Найти в Дзене
Владимир Терещенко

В Греции все есть

Греческий орнамент
Греческий орнамент

Те, кто интересуется историей или орнаментикой, знает, что представленная выше метро-ритмическая структура или ленточный орнамент долгое время называлась прежде греческим узором. Ну потому что он наносился на греческую керамику. Значит и узор греческий.

Еще его называли меандром, придумав специально для объяснения термина некую речку в Турции, которая так же хитро изгибается и называется Мендерес. В качестве свидетелей привлекли даже Страбона и Сенеку, сие самолично подтверждавших.

Сегодня в Википедии вы прочтете вполне себе взвешенную статью о том, что вообще-то корни у узора отыскиваются в палеолите, но никакой ученый в своих научных трудах не скажет Вам, где именно такие узоры обнаружены ранее. Для них все равно: меандр - греческий узор.

А вот какие узоры обнаружены на изделиях с Мезинской стоянки возрастом 20-30 тыс. лет.

Орнаменты Мезинской стоянки на изделиях
Орнаменты Мезинской стоянки на изделиях
Орнаменты Мезинской стоянки на одежде
Орнаменты Мезинской стоянки на одежде

Вот как это комментировал советский ученый Городцов аж в 1926 году:

«Еще так недавно полагали, что меандр и овы являются плодами античного искусства Греции, а свастика – искусства Индии, но все это оказалось неверным, так как документально доказано, что свастика, меандр и овы были излюбленными мотивами орнамента древнейших веков палеометаллической (бронзовой) эпохи, когда, может быть, не было еще ни греков, ни индусов, скрывавшихся в одной семье индоевропейцев, и когда эти мотивы успели распространиться не только по всем материкам Старого Света, но и проникнуть в Среднюю Америку. И это неудивительно, потому что свастика и меандр ранее и тех отдаленных от нас времен: они найдены в России на предметах искусства Мезинской палеолитической стоянки, время которой отстоит от нас, как полагают геологи, на многие десятки тысячелетий. И в каком поразительно развитом виде они находятся там! И что удивительнее всего, так это то, что они и там связывались с фигурками птиц, несомненно, имевших то же культовое религиозное значение, какое имеют и в наше время, т.е. значение символа весеннего солнца и связанных с ним представлений о счастье, благополучии и радости".

Венеры

Не менее очаровательна ситуация с древними фигурками Великой Богини, которые тоже скромно назвали Венерами, привязав их тем самым к той же греческой культуре. Конечно, палеолитические... но Венеры.

Фигурки из Костенок
Фигурки из Костенок

Вот что по этому поводу писала археолог и антрополог Гвоздовер:

«Очевидно, этот орнамент следует считать наиболее характерным для костенковской культуры, тем более что в других палеолитических культурах ряды из косых крестиков почти неизвестны… Выбор орнамента и его расположение на предмете не вызваны технологическими причинами или материалом… характер размещения элементов орнамента и их выбор вызваны не технологическими причинами, а культурной традицией… археологическую культуру характеризуют как сами элементы орнамента, так и тип их расположения на орнаментальном поле и группировка элементов".

-Ну и что из этого? - Может спросить человек, безразличный к истории отечества и корням своего народа. Какие-то меандры, какие-то Венеры...

Ничего нового. Еще одна демонстрация того, как тонко, тщательно и даже деликатно удаляется из научного оборота, а значит и информационного поля, все, что связано с древностями русского народа, и как упорно заливается лаком искусственных придуманных нагромождений.

И когда ты обобщенно говоришь, что не было никакой Древней Греции и никакого Древнего Рима, так как все, стянутое в два этих исторических фантома, есть продукты чужих культур, приходят доброжелатели-скептики:

-Докажи!