Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему паническая атака - это невыраженный гнев

Меня накрывает "это состояние", когда я нахожусь одна. Чаще всего вечером. Тревога так интенсивна, что я буквально не могу ни сидеть, ни лежать. Раздражает каждый предмет в окружающем пространстве. Одна негативная мысль сменяет другую. В этот момент, я уверена, что прямо сейчас со мной произойдет что-то ужасное. Речи о том, чтобы уснуть или применить техники успокоения, нет. В конечном итоге я разбиваю посуду или начинаю бить себя по лицу, это помогает.

Или

То, что это паническая мне объяснил психолог, до этого несколько лет я не мог понять, что со мной происходит. Приходило состояние, в которого я буквально хотел убежать из своего тела. Меня вдруг начинало трясти изнутри, перехватывало дыхание. Я понимал, что нужно что-то делать, но что именно понять не мог. Причем это состояние могло приходить дома и по пути на работу, когда я был один или в компании людей. Меня тошнило от самого себя, как физически, так и умственно. Эту супер тревогу немного помогал снять алкоголь и никотин. В любом случае надо было переждать некоторое время и все проходило само.

Вот два отчета о переживаемых состояниях, которые были даны клиентами в ходе терапевтических сессии.

В анамнезе у этих людей травматичное детство и неустроенность в повседневной жизни.

С одной стороны их ум терзают призраки прошлого:

Человек каждый день вспоминает травматичные события, которые вызывают в нем чувства вины, стыда, страха.

С другой стороны повседневная жизнь не дает чувств спокойствия и ощущения перспективного будущего.

Чаще всего травмы прошлого обуславливают самоощущение человека в настоящем. Со стороны можно подумать, что в настоящем у человека жизнь, более чем, неплохая. Есть жилье, работа, средства к существованию, семья и друзья. Но клиент не видит позитивных моментов. Точнее в момент панической атаки разум перестает оценивать действительность объективно. Человек так и говорит :

В эти моменты я не контролирую свои мысли.

На слова психолога о том, что повседневная жизнь имеем массу плюсов, клиент охотно соглашается. Но верит ли он в это большой вопрос.

В сердце травмы лежит глубинное убеждение, что отсутствие контакта с призраками прошлого, с людьми, которые являются триггерами прошлого или с людьми, на которых клиент спроецировал установки детско-родительских отношений в настоящем- является отвержением.

Бытие должно быть кем-то и чем-то заполнено. Пусть этот кто-то токсичен, неважно. Пока со мной хоть как-то взаимодействуют, значит, я нужен. Интересно, что если клиент оказывается в токсичном окружении панические атаки либо проходят, либо становятся менее интенсивными.

Человек не научился быть один, точнее принимать себя и действовать самостоятельно.

Одновременно с этим действует гнев направленный внутрь себя. Так происходит потому, что клиент не научился правильно выражать эмоции в ситуациях, которые для него неприятны. Так или иначе, гнев аккумулирован в сознании, но адекватной разрядки не имеет. Клиент на этом этапе не может правильно разозлиться на родителей, правильно защитить себя и отстоять свою позицию. Попытки психолога помочь в выражении чувств натыкаются на чувство вины и страха. Часть сознания до сих пор уверена, что оно виновато и плохо.

Если есть заряд гнева, который мог копиться годами, то естественно он выходит через аутоагрессию. Нужна разрядка, нужно успокоить психику.

На первом этапе работы с психологом необходимо разорвать порочный круг:

Одиночество- страх отвержения - гнев - разрядка- одиночество-страх отвержения

Автор: Богомолов Евгений Михайлович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru