Найти тему
ИНОСМИ

Неприятный привкус. В Польше объяснили, почему продолжат "помогать" Украине

   © AP Photo / Czarek Sokolowski
© AP Photo / Czarek Sokolowski

И в Киеве, и на Западе явно устали от конфликта, пишет Do Rzeczy. На горизонте возникают различные сценарии значительного ослабления Украины. И какой бы неприятный привкус ни испытывала Варшава, оказывая помощь соседней стране, она обречена заботиться о ее судьбе, говорится в статье.

Начнется ли в 2024 году третья мировая война? Честно говоря, я уже устал от потока геополитических прогнозов политологов, изображающих из себя всезнающих мудрецов. Меня ужасно утомляют все эти рассчитанные на медийный эффект заявления о том, что третья мировая война уже на горизонте, просто мы ее пока не замечаем. Да, дезорганизация бывшего Американского Мира – Pax Americana – очевидна, а ощущение неопределенности действительно еще более усиливается из-за предстоящих в следующем году президентских выборов в США и борьбы Германии за доминирование в Европейском союзе. Но самый важный вопрос, который мы можем задать сами себе здесь, на Висле, прямо сейчас, на пороге нового 2024 года, это вопрос о том, как будет выживать Украина следующие 12 месяцев. Удастся ли ей в следующем году не проиграть на поле битвы? Удастся ли ей избежать конфликта на высшем уровне власти? Будет ли она сопротивляться давлению западных стран, если они начнут заставлять ее пойти на какой-то гнилой компромисс с Россией?

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Тревожные сигналы

Реляции с украинско-российского фронта давно перестали радовать картинками лихих и мотивированных бойцов под сине-желтым стягом. Зима на Украине — это непролазная грязь, в которой увязают даже мощные внедорожники. Еще хуже мороз, который превращает окопы в огромные неуютные холодильники.

Атмосферу тревоги за судьбу Украины подогревают сигналы о "тихой" войне в элитах нашего восточного соседа.

18 декабря 2023 года в СМИ появилась информация об обнаружении прослушки в кабинете главнокомандующего украинской армией генерала Валерия Залужного. Идет ли речь о русском "жучке" или это дело рук кого-то из политических конкурентов Залужного, вначале не уточнялось. Через какое-то время заговорили о русском следе, но все выглядело странно и было скорее похоже на элемент борьбы на вершинах власти.

Командующего украинской армией прочат в кандидаты на ближайших президентских выборах на Украине. Состоятся ли эти выборы в 2024 году, неизвестно – в условиях военного конфликта провести такое мероприятие было бы очень сложно, но уже сейчас видно, что раздражение "наполеоновским" стилем правления президента Владимира Зеленского нарастает. Мэр Киева Виталий Кличко – еще одна фигура, упоминаемая в контексте президентской гонки 2024 года – все громче говорит об авторитарных наклонностях президента.

Демон вражды появился на киевском политическом Олимпе вместе с крахом летнего наступления. Многочисленные политики приводят различные списки ответственных за эти неудачи деятелей. От генерала Залужного до самого президента Зеленского. Может ли эта война на верхних этажах власти в следующем году отразиться на способности Украины остановить российское наступление? Иностранные наблюдатели улавливают в нарративе украинских СМИ явные признаки усталости от конфликта. На Украине все меньше желающих воевать, а полицейские облавы на потенциальных мобилизованных вызывают крайне негативные эмоции в украинском обществе.

Все эти тревожные сигналы звучат на фоне затухания военной помощи Запада. Прошли те времена, когда вооружение на Украину текло широким потоком. Нет больше Бориса Джонсона, который необычайно много сделал для оснащения украинской армии. Его преемник Риши Сунак начинает говорить об отсутствии необходимой для передачи Украине военной техники "финансовой свободы".

