Найти тему
Будни туриста

434. Москва деревянная

Приветствую всех.

Сегодня мы поговорим о... Москве деревянной.

В Москве осталось совсем немного деревянных домов. Полюбуемся на них?

Образец деревянной архитектуры допожарной (1812 года) Москвы - Дом Андрея Петровича Сытина.

Дом Андрея Петровича Сытина.
Дом Андрея Петровича Сытина.

Главный дом городской усадьбы бригадира Измайловского полка Андрея Петровича Сытина. Построен в 1804 году в стиле классицизм на белокаменном фундаменте XVII века.

В пожаре Москвы 1812 года застройка владения не пострадала, главный дом усадьбы полностью сохранился. А. П. Сытин был владельцем дома до 1828 года, после чего усадьба перешла к майорше Травиной, а с 1832 года — к коллежскому асессору Николаю Марковичу Хозикову.

Одноэтажный деревянный сруб снаружи облицован досками.

Дом Андрея Петровича Сытина.
Дом Андрея Петровича Сытина.

Центральная часть главного фасада выделена небольшим портиком с четырьмя тонкими коринфскими колоннами. Портик завершается фронтоном с полуциркульным окном.

Дом Андрея Петровича Сытина.
Дом Андрея Петровича Сытина.

Высокие за окна главного фасада обрамлены наличниками и увенчаны лепными орнаментами в стиле ампир (люнеты и медальоны), появившимися после Отечественной войны 1812 года.

Дом Сытина вмещает анфиладу высоких парадных помещений с уличной стороны и антресоли над низкими задними комнатами. Сохранились печи, облицованные белой керамической плиткой с кракелюрами. На западной стене лестничного холла — лепные кариатиды второй половины XIX века.

Отреставрирован в ХХl веке.

(Сытинский пер., дом 5/10, стр. 5).

В 1813 году была создана Комиссия о строении Москвы под руководством тогдашнего генерал-губернатора Фёдора Васильевича Ростопчина.
Основной целью Комиссии было скорейшее восстановление города после пожара.

Именно в этот период активно разрабатывались проекты типовых зданий, некоторые из них сохранились до наших дней.

Деревянный дом с мезонином Константина Критцкого.

Деревянный дом Критского в Голиковском переулке.
Деревянный дом Критского в Голиковском переулке.

Построен в 1820-х годах в стиле #ампир, является одним из немногих сохранившихся примеров деревянной послепожарной архитектуры

Его композиция типична для послепожарной застройки Москвы: одноэтажный дом с мезонином, стоящий вдоль красной линии улицы с небольшим отступом. Помимо главного дома на территории усадьбы появились хозяйственные постройки, расположенные в глубине участка. Рядом с особняком был разбит небольшой палисадник. Во дворе находился колодец, из которого брали питьевую воду.

В 1960-е годы были снесены все постройки бывшей усадьбы, за исключением главного дом.

-5

До начала XXI века дом оставался жилым, а в 2010 году был выставлен на продажу.

Существовали планы реконструкции здания с существенным увеличением площади, к счастью, они не были реализованы. Осенью 2010 года комиссия Москомнаследия утвердила предмет охраны дома, отметив, что «объемно-пространственная композиция здания, его внутренняя планировка и структура интерьеров сохранились в первоначальном виде».

В 2012—2013 годах были проведены реставрационные работы.

(Голиковский пер., дом 9)

Деревянный дом с мезонином Фёдорова П.А.

Дом с мезонином Фёдорова П.А.
Дом с мезонином Фёдорова П.А.

Дом был построен в 1816 году для жителя Москвы П. А. Фёдорова, принадлежавшему к среднему классу.

Дом с мезонином Фёдорова П.А.
Дом с мезонином Фёдорова П.А.

На фронтоне здания использованы типовые декоративные элементы, которые массово изготавливались по образцам известных скульпторов и продавались в готовом виде. Предположительно, лепнина этого дома выполнена на основе работ скульптора Гавриила Тихоновича Замараева, где-то мы уже встречались с этим именем.

У дома два входа, спроектированы они не с красной линии улицы, а с боковых фасадов, что типично для подобных московских зданий начала XIX века.

Дом с мезонином Фёдорова П.А.
Дом с мезонином Фёдорова П.А.

Кажется, дом никогда не пустовал и в наше время. Здесь располагались службы Союза художников, курсы дизайнеров, художественная студия.

Конечно, хотелось бы попасть внутрь и посмотреть, как там сейчас.

И кстати, я помню, что ставни не всегда были закрыты.

(М. Власьевский пер., дом 5).

Здесь же, в арбатских переулках сохранилось ещё несколько деревянных зданий.

Городская усадьба А. К. Поливанова.

Обратили внимание? Тоже с мезонином - типичная послепожарная Москва.

