Найти тему

Жители, пора становиться хозяевами!

239 прочитали
Ответственные неравнодушные собственники – залог успешного управления домом.

Ответственные неравнодушные собственники – залог успешного управления домом. Эксперты «Народного жилищного инспектора» не раз обращали внимание на то, что наиболее эффективными моделями управления МКД являются те, в которых жители сами принимают деятельное участие в судьбе своего дома. К сожалению, таких примеров пока не очень много. Рассказываем о том, как жители Санкт-Петербурга взяли управление домом в свои руки и что из этого вышло.

В 2017 году многоэтажка на ул. Черкасова, 14, к.1 в Петербурге представляла собой жалкое зрелище. Крыша прохудилась, трубы протекали, управляющие собирали с жителей бесконечные целевые взносы, которые исчезали неизвестно где. Дом, которому в то время не было еще и десяти лет, казалось, разрушался на глазах.

«Будучи недовольным собственником, я не могла смотреть как бездумно распоряжаются деньгами жителей. Пришлось все взять в свои руки. Мы провели общее собрание членов ЖСК, выбрали правление, а из членов правления – председателя. Жители проголосовали за меня. В этом году собственники еще раз подтвердили свое доверие правлению, а меня переизбрали уже на четвертый срок», - поделилась Светлана Сидорова, председатель правления ЖСК «Учитель».

Одним из первых управленческих решений Светланы стало приведение в порядок общего имущества и налаживание отношений с арендаторами. В то время из официальных арендаторов в доме был только банк, который платил символические 100 рублей в месяц за размещенный в подъезде терминал для оплаты. Столь низкая арендная плата выглядела тем более удивительно, если учитывать, что агрегат потреблял электричества на куда большую сумму. По факту получалось, что не банк арендовал у жителей общее имущество, а собственники доплачивали банку за то, что тот поставил у них свой терминал.

«Я отправила в банк письмо о пересмотре договора. Арендную плату подняли, плюс стали брать с них 300 рублей за электричество. В итоге банкиры платят нам 1300 рублей каждый месяц», - рассказывает Светлана Сидорова.

Были налажены и отношения с провайдерами. Сегодня в доме работают три компании, с каждой из которых заключен договор аренды.

Кроме того, в дом пришли и новые арендаторы. Одним из них стала компания «Теле-2», разместившая на крыше свою антенну. Общедомовому бюджету такое сотрудничество приносит порядка 600 тысяч рублей в год.

На придомовой территории появился киоск с питьевой водой. «У нас огороженная придомовая территория, а земля оформлена в собственность. Арендатор пришел сам, у нас в городе на муниципальной земле очень сложно взять участок в аренду», - пояснила Светлана Сидорова.

Всего от сдачи в аренду общего имущества жители получают порядка 750-800 тысяч рублей в год.

Перво-наперво на вырученные деньги было решено отремонтировать крышу. Ее починили еще в 2018 году. Согласно региональной программе капремонта, работы были запланированы на 2021-2023 годы. Однако жители на общем собрании решили провести ремонт раньше, воспользовавшись средствами, заработанными от сдачи общего имущества в аренду.

Дальше – больше. Заменили стояки горячего и холодного водоснабжения, поставили новые насосы для горячей и холодной воды, заменили оборудование для розлива отопления в подвале. А еще в доме установили специальный датчик по регулированию отопления, так что теперь температура батарей в доме регулируется автоматически в зависимости от погоды.

Все эти работы проводились в рамках текущего ремонта, а взносы на капитальный ремонт, которые жители собирают на спецсчет, планируется пустить на замену лифтов.

«Нам предстоит заменить шесть лифтов. Мы планируем эти работы ближе к 2030 году. Надеемся, что средств, которые соберутся на спецсчете к тому времени, нам хватит», - говорит Светлана Сидорова.

А еще дом на ул. Черкасова, 14, к.1 одним из первых в Санкт-Петербурге сумел заключить договор с региональным оператором на вывоз мусора по фактическому объему. Раздельный сбор мусора жители организовали еще в 2018 году. В отдельные контейнеры собирали бумагу, пластик, металл. Однако в 2022 году, с началом действия в регионе мусорной реформы, все усилия жителей фактически оказались перечеркнуты. Если до прихода регоператора жители платили примерно 24 тысячи рублей в месяц за вывоз мусора, то с началом реформы плата выросла до 70 тысяч!

«Мы не пошли по пути судебных тяжб с регоператором. Многие из тех судебных процессов продолжаются до сих пор. Мы решили, что будем платить, но параллельно добиваться того, чтобы перезаключить с регоператором договор на вывоз ТКО по фактическому объему», - пояснила Светлана Сидорова.

Дополнительное соглашение о переходе на вывоз мусора по фактическому объему жителям удалось заключить в мае 2023 года. В итоге «мусорный тариф» уменьшился в два раза. Сейчас жители платят 64 тысяч рублей в месяц, если бы на фактические объемы перейти не удалось, то счет составлял бы порядка 120 тысяч рублей.

«Мы выполнили все требования, которые предъявлял регоператор к раздельному сбору: мы провели ОСС, где приняли решение о раздельном сборе, у нас огороженная территория, на которую исключен доступ третьих лиц, за свой счет мы докупили необходимые мусорные контейнеры», - рассказала Светлана Сидорова.

По ее словам, конечно, при управлении своим домом жители сталкиваются с множеством трудностей. Однако благодаря неравнодушию жителей многие из них удается преодолеть. «В начале мне было очень сложно на должности председателя. Все приходилось осваивать и делать с нуля: делопроизводство, реестр собственников, реестр счетчиков, инвентаризация общего имущества. Но с годами все удалось наладить. И теперь наш дом самый дружный», - резюмирует Светлана.