Последний визит Зеленского в Вашингтон "по просьбе" американских властей оказался провальным. Приезд в США главы украинского государства не повлиял на итоги голосования в Сенате по очередному траншу финансовой помощи Украине. Пакет не утвердили – не хватило 11 голосов республиканцев. Напрасно Пентагон предупреждал конгрессменов, что вот-вот закончится последний миллиард долларов на финансирование поставок американских боеприпасов для украинской артиллерии. Да, республиканцы увязали поддержку Киева с финансированием реформы антиэмиграционной системы, но ведь раньше Зеленскому удавалось привлекать внимание всего Конгресса. Сегодня он уже не способен настолько завоевать сердца республиканцев, чтобы те вняли его призывам и предупреждениям о том, что украинско-российский фронт является одновременно границей мира предсказуемости и демократии в Европе.

В этой мозаике, отражающей усталость от конфликта на Украине, имеется и польский элемент. На берегах Вислы значительно снизился уровень сочувствия Украине. Никто уже даже не помнит, когда в последний раз встречались президенты Дуда и Зеленский. На рынке политической литературы популярность приобрела книга журналиста Збигнева Парафиновича (Zbigniew Parafianowicz) "Польша на войне". Автор отчетливо сформулировал в ней то, о чем у нас говорится в течение уже нескольких месяцев – учитывая масштабы помощи, которую наша страна оказала в 2022 году, Украина повела себя по отношению к Польше нелояльно. Лозунг солидарности с Украиной утратил свою прежнюю популярность. Преобладает мышление, которое можно выразить фразой: "Украина от России худо-бедно защитилась, так что можно уже перестать интересоваться скучными позиционными боями на Запорожье и в окрестностях Донецка".

Все это происходит в ситуации, когда из России поступают сигналы о планах ее руководства очень методично отрывать все новые и новые территории на востоке Украины и медленно продвигаться к Днепру. Сообщается, что в планах России на следующий год стоит занятие Харькова. Украинские военные с тревогой думают о дате 17 марта, когда в России пройдет первый тур президентских выборов. Уже сегодня ясно, что эти выборы выиграет Владимир Путин, у которого за спиной уже шесть президентских сроков. Но он мечтает о следующих. Нетрудно себе представить, что некоронованному российскому царю в начале марта 2024 года очень пригодится какой-нибудь эффектный военный успех на Украине. В довершение всего, если израильско-палестинский конфликт продолжится, у Америки может не хватить сил для такого же активного участия в событиях на Украине, какое мы наблюдали в 2022 и 2023 годах.

Еще одно неизвестное - итоги президентских выборов в США в следующем году. Если победит Дональд Трамп, то возникнет вопрос, в какой степени он будет готов сохранять дальнейшее участие США в конфликте на стороне Украины.

Черные сценарии

Наблюдаемое в течение последних 10 месяцев отсутствия интереса к событиям на Украине, конечно же, возникло в Польше не из ниоткуда. Украина, пережившая наихудший этап конфликта с Россией, усвоила себе менталитет государства, которое кто-то хочет полностью уничтожить. Такие страны начинают верить в то, что в своей борьбе они имеют право применять любые приемы. В книге Парафиновича приводятся очень точное высказывание одного дипломата, который сказал, что началом разрыва на линии Варшава-Киев послужил конфликт менталитета краковского интеллигента Анджея Дуды с нахрапистым стилем Владимира Зеленского, которому для того, чтобы забраться туда, куда он забрался, нужно было быть хитрым и активно работать локтями. Все это так, вот только наше безразличие к судьбе Украины - это роскошь, которую мы не можем себе позволить.

А между тем на горизонте возникают различные сценарии значительного ослабления Украины. Мрачным предостережением здесь является судьба Грузии - страны, которая в 2008 году решилась вступить в борьбу за свою независимость с Россией. Пятнадцать лет спустя это горное кавказское государство превратилось в страну, которая старается угодить Кремлю и берет на себя роль государства-нарушителя антироссийского эмбарго. Украина явно сделала ставку на Германию, поэтому многие страны во главе с Польшей почувствовали себя свободными от какого-то особого чувства ответственности за ее судьбу. Глава украинской дипломатии Дмитрий Кулеба довольно странным образом нахваливает "немецкое лидерство". И очень радуется тому, что канцлер Олаф Шольц нашел способ удержать Виктора Орбана подальше от зала проведения саммита ЕС, на котором прозвучала декларация о начале процесса, ведущего к вступлению Украины в ЕС. При этом Германия не прекращает попытки принудить Украину к заморозке конфликта и, не исключено, заставить ее смириться с возможными территориальными потерями. В Германии по-прежнему жива надежда на возрождение так называемого минского формата, в рамках которого Берлин вместе с Вашингтоном и Парижем искал какой-то modus vivendi, чтобы обеспечить независимость Украины ценой различных уступок России. При этом немецкий и французский бизнес только и мечтает о том, чтобы как можно скорее возобновить сотрудничество с русскими.

Роль Польши

Если кому-то и нужно больше всех прочих заботиться о продолжении существования Украины и об умиротворении изнурительного конфликта на вершинах киевской власти, то это Польше. И этого ничто не изменит. Ссылки на неблагодарность Владимира Зеленского не имеют ничего общего с политическим реализмом. В книге Парафиновича один из министров Канцелярии президента упоминает о том, что очень многие политики принялись постфактум критиковать предоставление Украине большого количества польского вооружения в самые решающие первые пять месяцев конфликта. Прав цитируемый министр, который говорит: "зная, как поведет себя Зеленский летом и осенью 2023 года, поддержу ли я передачу ему оружия еще раз? Конечно. 24 февраля 2022 года это государство боролось за выживание. Предоставление Украине бесплатно танков, боеприпасов и систем ПВО было в наших интересах. Тогда было не время размышлять, как и когда нас обманет Зеленский". Давайте запомним эти слова, потому что многие публицисты до сих пор пеняют правительству "Права и справедливости" за этот бесплатный кредит. Обвинители изображают из себя холодных рационалистов, хотя на самом деле холодным рационализмом было помочь Украине тогда, когда Берлин списал ее на потери.

Конечно, и сегодня к Украине нужно подходить без сантиментов, но с безразличием относиться к вопросу выживания этого государства нельзя. Кроме того, мы должны следить за тем, чтобы не сбылись нездоровые и авантюрные планы Парижа и Берлина по замене американского зонтика над Европой некоей эфемерной системой европейской безопасности. Евросоюз для этого слишком слаб. Страны ЕС пообещали Украине миллион снарядов к марту 2024 года и до сих пор поставили лишь 480 тысяч. За первые несколько месяцев следующего года Европа готова предоставить только 60 тысяч снарядов. (…)

Поэтому мы должны отстаивать американское присутствие в Европе, даже осознавая, что в случае победы Дональда Трампа дальнейшую политику Вашингтона в отношении Украины предсказать сложно. Заявления Германии о лидерстве в ЕС по координации в сфере обороны на данный момент являются лишь пропагандистскими лозунгами. Хорошей иллюстрацией того, насколько они иллюзорны, свидетельствуют высказывания немецкого начальника обороны Бориса Писториуса, который заявляет, что 5 тысяч немецких военных будут размещены в Литве в течение четырех лет. Кто-то ехидный подсчитал, что, значит, в Литву будут привозить по три солдата в день.

Другим примером несоответствия громких заявлений Германии и реальных возможностей Бундесвера является информация из Чехии. Прага передала Украине 14 своих "леопардов", получив от Берлина заверение, что взамен она получит точно такое же количество полноценных "леопардов". Германия выполнила свое обещание и танки, действительно, прибыли в чешские гарнизоны. Вот только это оказались учебные версии машин.

Мы постоянно забываем о том, что украинский дух сопротивления России может в какой-то момент сломиться. Мы по-прежнему недооцениваем тот факт, что украинские войска удерживают русских более чем в тысяче километров от польско-украинской границы. Да, оказывая помощь Киеву, мы ощущаем неприятный привкус, которого не было еще полтора года назад.(…) Тем не менее, мы обречены заботиться о судьбе Украины. И здесь в следующие 12 месяцев ничего не изменится.

Автор: Петр Семка (Piotr Semka)

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются