- На календаре 27 декабря. Скоро Новый год. И настроение соответствующее. Какое именно? А такое, что хочется остановиться, оглянуться, задуматься... А я снова листаю семейный альбом.
В старом семейном альбоме с главным праздником детворы связана всего одна фотография. Школьная ёлка. Год 1970, канун 71-го.
Я второклассница, сижу между двумя Наташами-снежинками в среднем ряду, третья справа. Настроение свое помню до сих пор. Не больно радостным оно было. И все потому, что мама не сшила мне из марли костюм снежинки. И еще потому, что я немного завидовала девчонкам, которые пели "Светит месяц, светит ясный..." А вот какое стихотворение читала, не помню. На ёлку меня нарядили в новенькое светло-голубое платье. А на фото еще кофта сверху, она темно-синяя...
В седьмом классе мне дали путевку в пионерский лагерь "Орленок". Из всего пионерского детства это было самое счастливое время. Черноморское побережье. Год 1975, девятая смена. Вожатые Таня и Лида. Отряд "Патрули революции", который был закреплен за Ленинским музеем. И форма у нас была соответствующая, в качестве головных уборов - буденовки. Мы и экскурсоводами себя попробовали, и паркетные полы в музее натирали, и в школе учились (только без домашних заданий), а еще смотрели спектакли, разучивали песни, коротенькие барабанные марши, совершали интересные прогулки... Много чему научились. И сдружились. Прощальный орлятский круг до сих пор помню - наревелись все. И вот фотография, сделанная перед отъездом, утром 27 декабря, уже в своей одежде. Это не весь отряд, я крайняя слева, обнимаю Нелли Ворончихину, свою землячку.
Разъезжались из лагеря уже не отрядами, а делегациями. В поезде Адлер - Москва до столицы ехало несколько делегаций, и мы ходили из вагона в вагон. Не наговориться было, делились впечатлениями, песни орлятские пели. Что интересно, с одной девчонкой из нашей делегации мы потом учились на физмате в одной группе.
В Москву прибыли рано утром, и до вечернего поезда на Псков времени было много. Экскурсий нам не предлагали (обзорная экскурсия была, когда ехали в лагерь). Сопровождающая разрешила погулять по Москве самостоятельно. Мальчишки отправились кататься в метро. А мы с Нелли решили пройтись по земле. Выбрали направление наугад, и чтобы не заблудиться, никуда не сворачивали. Сейчас не скажу, куда мы двигались от Ленинградского вокзала, по какой улице, но в конце концов уперлись в новогодний базар, где продавались ёлки, игрушки, сувениры. Денег, понятно, у нас было не густо, какая-то мелочь. Но я помню, что мне хватило на маленькую, сантиметров 15 высотой, пластмассовую ёлочку.
На школьную ёлку я в тот год не попала. Училась тогда в школе-интернате. Большинство ребят уже по домам разъехались, оставались лишь те, кому ехать было некуда. Я переночевала в интернате, а на следующий день уехала домой, в деревню.
Не помню, чтобы мы отмечали Новый год, живя в деревне, застольем. Но ёлку ставили обязательно, отец приносил из леса, наряжали вместе с сестрой и с мамой. Из игрушек помню зайчиков на прищепках, с поролоновыми ушками, лапками и шарфиками. Еще были разные стеклянные фонарики, шишки, фигурки животных и человечков. Был у нас и буратино, симпатичный, но очень тяжелый для ёлки, не знаю, из чего. Он словно шагнул и застыл, а ручки двигались, в одной был зажат золотой ключик. Даже когда одна ручка стала отваливаться, все равно каждый раз хотелось обязательно повесить его на ёлку, только поближе к стволу, иначе лапа опускалась низко. Куда он делся, не знаю (уезжая из деревни, родители много чего раздали). Самодельные игрушки дополняли общую картину. Делали мы бумажные фонарики, бусы и флажки, вырезали снежинки. Каждый год новые, потому что они сильно сминались в ящике с настоящими игрушками.
Жаль, нет ни одной фотографии тех домашних ёлок.
Отцу в колхозе давали для нас подарки. Большие кульки с разными конфетами, маленькими пачечками вафель или печенья, с парой мандаринок. А однажды в подарках оказались даже кедровые шишки, вот диво было! И это помимо школьных подарков от Деда Мороза.
В райцентр родители перебрались, когда у отца возникли проблемы с прохождением медкомиссии, было это в 1988 году, где-то по осени. Я тогда училась в десятом. В декабре ударили такие морозы, что у многих сады померзли. Из-за холодов вместо новогодних вечеров в школах проводили огоньки днем. Мы договорились с девчонками прийти в карнавальных костюмах. И я соорудила себе костюм шахматной королевы. Эх, жаль, нет фото.
Зато через год папа подарил мне, уже студентке, на день рождения фотоаппарат. С той поры зародилась у нас традиция фотографироваться у главной городской ёлки.
Тогда новогодних каникул, как сейчас, не было. Но я старалась встречать Новый год с родителями. Билет домой надо было купить заранее, выстояв немалую очередь в предварительной кассе. В институте перед Новым годом была зачетная неделя. Не сдашь зачеты - пролетишь с сессией. А сессия начиналась уже числа 2-3 января. И только на пятом курсе у нас перед Новым годом вместо зачетов была практика. Я проходила ее в соседнем районе, в сельской школе (40 км от райцентра).
Четверть заканчивалась, ёлку провели - и по домам, с характеристиками и оценками за практику. Молодые учителя, к которым нас, троих практиканток, подселили, уговорили остаться на Новый год. Подруга моя уехала, а мы с Таней остались. Стол накрывали вместе с соседями. В клуб ходили на танцы. Но все же я пожалела, что не уехала домой, еле утра дождалась и скорее на автобус...
С Новым годом связана у меня и самая печальная страница жизни. В 1992 году 31 декабря в 23.40 ушла из жизни моя мама. Мне все казалось, что если она встретит Новый год, перешагнет этот рубеж, то еще поживет и, может быть, увидит очередную весну. И я купила ёлку, нарядила... Но не сбылось. И потом несколько лет для меня этого праздника не существовало. Да, мы наряжали с дочкой ёлку. Я прятала от нее подарок и тихонько клала его под ёлку, когда она засыпала, чтобы создать иллюзию прихода Деда Мороза. Но каждый раз без двадцати двенадцать сердце сжималось, слезы наворачивались, дышать становилось трудно...
Семейные праздники вернулись, когда стали подрастать младшие дочки. И мы снова стали ходить на площадь к ёлке.
И еще мы с детьми ходили на ёлку в Дом детского творчества.
Для домашних праздников я готовила застольные игры с призами: кто быстрее соберет разрезанную открытку или без запинки повторит скороговорку, отгадает загадку. Бабушка с дедушкой (родители мужа) были главными зрителями маленьких концертов, которые готовили дети. Они читали стихи, пели песенки, а потом еще младшие играли маленькие пьески на пианино в четыре руки...
Дети выросли. Разлетелись...
Но вот еще один снимок. Он сделан в новогоднюю ночь десять лет назад. Мы встречаем 2014 год. Ждем боя курантов. А наша старшенькая на Урале уже встретила Новый год. Я принимаю поздравления, рядом отец.
И я еще не знаю, что это его последний Новый год. Отец уйдет от нас навсегда 1 мая 2014 года...
Жизнь - штука сложная. В ней не может быть только все хорошо или только все плохо. В преддверии Нового года хочется, чтобы хорошего вокруг было больше. Остановимся, оглянемся, задумаемся. И пожелаем друг другу мира, добра, любви, благополучия! Скажем спасибо уходящему году за доставленные радости и попросим его забрать с собой наши печали.
С наступающим Новым годом, друзья мои!