Деревянная городская усадьба А. К. Поливанова.
Деревянная городская усадьба А. К. Поливанова.

Застройка Денежного переулка была уничтожена пожаром 1812 года, район несколько лет представлял собой «обгорелую, пустопорожнюю землю».

Деревянная городская усадьба А. К. Поливанова.
Деревянная городская усадьба А. К. Поливанова.

Деревянный дом 1823 года постройки, часть бывшей усадьбы поручика Александра Константиновича Поливанова (1784—1845).

Интересно, что хоть про одного из владельцев известны некоторые факты биографии:

- Эскадрон полка Поливанова захватил первый трофей в войне с Наполеоном — навершие знамени в виде орла, принадлежавшее 2-му батальону 18-го полка французского войска.

- Был предводителем дворянства  Покровского уезда Владимирской губернии.

- С женой Татьяной Михайловной, в девичестве — Губиной, имел четверых детей.

Ворота усадьбы со стороны Глазовского переулка.
Ворота усадьбы со стороны Глазовского переулка.

Деревянный особняк Поливанова установлен на каменный фундамент XVll века, оставшийся от дома предыдущих хозяев. С красной линии переулка он кажется одноэтажным, хотя с учётом мезонина и подвала имеет три уровня. Подобная планировка часто использовалась в послепожарной Москве: чтобы стимулировать горожан строить новые дома из камня, власти повысили налог на деревянные здания выше одного этажа. Мезонин и  мансарды официально жилыми помещениями не считались, поэтому дополнительными выплатами не облагались.

От других типовых проектов дом отличается отсутствием лепнины, в качестве украшения использован только ленточный руст, центральную часть выделяет лаконичная группа из шести колонн тосканского ордера под треугольным фронтоном. Более насыщенно оформлены ограда и въездные ворота — они декорированы резьбой и солярными (солнечными) символами.

Интерьеры здания были решены в стиле позднего классицизма: в парадных залах потолки декорированы лепниной, на полах лежал паркет со сложными узорами, печи покрыты изразцами. Стены и парные колонны отделаны искусственным мрамором, двери украшены филёнками. От большого и малого залов две лестницы поднимаются на антресоль, где во время музыкальных вечеров играл оркестр. Благодаря сквозной планировке его игру было одинаково хорошо слышно в обоих помещениях.

В первые советские годы дом использовался под коммунальные квартиры. Затем помещения использовались под общественно значимые цели: библиотека, школа связистов, шахматный клуб и т.д.

В 1977-м в усадьбе снимались эпизоды сериала «Хождение по мукам», для этого дом был отремонтирован и перекрашен в светло-зелёный цвет.

После реставрации в ХХl веке здание использовалось как театральная площадка с показом иммерсивных спектаклей.

(Денежный пер, д. 9/6).

Дом Пелагеи Васильевны Ке́тчер.

Мы знаем его под другим именем.

Деревянный особняк, возведённый в 1819 году в стиле классицизм по инициативе Пелагеи Кетчер — жены владельца завода хирургических инструментов Христофора Кетчера.

Дом-музей Василия Львовича Пушкина.
Дом-музей Василия Львовича Пушкина.

В середине XVIII века участок принадлежал дочери генерал-майора Алексея Сухотина Елене. При ней была возведена каменная усадьба, во время отхода французских войск из Москвы все находившиеся на территории здания сгорели. А вот уже следующая хозяйка П.В. Кетчер на основе сохранившегося после пожара каменного фундамента придумала построить одноэтажный деревянный особняк в стиле классицизм, предназначенный для сдачи внаём. Деревянный сруб обшили досками и покрасили масляной краской, что делало дом внешне похожим на каменный. Центральная часть фасада была с ризалитом, украшенным  фронтоном  и портиком с пилястрами дорического ордера. Во дворе обустроили сад, в котором также располагались хозяйственные постройки.

Дом Пелагеи Васильевны Кетчер.
Дом Пелагеи Васильевны Кетчер.

С 1824 по 1830 год особняк снимал Василий Пушкин — дядя поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В гостях у Василия Львовича Пушкина бывали князья Вяземские, барон Антон Дельвиг, Адам Мицкевич, Николай Карамзин, Константин Батюшков и др.

Считается, что Александр Пушкин посещал дядю в 1826-м, сразу после окончания ссылки в Михайловском.

В 1828 году семья Кетчеров продала дом купчихе Елизавете Ценкер, при которой здание неоднократно перестраивалось. После революции 1917-го в нём и в близлежащих хозяйственных постройках были образованы коммунальные квартиры, расселённые лишь в 1970 годы.

6 июня 2013 года, ко дню рождения Александра Пушкина, состоялось открытие музея В.Л. Пушкина. Кстати, очень уютный музей.

(Ст. Басманная ул., 36)

Здание больницы для чернорабочих в Огородной слободе.

Здание больницы для чернорабочих в Огородной слободе.
Здание больницы для чернорабочих в Огородной слободе.

Двухэтажный деревянный дом был построен в 1875 году как больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы. Архитектор проекта – Александр Адольфович Мейнгард, который в 1869 году был назначен Московским губернским архитектором, а с 1876 года стал губернским инженером для казенных учреждений (больниц, богаделен, тюрем и др.).

Известно, что оба этажа деревянного больничного корпуса занимали женские палаты. После 1917-го здание использовали как медицинское учреждение, затем оно стало административным.

Больница достаточно большая. С улицы видна только одна часть. На самом деле в плане она выглядит так.

Корпус чернорабочий больницы. Скриншот из навигатора.
Корпус чернорабочий больницы. Скриншот из навигатора.

В конце 1930-х годов всю существовавшую здесь застройку снесли, остался только двухэтажный деревянный корпус, который чудом и сохранился до наших дней.

Больничный корпус в Огородной Слободе – редкий пример деревянной малоэтажной архитектуры XIX века. С момента постройки внешний облик здания остался практически неизменным. К настоящему времени оно сохранило оригинальное оформление с деревянными резными деталями 1870-х годов.

(Огородная Слобода пер., дом 9, стр. 1).

Дом Бакшеева — деревянный двухэтажный особняк в Хамовниках, построен в 1903 году по проекту самого владельца художника Василия Бакшеева. Пейзажист прожил в этом доме 55 лет и создал в нём бо́льшую часть работ зрелого периода своего творчества.

-16

Архитектурный стиль - романтический модерн. Дом с мезонином.

Особняк был построен на Мухиной горе — исторической местности на берегу Москвы-реки, которую в настоящее время занимает Ростовская набережная.

Окна украшены резными наличниками в виде сказочных птиц, мастеров для работы приглашали из Владимирской губернии.

-17

По воспоминаниям дочери, Анны Васильевны Бакшеевой, особое внимание было уделено внутренней отделке. Резьбу стенных панелей выполнил художник Сергей Малютин (тот самый, по проекту которого возведён знаменитый дом Перцовой в Соймоновском проезде и в имении «Талашкино» созданы знаменитый «Теремок» и прочее ), по старинным образцам. Он же помогал в отделке интерьеров:

"Квартиру с увлечением украшали сами. Печи, стены, потолки расписывали папа и С. В. Малютин <...> Папа в столовой потолок серебряными звёздами расписывает, а маленькая восьмилетняя Маруська масляными красками по трафарету квадратики на панели в столовой раскрашивает."

Второй этаж занимала мастерская — благодаря большому окну мезонина в ней было всегда много света.

Бакшеев Василия прожил 95 лет. Большую часть творческой жизни посвятил лениниане, но были и работы вне политики.

В. Бакшеев. Голубая весна. Фото из открытых источников.
В. Бакшеев. Голубая весна. Фото из открытых источников.

И даже, наверное, к сенодня-шней 🙃 теме лучше подойдёт вот такая картина Бакшеева.

Старая уходящая и новая Москва.
Старая уходящая и новая Москва.

В 1962 году на доме была установлена мемориальная табличка.

-20

Здание отреставрировано, является нежилым. В результате ремонта большая часть исторического облика была утрачена. Сейчас пустует.

(4-й Ростовский переулок, дом 6).

В Голутвинских переулках нас ожидало "открытие".

-21

Этот деревянный дом относится к храму Николая Чудотворца в Голутвине (ХVll век). Дом церковного причта. Снесен в начале 1970-х годов, восстановлен (читай, построен заново) в 1990-х годах.

Сам храм с 2011 года храм является Патриаршим подворьем Китайской православной церкви.

-22

В храме регулярно совершаются богослужения на китайском языке. И даже бывают случаи, когда китайцы специально приезжают в храм из Китая, чтобы покреститься или повенчаться..

-23

Вот уж воистину - пути господни неисповедимы 🙏.

Про дом Палибина на ул. Бурденко (а вы знаете, что если нажать на синюю строчку в тексте, то можно прочитать более полный материал по конкретной теме?) и о некоторых других деревянных домах я знаю, просто невозможно в одном посте сказать обо всех. Но если у вас есть ещё какие-либо адреса, делитесь, не стесняйтесь, с удовольствием почитаю о них и, по возможности, побываю там. В комментариях можно даже фотографии добавить. Заранее благодарна.

О деревянных домах в поселках Сокол, Соломенной сторожки и других дачных местах - это совсем другая тема.

А год назад мы гуляли по Самаре.

Спасибо всем за то, что заходите ко мне, читаете и оставляете реакции и комментарии.

На сегодня у меня все.

Благодарю за внимание .

Всем удачи.