Найти тему
Minsknews.by

Гагарин — о сносе храма Христа Спасителя, и «В бой идут одни старики». Этот день в истории: 27 декабря

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 27 декабря в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1932 год. В Советском Союзе вводится паспортная система

-2

После Октябрьской революции внутригосударственные паспорта были отменены как наследие «проклятого царизма». Это не значит, что новая власть не требовала документов, удостоверяющих личность или подтверждающих полномочия. Еще как требовала! Недаром в ходу была частушка: «Наживу себе беду. В сортир без пропуска пойду. Я бы пропуск рада взять. Только некому давать». Но удостоверением личности в послереволюционные годы признавался всякий документ, выданный от имени советской власти. А выписать таковой мог чуть ли не любой: от председателя сельсовета до красноармейца. При этом никакого серпастого и молоткастого паспорта, воспетого Маяковским, у рядовых советских граждан быть не могло. Сам же поэт дубликатом бесценного груза доставал из широких штанин паспорт заграничный.

Но внутренний паспорт объективно был нужен. Чуть ли не каждый день советский человек сталкивался с необходимостью предъявления подобного документа (взять в парке лодку напрокат, получить денежный перевод, оформить кредит и т. д.) В 1920-е годы, когда большинство горожан стали членами какого-то профсоюза, роль паспорта выполнял профсоюзный билет. Но все это было не то.

Наконец, в декабре 1932 г. за подписями председателей ЦИК СССР Михаила Калинина и Совнаркома СССР Вячеслава Молотова вышло постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». В нем устанавливалось, что «все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта». В первую очередь, согласно документу, предписывалось охватить такими документами жителей Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы, Минска, Ростова-на-Дону и Владивостока. Паспорта не выдавали военнослужащим, инвалидам и жителям сельской местности. В документе содержались сведения о дате рождения, национальности, социальном положении, отношении к военной службе, семейном положении и прописке. Если человек менял место жительства, ему в течение 24 часов необходимо было временно прописаться. Паспорт был чисто внутренним и права выезжать за границу не давал.

Первые паспорта были без фотографии, вклеивать портреты начали лишь в 1937 г. — постепенно, поэтапно, ибо фотографов катастрофически не хватало, а выездные бригады катались по городам и селам СССР, чтобы «перещелкать» всех, кого положено. За два года сфотографировали около 50 млн человек, причем для некоторых фотография в паспорте была единственной карточкой в жизни.

Советский паспорт имел ряд специфических особенностей, знание которых в то тревожное время помогало спецслужбам вычислять представителей зарубежных разведок и диверсантов с фальшивыми документами. При идеальном совпадении страниц и опознавательных знаков иностранных шпионов, например, выдавали скрепки. На Западе их делали из нержавейки, а в Советском Союзе из обычной стали, поэтому на развороте настоящего советского паспорта они очень скоро обязательно оставляли следы ржавчины.

1933 год. Британский музей объявляет о приобретении у Советского Союза Синайского кодекса — самой древней рукописи Библии из известных

-3

Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) — древнейший рукописный кодекс Библии и самый древний полный текст Нового Завета, написанный христианскими монахами на пергамене в IV веке н. э., долгие века хранился в греческом монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Там его случайно обнаружил в 1844 г. и позже содействовал приобретению для России немецкий исследователь Константин Тишендорф. В 1869 г. архиепископом Синайским Каллистратом III от имени монастыря и представителем Российской империи был подписан договор о передаче рукописи Ветхого и Нового заветов из монастырской библиотеки российскому императору Александру II за 9 тыс. рублей. Он передал бесценную реликвию в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга. Там она благополучно хранилась до декабря 1933 г., когда Советский Союз продал Синайский кодекс английскому правительству за 100 тыс. фунтов стерлингов, что в то время, в разгар Великой депрессии, составляло полмиллиона долларов. То есть за самую высокую цену, уплаченную на то время за отдельную рукопись.

Христиане всего мира, обрадованные тем, что вызволили библейскую святыню из атеистического государства, организовали сбор средств для покрытия расходов, связанных с этой покупкой. Их энтузиазм был столь велик, что вскоре затраченная сумма была перекрыта с лихвой.

Когда в 1970 г. библиотека Британского музея получила самостоятельность, одним из ее главных сокровищ стал именно Синайский кодекс, он и сейчас выставлен в галерее драгоценностей в специальной витрине. А в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге сохраняются лишь несколько фрагментов и ни единого полного листа — жалкие остатки манускрипта, бывшего некогда жемчужиной ее рукописной коллекции.

Конечно, молодому советскому государству были нужны деньги. А за вырученную сумму, как было подсчитано, можно было купить, например, 40 автомобилей Rolls-Royce, при том что в то время машины были очень дорогими сами по себе. С другой стороны, Синайский кодекс — бесценная христианская реликвия, которой у России больше нет. Такие сокровища, как древнейшая рукопись Нового Завета, продаются только раз в жизни.

1934 год. Алексей Толстой переносит инфаркт, после чего начинает писать сказку про Буратино

-4

От перенапряжения 27 декабря у писателя случился тяжелый инфаркт миокарда и его жизнь несколько дней находилась под угрозой. Врачи запретили работать и принимать друзей. Наталья Васильевна практически не отходила от постели мужа. Горький в письме пытался образумить больного друга, не знавшего удержу ни в работе, ни в развлечениях. «В 50 лет нельзя вести себя тридцатилетним байколаем и работать как четыре лошади или семь верблюдов. Винцо пить следует помаленьку, а не бочонками, — наставлял Алексей Максимович. — Пора вам научиться беречь себя… Попробуйте пожить несколько осторожнее!»

Только к концу января следующего года Толстой стал понемногу поправляться. Во время вынужденного простоя он хотел было приступить к написанию романа «Девятнадцатый год», но врачи категорически запретили ему серьезную работу. «А сказки — это серьезно?», — спросил писатель. «Ну, сказки, пожалуй, можно», — махнули рукой врачи. И Толстой стал писать «Золотой ключик» по мотивам повести «Пиноккио» итальянского писателя Коллоди.

Мемуарист Никитин свидетельствовал: «С ним случилось что-то вроде удара. Боялись за его жизнь. Но через несколько дней, лежа в постели, приладив папку у себя на коленях, как пюпитр, он уже работал над «Золотым ключиком», делая сказку для детей. Подобно природе, он не терпел пустоты. Он уже увлекался. «Это чудовищно интересно, — убеждал он меня. — Этот Буратино… Превосходный сюжет! Надо написать, пока этого не сделал Маршак». Он захохотал…»

1965 год. Юрий Гагарин выступает с осуждением сноса храма Христа Спасителя и Триумфальной арки

-5

Поднявшись на трибуну VIII пленума ЦК ВЛКСМ, делегат Гагарин затронул волновавшую его тему: «На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».

Это прозвучало, во-первых, неожиданно. Особенно если учесть, что полет человека в космос широко использовался в антирелигиозной пропаганде: «Гагарин летал, а Бога что-то вашего не видел!» И, во-вторых, довольно дерзко. Ведь решение о сносе храма и арки принималось руководством партии, членом которой был сам знаменитый оратор.

Бдительные идеологи доложили о выступлении космонавта Брежневу. Леонид Ильич добродушно отмахнулся: «Что вы на Гагарина напустились. Он русский человек, он предложил. Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет. Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу большой привет».

Триумфальную арку и в самом деле восстановили. Гагарин еще застал ход работ. А вот полюбоваться на открытие отреставрированного шедевра в декабре 1968 г. ему не довелось — Гагарин трагически погиб в марте того же года.

1973 год. На Киевской киностудии им. А. Довженко Леонид Быков завершает работу над фильмом «В бой идут одни старики»

-6

Почти все лето режиссер снимал натуру под Киевом и Черниговом, в сентябре — октябре в павильонах, после чего до начала декабря корпел над монтажом. 12 декабря фильм без поправок приняли на студии, а 27-го состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На нее были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком рассказывал этот фильм, — летчики-фронтовики. Одним из них был прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов, Александр Покрышкин.

Не многим известно, что фильм «В бой идут одни старики» мог быть менее зрелищным, если бы не помощь Покрышкина. У Быкова не было самолетов для съемок «натуры», и он обратился за помощью к руководителю ДОСААФ Покрышкину. Тот попросил оставить ему на несколько дней сценарий, чтобы поближе познакомиться с материалом. Но нескольких дней не понадобилось. Буквально за одну ночь маршал авиации «проглотил» сценарий, написав на первой странице: «Это и есть война!». А после распорядился предоставить для съемок четыре спортивных «Як-18» и чехословацкий «2-326», внешне похожий на «Мессершмитт-109».

Естественно, что Покрышкин пришел на просмотр ленты в Госкино. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что прославленный летчик вытирает слезы.

А чиновникам фильм не понравился, они хотели отправить его на полку. Но ветераны сумели добиться выхода картины на широкий экран. За год проката «В бой идут одни старики» посмотрели 44 млн 300 тыс. зрителей.

Смотрите также: