Найти тему
Музей истории религии

Спиритизм в картинках. Коллекция спиритических фотографий из архива А.Н. Аксакова в Государственном музее истории религии

В собрании Государственного музея истории религии имеется обширная коллекция фотографий по теме спиритизм, которая включает в себя портреты знаменитых медиумов, фотографии спиритических сеансов и, так называемых, материализованных душ и предметов.

Спиритизм как философская доктрина была разработана Алланом Кардеком (1804-1869 гг.) - французским педагогом, философом и исследователем психических явлений, чьи работы в области спиритизма считаются фундаментальными.

Другое направление – спиритуализм, понимается как мистическая вера людей в возможность общения с душами умерших людей при помощи различных приемов.

Сами последователи этих двух направлений неоднократно пытались разграничить данные учения. Так, например, сэр Артур Конан Дойль в своих сочинениях на эту тему, писал, что спиритизм является частью спиритуализма и его производной.

Спиритуализм возник во второй половине XIX века и быстро распространился по всему миру. В течение почти столетия движение развивалось и к концу века оно насчитывало более 8 миллионов последователей (только в США и Европе). Пережив пик возрождения после первой мировой войны, во второй половине ХХ века спиритуализм постепенно утратил массовую популярность.

В России термин "спиритизм" имеет обобщенное значение для двух направлений, став синонимом и философского учения спиритуализма, и так называемого "столоверчения». Спиритизм был непосредственно «импортирован» с Запада и получил массовое распространение только в 1870-х годах, хотя упоминания о первых сеансах в России встречаются двумя десятилетиями раньше.

Однако вернемся к фотографиям.

Коллекция фотографий спиритических сеансов из фондов музея истории религии, насчитывающая более 300 единиц, поступила в музей в 1930-х годах из Института русской литературы. Все снимки – черно-белые, изготовлены приблизительно в 70-90 –е годы XIX века. Около половины изображений выполнены в студиях, на тыльной стороне имеются штампы с адресом и именем фотографа. В коллекции преобладают отпечатки визитного (прим. 5,6х 9,4 см) и кабинетного (прим. 10х13 см) форматов.

Фотография из собрания Государственного музея истории религии
Фотография из собрания Государственного музея истории религии

Фотографии из описываемой коллекции являются частью архива А. Н. Аксакова (1832-1903), русского публициста, переводчика и издателя. Еще в молодом возрасте, увлекшись работами шведского ученого-естествоиспытателя Э. Сведенборга (1688-1772), он начинает активно интересоваться тайнами человеческой психики. В дальнейшем он переводит и издает: основные труды Сведенборга; американского спиритуалиста Э. Дж. Дэвиса; а с 1874 года журнал «Psychische Studien» (Психише студиен) в Лейпциге, посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни.

Вместе с химиком А. М. Бутлеровым (1828-1886) и профессором зоологии Н. П. Вагнером (1829-1907) регулярно устраивал спиритические сеансы в Санкт-Петербурге, приглашая на них известных французских и английских медиумов. Именно Александр Николаевич выступал их инициатором, организатором и активным участником, за что получил от современников прозвище «Апостол спиритизма». Деятельность этой группы быстро завоевала внимание общественности в связи с выходом статей в периодических изданиях с описанием, что работало пропагандой «медиумических явлений» в некотором роде. Вероятно, в этот же период Аксаков начал собирать фотографии, хранящиеся по сей день в собрании нашего музея.

Коллекцию фотографий можно условно разделить на несколько групп:

1. Фотографии медиумов и соратников Аксакова по спиритическим сеансам. Эти снимки он получал с разных концов света, в основном из стран континентальной Европы. На тыльной стороне большей части фотографий присутствуют надписи с комментариями на разных европейских языках, большей частью, на английском. Как правило, в надписях указаны фамилия и имя отправителя (реже фотографа) и дата снимка. На отдельных отпечатках есть дата встречи отправителя с Александром Николаевичем. Ряд фотографий содержит пояснения Аксакова. Так, к примеру, на одной из них, на тыльной стороне, рукописный текст черными чернилами: " Prof. Brofferio. Член нашей Миланской Комиссии; автор книги "Per lo Spiritisme". Умер в мае 1894 года получил от его матери после кончины". По количеству фотографий, а также по комментариям на них, можно судить, что он вел весьма активную переписку с различными спиритическими объединениями, был известным и уважаемым членом многих зарубежных обществ.

Фотография из собрания Государственного музея истории религии
Фотография из собрания Государственного музея истории религии

2. Другую значительную часть коллекции составляют фотографии из города Каменец-Подольска (Украина), где главным действующим лицом, судя по текстам на тыльной стороне, является медиум Елена Юргенсон. Как видно, из подробных пояснений к снимкам, сам Аксаков лично не принимал участия в этих экспериментах, но состоял в постоянном контакте через переписку с действующими лицами этого сообщества. В надписях указываются не только даты и участники сеансов, но и какой именно дух им являлся, при каком объективе (закрытом или открытом) происходила фиксация «явления», а также имена свидетелей. К сожалению, не всегда возможно разобрать почерк и прочитать весь текст. Основной смысл сводится к тому, что в доме некой А. Грениус, где жила медиум Юргенсон, собиралась группа людей, вызывавших некий дух. В текстах он часто упоминается, как Поли. Из пояснений на снимках известно, что Поли - дух умершей несколько лет назад девушки с этим же именем (по свидетельству родственников и друзей умершей) и, что она появлялась как в своем земном виде, так и в виде луча света. Как описывается в теории спиритических сеансов, четкость видения во много зависит от состояния медиума в эти моменты. Эти явления происходили, как правило, во второй половине дня. Сеансы фиксировались или специально приглашенным фотографом или самими медиумом.

Фотография из собрания Государственного музея истории религии
Фотография из собрания Государственного музея истории религии

3) К третьей части можно отнести фотографии спиритических сеансов, сделанных в разное время и с разными участниками. Часть снимков во время сеансов сделана самим Аксаковым. В составе этого комплекса: студийные фотографии отдельных медиумов (с указанием имени) с полупрозрачными фигурами «духов»; сеансы «столоверчения» и даже несколько изображений спиритических сеансов с участием самого Аксакова.

Фотография из собрания Государственного музея истории религии
Фотография из собрания Государственного музея истории религии

В целом, описываемая коллекция фотоснимков однотипна. Как правило, на них присутствуют только медиум и дух, посторонних лиц нет. Изображения призраков на некоторых снимках не четкие, на других изображенные фигуры по очертаниям напоминают человеческое тело, закутанное в плотную, светлую ткань. Несколько фотографий из третьей части выделяются своей «конкретностью». Фигуры ясно видны, определяется пол, можно различить черты лица, прическу, одежду. На фотографиях из Каменец-Подольска призрак Поли обычно полностью закутан в белое полотно, но встречаются снимки с лицом или с рукой.

Спиритизм представлял собой весьма распространенное и популярное явление для конца XIX века. О нем встречаются упоминания и в художественной и в научной литературе, велись научные споры, его обсуждали в салонах. У спиритизма были и ярые противники, и убежденные апологеты. Конец XIX века был временем мощного и быстрого технического прогресса. Параллельно с этим рос интерес к личности, психическим и необъяснимым явлениям, связанным с возможностями человека. Совокупность этих факторов привела к тому, что появилась идея – зафиксировать так называемые явления духов на фотографию. Искусство фотографии на заре своего существования было окружено атмосферой тайны и волшебства и это давало широкие возможности для разного рода мошенничества, спекулирующего на всеобщей неосведомленности людей относительно технического процесса. Этим можно объяснить, что образованные и просвещенные личности (как Бутлеров, Вагнер, Аксаков и пр.) верили изображениям, в которых даже неспециалист в наше время увидит грубую подделку. К тому же, эти люди были убеждены в существовании мира духов и его стремлении соприкасаться с миром живых.

Коллекция спиритических фотографий из собрания Государственного музея истории религии является уникальным памятником духовной жизни русского общества во второй половине XIX века и представляет интерес для широкого круга современных исследователей.