Цифровизация бизнеса в России набирает обороты и постепенно все больше товарных групп подлежат обязательной маркировке и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий.
Новые правила маркировки товарных групп и сроки в 2024 году:
- С 1 марта 2024 года - производители, импортеры и продавцы безалкогольных напитков (за исключением соков, нектаров, растительного молока и компотов), упакованных в банки, обязаны наносить специальную маркировку на свою продукцию и предоставлять информацию о маркировке (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 года № 887);
- Также с 1 марта 2024 года обязательная маркировка распространяется на некоторые виды медицинских изделий, такие как слуховые аппараты, стенты, томографы и другие (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 894);
- Новые правила маркировки табачной и никотинсодержащей продукции также вступят в силу с 1 марта 2024 года. Производители, импортеры и продавцы табачной и никотинсодержащей продукции, не подлежащей обязательной маркировке, должны будут зарегистрироваться в информационной системе мониторинга в течение 7 календарных дней с момента необходимости осуществления деятельности, связанной с оборотом указанных товаров. Они также должны будут предоставлять информацию о производстве и обороте табачной продукции, не требующей обязательной маркировки. Кроме того, будет введен запрет на производство и оборот табачной продукции, не подлежащей обязательной маркировке, без предварительной передачи соответствующей информации в информационную систему мониторинга;
- С 1 сентября 2024 года для производителей, импортеров и продавцов кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям, вводится обязанность предоставлять информацию о продажах в информационную систему маркировки (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 885);
- С 1 апреля 2024 года начнется обязательная маркировка икры осетровых и икры лососевых рыб (постановление Правительства РФ от 29.11.2023 № 2028);
- Также с 1 сентября 2024 года начнется эксперимент по маркировке некоторых видов печатной продукции, включая печатные учебники общеобразовательного назначения (по коду ТНВЭД 4901 99 000 0);
- В 2024 году также будет проводиться эксперимент по маркировке парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, такой как мыло, шампуни, дезодоранты и тому подобное.
Постановлением от 21.11.2023 № 1944 Правительство РФ утвердило правила применения запрета на продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке, на основании информации из системы мониторинга. В документе предусмотрен список случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке (таких как пиво, бутилированная вода, молочная продукция, парфюмерная продукция и др.), запрещена на основании информации, содержащейся в системе маркировки.
Так, если в системе маркировки отсутствуют сведения о вводе товара в оборот для пива и слабоалкогольных напитков в кегах, запрет будет введен с 1 апреля 2024 года, а для пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке — с 1 ноября 2024 года. Также планируется продление сроков обязательной маркировки молочной продукции и бутилированной воды для сегмента HoReCa (рестораны, кафе, отели) до 1 сентября 2024 года.
Как компании подготовиться к обязательной маркировке
Для того чтобы стать полноценным участником системы маркировки «Честный ЗНАК» организациям и ИП имеющим розничные торговые точки потребуется:
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)
С 1 января 2022 года сертификат электронной подписи на руководителя организации или ИП можно получить только в удостоверяющем центре ФНС России.
Заказать удаленное продление электронной подписи от ФНС для ИП или директора организации
УКЭП нужна для регистрации в системе «Честный ЗНАК» и подписи универсально-передаточных документов (УПД).
А так же для регистрации онлайн-кассы в налоговой при необходимости .
Кассовая программа и товароучетная система, которые умеют работать с маркировкой.
Местом приемки может быть касса, и тогда достаточно одного 2D-сканера.
Если склад магазина большой или товар приходит крупными партиями, принимать товар на кассе неудобно. Лучше подготовить мобильное рабочее место с помощью ТСД — терминала сбора данных.
Касса должна фиксировать выбытие маркированной продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК». Но лучше, чтобы касса позволяла также принимать маркированный товар: тогда не придется обустраивать отдельное рабочее место для приемки.
Онлайн-касса передает информацию о коде маркировки не напрямую в систему «Честный ЗНАК», а через оператора фискальных данных. Договор должен поддерживать передачу сведений о коде маркировки в государственную систему мониторинга маркированных товаров.
Если вы уже пользуетесь кассой, то скорее всего договор с ОФД у вас есть. Проверьте, входит ли в него передача сведений о коде маркировки в государственную систему мониторинга маркированных товаров. Если нет, попросите оператора включить эту услугу в ваш договор.
Astrixsolutions - цифровые решения для профессиональной помощи Вашему бизнесу!
Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/astrixsolutions и не пропускайте наши публикации.