Техрегламент
Техрегламент «О безопасности алкогольной продукции», который первоначально планировалось ввести в действие с 9 января 2021 года, потом с 1 января 2022 года, потом с 1 января 2024 года, отложили ещё раз — но только на полгода, до 1 июля 2024 года. Обсуждалась отсрочка на год, однако против этого выступил Казахстан.
Как рассказали в ЕЭК, отсрочка сделана по предложению российской стороны «в целях внесения изменений и уточнений», в частности, в требования к пивоваренной продукции. У пивоваренной отрасли остаются вопросы к документу и к связанным с ним межгосударственным стандартам.
Проверки
Плановые проверки отменены до 2030 года, а мораторий на внеплановые проверки, действовавший в 2023 году, продлили на 2024 год по поручению президента. Хотя регулярно звучат предложения об исключении алкогольного рынка из моратория, пока планируется придерживаться общего риск-ориентированного подхода, в рамках которого внеплановые проверки будут проводить только на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, а также на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Минфин обновил федеральный перечень индикаторов риска, среди них — отсутствие в ЕГАИС фиксации информации в течение более чем 70 календарных дней непрерывно или более чем 90 дней за год; фиксация отмены поставок или возвратов более пяти раз за квартал.
Для проведения выездных обследований Росалкогольтабакконтроль решил выбирать объекты, привлечённые за последний год к ответственности, а также тех, в отношении кого получено как минимум два сигнала о нарушениях. Также поводом для проверки может быть снижение или увеличение более чем на 30% продаж по данным в ЕГАИС. Кроме того, РАР будет следить за производителями путём выборочного контроля в рознице. Роспотребнадзор и региональные органы власти будут фиксировать нарушения при маркировке в ходе контрольных закупок, которые проверками не являются.
Маркировка пива
Процесс маркировки пива стартовал. С 1 по 31 марта производители должны были зарегистрироваться в «Честном знаке», с 1 апреля стартовала маркировка продукции в кегах, а с 1 октября — в стеклянной и ПЭТ-таре.
Правительство определило показатели эффективности работы с маркировкой: предполагается, что в 2023 году рост редложения пива в кегах должен составить 6 млн декалитров, а в 2024 году легальное предложение пива за вычетом темпа роста продаж) должно вырасти по отношению к предыдущему году на 2 процентных пункта. Контролировать соблюдение требований по маркировке будут Роспотребнадзор, РАР и региональные органы исполнительной власти.
Второй этап маркировки пива планируется начать с 1 апреля 2024 года — с этой даты запланировано предоставление сведений об обороте пива в кегах, а с 1 июня — о выводе из оборота пива в потребительской упаковке. В ходе второго этапа введения маркировки предполагается консолидация системы маркировки и ЕГАИС и реализация принципа «единого окна» для исключения подачи дублирующих сведений. Расхождения между ЕГАИС и маркировкой в ежедневном порядке уже начал мониторить РАР.
Наливайки
Под этим словом обычно подразумеваются точки (прежде всего в жилых домах или рядом с ними), которые под видом оказания услуг общественного питания продают в запрещённое время навынос алкоголь, в том числе пиво.
Ещё в 2020 году субъекты Федерации получили право устанавливать минимальную площадь зала обслуживания для заведений общественного питания, расположенных в жилых домах и рядом с ними, либо полностью запрещать продажу алкоголя в таких точках. Однако регионы продолжают сообщать о жалобах жителей на такие точки и требуют дать им дополнительные полномочия по ограничению работы таких заведений, ссылаясь в том числе на мораторий на проверки. Несколько регионов направили на федеральный уровень просьбы отменить мораторий для проверок на алкогольном рынке. Однако множественные законопроекты с предложением так или иначе расширить права регионов по регулировании продажи алкоголя в общепите, Госдума отклоняла.
В мае к вопросу «наливаек» подключилась «тяжёлая артиллерия»: председатель нижней палаты Вячеслав Володин инициировал создание рабочей группы для анализа правоприменения и разработки новых мер. В рабочей группе выдвинули различные инициативы — в том числе дать общему собранию собственников право запрещать продажу алкоголя в магазинах и барах в их доме. Такой законопроект внесли в Госдуму «Новые люди» (Минфин идею не поддержал).
Появились новые инициативы и от регионов: свои законопроекты внесли Архангельская и Нижегородская области, анонсировали внесение таких инициатив Томская, Ленинградская и Курская области.
Однако из всех обсуждаемых законопроектов до рассмотрения добрался только один, внесённый депутатами комитета по экономполитике. Депутаты предложили ввести для продажи пива те же требования, что и для лицензируемого алкоголя — не продавать в одном месте в розницу и при оказании услуг общепита, а в общепите продавать только в ресторанах, барах, кафе и буфетах. Кроме того, регионам предлагают дать право ограничивать время продажи алкоголя в заведениях общепита, но только в расположенных в жилых домах или поблизости (Минфину эта идея не нравится). Законопроект приняли в первом чтении и пообещали доработать ко второму.
МРЦ на пиво
Предложение о введении минимальных цен на пиво снова зазвучало на фоне массового отравления суррогатной продукцией — по мнению Союза российских пивоваров, МРЦ позволит лишить слабоалкогольный суррогат ценовой привлекательности.
Рассмотреть эту меру Минфину рекомендовал комитет Госдумы по экономической политике по итогам посвящённого ситуации заседания. В РАР и Минфине назвали этот механизм эффективным, однако для его внедрения необходимо согласование со странами ЕАЭС.
Введение МРЦ на пиво обсуждалось и в контексте борьбы с наливайками. Госдума предложила Минфину ввести минимальные цены на все пиво, а вот по мнению Минпромторга, введение минимальных цен для разливного пива в заведениях общественного питания может «стать механизмом, который снизит желание недобросовестных потребителей собираться ночами у таких объектов якобы общепита и нарушать покой граждан».
Реестр
3 апреля был подписан закон, который предусматривает создание реестра производителей пива. Он вступил в силу с 1 сентября. В соответствии с документом, производить пиво без включения в реестр нельзя. Также положения законопроекта о реестре сопрягаются с введением маркировки пива. С 15 января 2024 года предусматривается отмена декларирования розничной продажи пива, вместо которого будет использоваться информация из системы маркировки. Кроме того, снижен с 300 до 100 тыс. декалитров в год порог мощности, при котором производители пива могут работать без использования автоматизированных счётчиков.
Производителей, получивших решение о допустимости использования оборудования без АСИиУ до 26 февраля 2019 года, производителей, использующих опломбированные РАР АСИиУ, а также производителей в новых регионах включили в реестр с 1 сентября 2023 года без предоставления документов. С 1 февраля 2024 года по 31 мая 2025 года производителей, автоматически включённых в реестр, оценят на соответствие обязательным требованиям.
Также вступил в силу сопутствующий закон о введении административных штрафов до 300 тыс. рублей или приостановки деятельности за нарушение требований к производству пива. За производство или оборот продукции без включения в реестр для юридических лиц предусмотрен штраф в размере 200-300 тысяч рублей с конфискацией или без таковой, либо приостановление деятельности на срок до 60 суток.
Алкоголь онлайн
Одним из вариантов поэтапной легализации продажи алкоголя через интернет был давно планируемый эксперимент по продаже российского вина через инфраструктуру «Почты России». Правительство внесло в Госдуму соответствующие законопроекты, одобренные на заседании правительства и согласованные с ЕАЭС. Предполагалось, что можно будет продавать произведённое в России из российского винограда вино, креплёное вино и игристое вино, а также аналогичную продукцию стран ЕАЭС при условии подтверждения места произрастания винограда в порядке, установленном правом ЕАЭС. Эксперимент хотели провести с 1 ноября 2023 года по 31 июля 2026 года. Профильный комитет одобрил законопроект, предложив расширить эксперимент с возможным включением в него маркетплейсов и продуктовой розницы. Госдума планировала рассмотреть законопроект в первом чтении 13 июня, однако его рассмотрение было перенесено на более поздний срок.
Позже появилась новая версия законопроекта, подготовленная сенатором Андреем Клишасом с учётом предложений АКИТ и ТПП. Законопроект предлагает создать реестр сайтов, которые могут продавать алкоголь через интернет, за включение в него нужно будет заплатить госпошлину. Вести реестр будет РАР. Для покупки алкоголя потребитель должен будет подтвердить свой возраст через ЕСИА и пройти ещё одну проверку в момент получения покупки в формате QR-кода на экране телефона, числового кода или предъявления документа. Доставлять алкоголь будут только в жилые помещения или в офисы, при этом региональные власти смогут сами устанавливать ограничения по времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции через интернет.
Позднее сенатор отозвал его, так как Минфин выступил с поправками. Обсуждение законопроекта продолжается. Против выступают МВД, Минздрав и Роспотребнадзор. Минпромторг считает, что достаточно будет легализации продажи российского вина, а Минфин законопроект поддерживает. В конечном итоге решение будет принимать руководство правительства, заявили в Минфине.
Пиво на стадионах
Сопротивляется Минздрав и принятию законопроекта о пиве на стадионах. По мнению соавтора законопроекта, главы комитета Госдумы по физкультуре и спорту Дмитрия Свищева, именно Министерство здравоохранения «притормаживает» его принятие. Поправки ко второму чтению законопроекта готовы и согласованы с МВД. Сейчас идёт обсуждение технических деталей его реализации.
Госдума рекомендовала правительству ускорить внесение поправок в законопроект. Депутатов беспокоит снижение финансирования физкультуры и спорта и невыполнение субъектами РФ планов по строительству и вводу в эксплуатацию объектов спортивной инфраструктуры.
МВД согласовало разрешение продажи пива на стадионах при условии соблюдения требований безопасности и функционирования системы идентификации болельщиков. Минфин и Минэкономразвития также поддержали законопроект, подчёркивая необходимость направления отчислений на развитие спорта высших достижений, профессионального и детско-юношеского спорта. Минздрав же полагает, что потребление алкоголя повысит вероятность рискованного поведения болельщиков и того, что болельщики будут курить, что создаст угрозу пожарной безопасности.
Безалкогольные напитки
С 1 июля вступил в силу акциз на сахаросодержащие напитки — под ставку 7 рублей на литр попали безалкогольные напитки в потребительской упаковке (кроме изготовленных и упакованных организациями и ИП из сферы общепита) с добавлением сахара, содержащие более 5 г углеводов на 100 мл. Не облагается акцизом квас, соки, морсы, молоко и напитки из орехов и злаков. Безалкогольное пиво облагается акцизом на сахаросодержащие напитки, если оно содержит добавленный сахар и более 5 г углеводов на 100 мл напитка. Минфин разъяснил, что при расчёте содержания углеводов с целью уплаты акциза будет опираться на информацию на таре — состав и показатели пищевой ценности, в том числе содержание углеводов, должны быть нанесены на этикетку.
С 1 июня по 31 августа прошёл эксперимент по маркировке безалкогольных напитков. Он затронул квасы, минеральные и газированные воды с подсластителями и вкусоароматическими добавками, фруктовые, овощные и ягодные соки, компоты и морсы, а также растительные напитки из сои, злаков и орехов. В эксперименте приняли участие 33 компании.
Энергетики, которые всё чаще выпускают производители пива для диверсификации ассортимента, показывают наиболее динамичный рост среди всех безалкогольных напитков. На фоне этого появились новые инициативы об ограничении их продаж несовершеннолетним на федеральном уровне (такие запреты есть примерно в 40 регионах), ограничении рекламы и размещении предупреждений о вреде таких напитков.
В начале года в Госдуму внесли законопроект о запрете продаж энергетиков несовершеннолетним, а также о запрете их продажи всем гражданам в детских, молодёжных, образовательных, медицинских, культурных организаций, на спортивных объектах, в транспорте, на остановках и на АЗС. Правительство, Минпромторг и Минэкономразвития не поддержали инициативу, отметив несоответствие её техрегламенту о пищевой продукции и необходимость согласования с ЕАЭС.
Позднее депутаты от ЛДПР внесли два законопроекта о запрете любой рекламы энергетиков и о размещении на упаковке предупреждающей надписи о вреде злоупотребления и опасности совмещения с алкоголем.
Продажа алкоголя на верандах
Приблизился к решению вопрос возможности продажи алкоголя на верандах. Сегодня торговля напитками крепче 16,5% на верандах формально запрещена, что даёт возможности для коррупции. Бизнесу грозит штраф в 200-300 тыс. рублей или лишение лицензии, а посетителям — штраф за распитие в неположенном месте. Госдума уже приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Правительство предложило ко второму чтению доработать документ и установить требования о соответствии сезонного кафе требованиям к размещению таких объектов.
Этиловый и метиловый спирт
Как вычислили ФНС и ФСБ, около 40% спирта для медицинской и парфюмерно-косметической отраслей могут попадать в нелегальный оборот и использоваться для производства алкоголя. Выводят «налево» спирт через «технические» компании или через завышение объёмов производства парфюмерной продукции или бытовой химии.
Сделать невыгодным использование медицинского спирта для контрафактного алкоголя хотят путём введения акциза. Производители лекарственных препаратов предупреждают, что из-за акциза стоимость спирта вырастет, а с этим вырастут цены и на лекарства, а некоторые препараты перестанут выпускать из-за нерентабельности. Однако Минфин и Минздрав прорабатывают схему субсидирования, чтобы скомпенсировать введение акциза легальным производителям препаратов. Ввести акциз могут уже в следующем году. Минпромторг рассчитывает, что ограничить оборот контрафактного спирта поможет и введение маркировки ветеринарных препаратов (препараты для медицинского применения уже маркируются). Кроме того, уже принят закон об ограничении продаж медицинского спирта: закупать его смогут только ИП и организации с лицензией на медицинскую или фармацевтическую деятельность, а также лаборатории.
Ещё большей проблемой является возможное использование метанола в суррогатной алкогольной продукции. Весной 2023 года в Уголовный кодекс включили статью о наказании за незаконный оборот метанола со штрафами до 1 млн рублей в случае смерти двух и более лиц, а Минпромторг заявил о разработке системы контроля за оборотом метанола. Однако, как показала история с «Мистером Сидром», принимать меры для контроля оборота метанола необходимо было ещё давно. Не решён пока даже вопрос денатурации метанола: Минпромторг проводит исследования и обсуждает с участниками рынка, как можно изменить цвет, вкус и запах вещества, чтобы это не мешало использованию метанола в промышленности.
Табак
Контроль за оборотом табака значительно реформировали и приравняли к алкоголю. Был принят закон о введении лицензирования производства и оборота табака, регулирования учёта сырья и продукции, установления требований к оборудованию, в том числе обязанности по его государственной регистрации и консервации в случае неиспользования. За нарушения предусмотрели административную и уголовную ответственность. Контроль за табачным рынком передали Росалкогольрегулированию: служба была переименована в Росалкогольтабакконтроль. Для этого численность сотрудников увеличили.