Найти тему
Татарский Мир

Татарская учительская школа - первое светское учебное заведение для татар

В 1876 году вслед за Симферополем и Уфой в Казани была учреждена Татарская учительская школа. Основной задачей школы была подготовка учителей русских классов при мектебе и медресе и начальных русско-татарских учебных заведений Поволжья, Приуралья, Средней Азии. Татарская учительская школа по Уставу 31 июля 1870 г. приравнивалась к средним учебным заведениям, однако, ее выпускники не имели возможности поступать в университеты и другие высшие учебные заведения. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ Василий Васильевич Радлов (1837-1918), учёный-тюрколог, академик. Во главе татарской учительской школы должен был стоять руководитель, имеющий опыт педагогической работы и владеющий русским и татарским языками. С предложением возглавить школу В.В.Радлов обратился к коллежскому советнику Мухаммадгали Махмудову, бывшему преподавателю каллиграфии в Казанском университете и татарского языка при императорской 1-й Казанской гимназии. Дав согласие, М.Махмудов стал первым инспектором (директором) (1876 – 1881 гг.) татарской учительской школы в Казани. Вторым инспектором был педагог Ш.Ахмеров (1881 - 1900 гг.), затем на этой должности находились М.Н.Пинегин и А.Ю.Горн.

Обучение в школе длилось четыре года, всего было четыре класса (курса) и поступать можно было с 15 лет. Вступительные испытания шли по конкурсу, так как желающих было много. Некоторые ученики жили здесь на постоянной основе, для них в здании школы был организован интернат. До начала XX века в школе обучалось по 30-40 человек в год, в дальнейшем их количество увеличилось, но не превышало 90 человек. За время функционирования школы (почти 41 год) её выпускниками стало 396 человек. Экстерном окончили школу 134 человека, в том числе 8 женщин.

Отношение к школе, как со стороны властей, так и со стороны населения было не однозначным. Несмотря на преподавание на русском языке, в процессе обучения распространялись и элементы европейского светского образования и культуры. Все это сочеталось также с преподаванием мусульманского вероучения. Мусульманское вероучение преподавалось в первом и втором классах по три часа в неделю, в третьем — по два часа, в четвертом классе — по одному часу непрерывно с первого по четвертый класс (соответственно по 3, 3, 2, 1 час в неделю). В учебной программе данному предмету отводилось 10,7% учебного времени. Для преподавания данного предмета приглашался мулла. В программу не было включено обучение родному языку, мусульманское богослужение должно было вестись на арабском языке. Учебное ведомство предполагало распределять выпускников татарских учительских школ муллами в деревнях. Однако ограниченность часов не позволяла даже обучавшимся ранее в медресе учащимся поддерживать свои знания: изучение множество новых учебных предметов поглощало все учебное и свободное время воспитанников. О необходимости пересмотра концепции татарских учительских школ в вероисповедальном плане, ввиду загруженности и нереальности конкурирования выпускников с имамами, докладывал и В.В.Радлов. Он рекомендовал новый тип учителя русского языка в татарской национальной школе: «по наружности ни чем не должен отличаться от прочих членов прихода»: костюмом, исполнением повседневных молитв и других обрядов, соблюдением религиозных требований в домашней жизни и т.д. Оптимальным вариантом было признано приучать воспитанников к строгому соблюдению обрядовой стороны повседневной культуры. Инспектор Казанской татарской учительской школы Ш. Ахмеров в своем отчете за 1883 г. отмечал, что «соблюдение магометанских молитв, обычаев, хождения, хотя бы раз в неделю, в мечеть, наружность и костюм истинного мусульманина подкупают симпатии татар в пользу воспитанников школы или, по крайней мере, лишают их возможности вредить школе в глазах соотечественников клеветой и злословием».

Распорядок дня был практически неизменным, учебный день в школе начинался в 8 часов утра. Уроки, продолжались с регулярными переменами до 12 часов дня. Обычно в день было не более четырех уроков и обязательные занятия гимнастикой, которые проводил специальный преподаватель. В учебную программу кроме вероучения входило изучение русского языка, математики, естествознания, истории, географии и педагогики. Несколько раз в неделю обучались ремеслам: переплетному делу и столярному. До строительства деревянного двухэтажного флигеля во дворе в доме было довольно тесно: обучение шло в 4 классных комнатах, химическом и физическом кабинетах, двух мастерских. Имелся большой зал и библиотека. Постоянно проживали при школе инспектор, эконом и сторож. Спальни учеников и небольшая больничная комната всего на две койки завершали жилые помещения дома. При данном учебном заведении была баня, которую учащиеся посещали раз в две недели. В 12 часов дня все шли на обед. Еда обязательно содержала лапшу с мясом в виде первого блюда, причем мясо использовалось лишь говяжье, а на второе подавалась каша или картошка с маслом. После обеда учащимся предоставлялось свободное время, которое они проводили в прогулках по окрестностям или посещали берег Кабана. После прогулки учащиеся школьники занимались уроками или читали книги. Школьная библиотека была укомплектована исключительно книгами на русском языке. Несмотря на стесненные условия, в школе имелась и молельня. Пять раз в день все воспитанники молились в обязательном порядке под наблюдением муллы-законоучителя мусульманской веры. Начиная с 1881 г. непременно в каждую пятницу воспитанники в чалмах ходили на полуденный намаз в одну из мечетей Казани. В 6 часов вечера подавался ужин. Отбой на сон давался в 10 часов вечера, когда все учащиеся расходились по своим спальням.

В стенах школы активно развивалась и внеклассная деятельность. Так в школе проходили литературные вечера, где читались произведения К.Рылеева, Н.Некрасова и др. Проводились вечера памяти, посвященные личностям, связанным в прошлом с Казанской татарской учительской школой. В школе был учрежден праздник древонасаждения, чтобы научить учащихся ухаживать за деревьями, приобщить их к хозяйственной жизни, а также изучить основы минералогии, ботаники и т. д.

Все учащиеся носили установленную для всех единую форму, удачно сочетавшую в себе традиции одежды татар.

Среди известных личностей связанных с деятельностью казанской татарской учительской школы следует отметить, Шигабутдина Марджани (преподаватель вероучения), Каюма Насыри (вел педагогическую практику), Ибрагима Терегулова (учил естествоведению), Шакирджана Тагирова (учитель рисования и чистописания) и других. В числе воспитанников татарской учительской школы можно назвать: Гаяза Исхаки, впоследствии выдающегося писателя иобщественного деятеля; Садри Максуди, депутата II и III государственных дум; поэта Сагита Сунчелея; одного из основателей профессионального театра И.Кудашева-Ашназарского (создатель первой татарской театральной труппы «Сайяр»), ученых М.Х. Курбангалеева, Г.Х. Камая, Г.Алпарова, М.Файзуллина и др. Среди выпускников школы были известные социалисты и революционеры М.Х. Султан-Галеев, Х.Ямашев (в его честь на здании размещена мемориальная доска), Г.Сайфутдинов и др.

Революция внесла изменения во все сферы жизни, в том числе в образование. Со сменой социального строя прекратила существование и татарская учительская школа. На основании постановления Временного правительства от 14 июня 1917 г. Казанская татарская учительская школа была преобразована в учительскую семинарию. Однако Казанская татарская учительская школа за неполные 41 год своего существования, успела сыграть важную роль в истории татарского народа. Хотя в основе идеи её создания лежала русификационная политика, благодаря талантливым и прогрессивно настроенным учителям, татарская учительская школа сделалась центром большой педагогической культуры.

В советское время в здании татарской учительской школы находился Дом пионеров и школьников, позже детский сад. Сегодня это объект культурного наследия регионального значения, в нем все также ведется образовательная деятельность для студентов медико-фармацевтического колледжа КГМУ.

Подготовлено по материалам И.К. Загидуллина, Ч.Х. Саматовой, Р.Ахунова

Садыков Ш.Ф.