Понятие "лихтер" достаточно многозначное, менявшееся в смысловом отношении с течением времени. Изначально лихтер представлял собой палубное плоскодонное парусное судно для разгрузки или догрузки судов, вследствие мелководья пристани.
Сейчас "Вики..." дает следующее определение: "Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт".
А, если оно не парусное, не однотрюмное да еще и самоходное, то это что... не лихтер? Ну, наверное, все же что-то не так в этом определении, ибо самоходных лихтеров хоть пруд пруди, да и не все они однотрюмные, но сильно спорить мы не будем. Просто отметим, что создатели боевых единиц под индексом MAL (Marineartillerieleichter) с таким определением явно не согласились бы.
Началась эта история с самоходных лихтеров снабжения МNL (Marine Nachschub Leichter), которые строились с апреля 1943 года в Салониках, Регенсбурге и в Бранденбурге. Но лихтеры снабжения, по памяти тема не "черноморская", у нас они изначально были "зубастыми".
3 февраля 1943 года, в Констанце была создана Artillerieträger-Flottille Asowsches Meer, сокращенно АТ-Flottille (ну, то есть "флотилия артиллерийских кораблей (в оригинале "носителей") Азовского моря"), которая и укомплектовывалась теми самыми лихтерами с артиллерийским вооружением.
Лихтера, построенные на немецкой верфи Krupp, Rheinhausen имели упрощенные обводы, гладкую палубу, рубку и ходовой мостик, расположенные в корме. В отличие от MFP (БДБ) они изначально не были транспортниками, за счет чего имели чуть меньшее водоизмещение (полное водоизмещение 140 тонн). Главные размерения (в метрах) тоже меньше: 34,2 x 7,7 x 0,87. Движков тоже меньше (2 шт.), но они чуть мощнее. На них стояли дизеля той же фирмы "Deutz" по 260 л.с. Судя по документации, это были "родственники" дизелей, стоявших на БДБ в модификации "D" (390 л.с.), но не в шестицилидровом варианте, а, "четверки".
По артиллерийскому вооружению лихтер был похож на вооруженную БДБ типа AF. На них традиционно ставили:
-на палубе два одиночных 8,8-см SK C/35(в отличие от рисунков, без щита)
-на крыльях мостика (если они были) одиночные зенитные автоматы 2 cm/65 C/38. На старых баржах (коих было на Черном море большинство) прямо на мостике ставили два 37-мм орудия. Потом их меняли на спаренные 2-см автоматы. Спаренный зенитный автомат со щитом, показанный на рисунках на мостике, появился позже, и на Черном море был редкостью.
-как вариант (так же как и на БДБ типа AF) ставились реактивные установки (трубные направляющие) 8,6 см RAg M 42.
Во флотилию собрали MAL-1 - MAL-4, MAL-8 - MAL-11. И, в принципе, свою функцию они выполняли: боролись с советскими катерами.
Бронекатер «БК-133» «Герой Советского Союза Паршин» Был заложен в Зеленодольске, завод №340 в 1942 г. (заводской №398). Спущен на воду весной 1943 г., вступил в строй июне 1943 г., 25.07.1943 г. был включен в состав Азовской военной флотилии Черноморского Флота. Водоизмещение: 26,5 т.
Размеры: длина - 22,65 м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода: 19,7 узлов. Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 1 бензиновый двигатель, 900 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне, РПУ "М-8-М", 1х12,7 мм пулемет ДШК, 1х7,62 мм пулемет ДТ.
Экипаж: 13 чел.
Однотипный ему бронекатер «БК-123» ( «Герой Советского Союза Одинцов») Был заложен в Зеленодольске, завод №340 в мае 1942 г. (заводской №400). Спущен на воду весной 1943 г., вступил в строй в июне 1943 г., 25.07.1943 г. был включен в состав Азовской военной флотилии Черноморского Флота.
18.08.1943 г. в 02:00 эти два бронекатера вышли из Ейска на поиск плавсредств противника в Азовском море и для обстрела его сил на берегу в районе Беглицкая, Кривая коса; в районе косы Беглицкой катера встретили противника. С 01:55 до 02:15 береговые посты и самолеты наблюдали в том районе бой с применением реактивных снарядов, а так же сильный взрыв. Из этого боя ни один из бронекатеров обратно не вернулся.
По немецким документам, в районе Кривой косы в бой с бронекатерами вступили лихтеры MAL1 и MAL2. В 00:45 с обеих сторон был немедленно открыт огонь. По немецким данным:
"Дистанция боя составляла 2000 м в начале, и 500 м в конце боя. По одному советскому бронекатеру было достигнуто 5 попаданий, катер загорелся и потерял ход. В 01:04 в другой катер было отмечено 3 попадания, катер разломился и затонул. С находившейся над водой части бронекатера было снято 4 русских военных моряка, трое из них были ранены".
Но, вскоре "ряды начали редеть"
MAL-8 18 сентября 1943 года затонул во время шторма в районе мыса Казантип. 26 сентября 1943 года спасательные работы были прекращены и поднять его не смогли.
Затем настала очередь MAL-10, потопленной советской авиацией (по другим данным, уничтожена в Геническе, но подтверждения нет). Самый большой удар по флотилии был нанесен 29.10.1943.
29.10.43г. в 17 часов Генический мост был подготовлен к взрыву. К вечеру «штабом Конрада» 336-й пд были подчинены 10-й авиаполевой полк («группа Фронн») и 320-й морской батальон. При оставлении Геническа были затоплены десантные баржи F-303, F-492, F-493, F-577, которые было невозможно увести из-за неисправности двигателей. В связи с невозможностью эвакуации, были взорваны артиллерийские баржи MAL-1, MAL-3, MAL-9 - MAL-11.
Таким образом, у немцев остались только MAL-2 и MAL-4, которые в конце концов упокоились на дне в районе Варны в конце августа 1944 года. Но не сразу. До 3 февраля 1944 года они числились в 5-й высадочной флотилии.
Но по состоянию на апрель 1944 года они составляли 1-й отряд 3-й Артиллерийской флотилии 3. Artillerieträger-Flottille (потому, как Artillerieträger-Flottille Asowsches Meer фактически, "приказала долго жить").
Сайт "Лексикон дер Вермахт" радостно сообщает нам, что кроме MAL-2 и MAL-4, в эту флотилию входят (цитирую): MAL 51, MAL 52, MAL 53, MAL 54, MAL 55,
MAL 56. Не-не, господа, лихтеры с этими номерами вообще не достроили.
В реальности 2-й отряд этой флотилии это были артиллерийские БДБ AF-52 и AF-54, 3-й это AF-51 и AF-53, 4-й AF-55 и AF-56.
В самом начале было фото баржи типа MAL-II. У нас, действительно одно время были баржи ДТ-191 - ДТ-198. Это действительно MAL-II.
В качестве артвооружения (у немцев) на кораблях типа MAL II устанавливались 2х1 105-мм орудия, 2х1 37-мм орудия и 1x4 2-см зенитный автомат.
Корабли данного типа в транспортном варианте могли перевозить 200 десантников либо 80 тонн грузов. Они могли разбираться на части для транспортировки грузовыми автомобилями либо по железной дороге. Корабли имели бронированную рубку (толщина брони - 25 мм). Постройка осуществлялась в Германии, г.Рейнхаузен, на судоверфи "Крупп Штальбау".
Три десантных транспорта (197-й, 198-й и 199-й), переданных СССР, достраивались в Австрии, г.Вьен-Нойштадт на судоверфи "Ракс-Верке". Немецкое вооружение на этих кораблях было демонтировано.
Лихтеры этого типа были списаны во время хрущевского "разоружения" и порезаны на металл в 1959 году.