображений спиритических сеансов с участием самого Аксакова.
В целом, описываемая коллекция фотоснимков однотипна. Как правило, на них присутствуют только медиум и дух, посторонних лиц нет. Изображения призраков на некоторых снимках не четкие, на других изображенные фигуры по очертаниям напоминают человеческое тело, закутанное в плотную, светлую ткань. Несколько фотографий из третьей части выделяются своей «конкретностью». Фигуры ясно видны, определяется пол, можно различить черты лица, прическу, одежду. На фотографиях из Каменец-Подольска призрак Поли обычно полностью закутан в белое полотно, но встречаются снимки с лицом или с рукой.
Спиритизм представлял собой весьма распространенное и популярное явление для конца XIX века. О нем встречаются упоминания и в художественной и в научной литературе, велись научные споры, его обсуждали в салонах. У спиритизма были и ярые противники, и убежденные апологеты. Конец XIX века был временем мощного и быстрого технического прогресса. Параллельно с этим рос интерес к личности, психическим и необъяснимым явлениям, связанным с возможностями человека. Совокупность этих факторов привела к тому, что появилась идея – зафиксировать так называемые явления духов на фотографию. Искусство фотографии на заре своего существования было окружено атмосферой тайны и волшебства и это давало широкие возможности для разного рода мошенничества, спекулирующего на всеобщей неосведомленности людей относительно технического процесса. Этим можно объяснить, что образованные и просвещенные личности (как Бутлеров, Вагнер, Аксаков и пр.) верили изображениям, в которых даже неспециалист в наше время увидит грубую подделку. К тому же, эти люди были убеждены в существовании мира духов и его стремлении соприкасаться с миром живых.
Коллекция спиритических фотографий из собрания Государственного музея истории религии является уникальным памятником духовной жизни русского общества во второй половине XIX века и представляет интерес для широкого круга современных исследователей.