Найти тему
Архивариус Кот

«Тебя полюбишь, так не разлюбишь скоро»

Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)
Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)

Есть в пьесе «Воевода» и вторая пара влюблённых, обрисованная тоже довольно ярко. Это сын богатого дворянина Степан Бастрюков и дочь «богатого посадского» Власа Дюжова Марья – та самая, которая имена несчастье приглянуться воеводе Шалыгину. Она скажет желанному:

Тебя полюбишь,

Так не разлюбишь скоро. Поведёшься

С тобой, так на других потом не взглянешь.

Молодого человека мы увидим ещё в прологе пьесы, когда он, оскорблённый за отца, готов кинуться на воеводу.

Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)
Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)

Для нас ясно, что отец и сын Бастрюковы (отец к тому же – «бывший губной староста») представляют немалую опасность для Нечая Шалыгина. И именно вражда с воеводой мешает Степану в его отношениях с любимой:

Нечай Шалыгин

Берёт сестру твою Прасковью замуж,

Он враг заклятый и отцу и мне;

Не то что сватать, мне нельзя и носу

К вам показать.

Поэтому и не назвал он Марье поначалу настоящего своего имени (сказал, что он «купецкой сын, Иван Ковригин»). Однако обида девушки не слишком серьёзна, и она предлагает «дожидаться» лучших дней, обещая не идти за другого:

Своей охотой не пойду; а силой

Неволить станут — ну тогда, не знаю,

Быть может, парень, выйдет на твоё;

Тогда ломайте тын, готовьте лодку,

Бери в охапку и тащи домой.

Мы видим, что Марья Власьевна – человек гордый и независимый. Её сестра Прасковья, просватанная за воеводу, вполне довольна тем, что ждёт её:

Боярыней живи да величайся,

Ешь сладкое, медов сычёных вволю,

Гора горой пуховики лебяжьи

В опочивальне; хочешь спать, так спи,

А нет — лежи: пусть тонет бело тело

И нежится. Да вот сама увидишь,

Так раздобрею в год, что не узнают.

Сцена из спектакля Историко-этнографического театра
Сцена из спектакля Историко-этнографического театра

Марья совсем другая. «Лучше утопиться», - скажет она о перспективе стать женой воеводы. Она тайно встречается с любимым:

На дереве у моего окна

Ты по ночам сидел, и коротали

Тайком с тобой весенние мы ночи.

Когда воевода заявляет о желании заполучить именно её, Марья уже готова на побег:

Спаси меня, спаси! Мне всё постыло,

Мне лучше в омут, чем назад в хоромы:

Отец родной и матушка родима

И продали, и пропили меня.

А когда слуги воеводы разлучают их, в ответ на слова прощания («Прощай, касатка, не моя — чужая!»), скажет:

Ну да, чужая. Пусть владеет силой,

Ни ласки он, ни слова не дождётся.

Мне что сказать, мне чем тебя утешить?

Ему не я, а красота нужна.

Так пусть же силой нас и обвенчают,

Пусть что хотят, то делают; я буду

Как мёртвая.

И ведь сдержит своё слово! Но «мёртвая» оживится, получив через Олёну весточку от любимого, и петь станет, мечтая «с милым розно не живать», и готова будет пойти по первому зову его…

А что же он? И он не сидит сложа руки. Он охотно следует совету слуги встретиться с Дубровиным, который скрывается у него в доме, и следует его советам, сам практически примыкая к его вольнице. Интересен диалог: «Здесь слух прошел про Худояра. Слышал?» - «Слыхать слыхал». – «А может, и видал?..» - «Ты его боишься?» - «Мне что бояться, я живу по правде». – «Так что ж тебе?» - «Да поглядеть охота». – «Зачем, боярин?» - «Удаль заставляет». – «Не спятишься?» - «Не пятился ни разу. Я сам удал и молодцов люблю».

И недаром в сне воеводы именно Степан окажется атаманом:

В воде-то черти, в берегу-то черви,

В лесах коренья, пенья да сучки,

По городам подьячие крючки.

Хотят словить, да врут: мы погуляем,

По Волге силу-удаль попытаем.

В первой редакции пьесы может на какой-то момент показаться, что поведение Степана достойно осуждения: в то время как Дубровин с Олёной и Марья Власьевна схвачены людьми воеводы, «он на конь сел да в город» (во второй редакции Островский изменит ситуацию. Шут скажет: «К нему не скоро подступишься», - а сам Степан, «отмахиваясь саблей», заявит: «Не подходи никто! Не тронь меня холопскими руками, по локоть отрублю»), но появится снова, как говорится, в нужный момент, приведя с собой тех, кому дана власть справиться с самоуправством воеводы. И вести себя будет очень благородно, требуя:

Вели пустить людей моих на волю,

Меня суди, они не виноваты.

Они рабы, по моему приказу

За ней пришли, а их перевязали.

В ответе я, коль в чём и провинились.

А ещё раньше открыто объявляет Марью своей невестой. В разных редакциях разные люди, усомнившись, задают ей один и тот же вопрос:

Да нешто девка знает,

Кто ей жених? Её ли это дело?

К кому пойдёшь?

И слышат один и тот же ответ: «К Степану Бастрюкову». И появившемуся отцу ничего не остаётся, кроме как благословить их. Во второй редакции комично прозвучат слова Дюжова: «Коль здесь украл, так нам с женой подавно не уберечь».

Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)
Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)

И эти герои найдут своё счастье…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь