Найти тему
Задача выжить

Гроза беспилотников и ракет - в боях засветилась новейшая "Деривация-ПВО".

Оглавление

Работы по усилению нашей противовоздушной обороны продолжаются, и всё новые и новые средства становятся героями новостных лент. Так, например, недавно появились яркие кадры применения на передовой новейшей боевой машины, оснащённой не самой обычной по современным меркам пушкой. Что за машина такая, на что способна и для чего применяется - обо всём этом мы сегодня и расскажем.

Источник: Уралвагонзавод.
Источник: Уралвагонзавод.

Приветствую на канале!

Начать хотелось бы с того, что впервые макет новинки был показан широкой общественности ещё в далёком 2017 году. Тогда особого резонанса она не вызвала, ведь никто и представить себе не мог, что нечто подобное вообще может когда-либо понадобиться. Особенно на фоне внушительного количества различных ЗРК, что есть у нас в стране. И, казалось бы, они целиком и полностью перекрывают все воздушные угрозы, включая беспилотники. Но время шло, а проект развивался - в 2020 году впервые было показано рабочее исполнение, и именно в те года понимание необходимости "Деривации-ПВО" стало уже более-менее вырисовываться. Сирийская кампания подходила к концу, и это был тот период, когда наши войска стали активно применять беспилотники. Видимо на основе этого опыта и пришло понимание, что если противник будет хотя бы в половину такой же сильный, не отсталый технически, то одними ЗРК не справишься, отсюда и актуальность несколько иных средств. Тогда же активно стало проявляться концепция "роя беспилотников", к слову. Итак, что же такое "Деривация-ПВО"? При беглом взгляде можно увидеть шасси БМП-3, на которую установлено не совсем обычной орудие. Оно явно больше классических 30-мм пушек, но поменьше чем привычные 100-мм. Дело в том, что перед нами автоматическая 57-мм 2А90, разработанная ещё на основе довольно старой по нынешним меркам С-60 - зенитное орудие, которое благодаря ряду характеристик задержалось в войсках на весьма приличное время и применяется до сих пор.

Источник: mycity-military.com.
Источник: mycity-military.com.

Но главная фишка - это высочайшая для калибра скорострельность, достигающая очень внушительных 120 выстрелов в минуту. Благодаря чему создаётся высокая плотность огня, сквозь который довольно трудно пробиться атакующим целям. В основном речь идёт про беспилотники и крылатые ракеты, которые пусть и приземляются нашими средствами ПВО, но иногда есть случаи, когда сделать это затруднительно. Например, в участках, где эффективность радиолокационных средств находится под вопросом из-за рельефа. В таких вот "дырах" можно поставить "Деривацию" и наблюдать за её великолепной работой. Впрочем, скорострельность - это лишь один из ключевых параметров. Второй из них - это сами снаряды. Здесь есть где разгуляться - присутствует стандартный боекомплект в виде осколочно-фугасных снарядов, бронебойных и некоторых других. Но нас интересуют следующие два - это управляемый и снаряд с дистанционным срабатыванием. С первым всё довольно просто и сложно одновременно - это электронная начинка, позволяющая снаряду лететь точно в цель. Залететь может, как любят выражаться в СМИ, в форточку. Пока что не совсем понятно, будет ли он применяться при борьбе с воздушными целями, но если они будут единичными - то вполне себе интересное средство. Но вот второй нас интересует куда больше. Дело в том, что несмотря на кажущийся устаревшим подход, когда зенитные орудия выстреливают в воздух множество снарядов со срабатыванием на определённом расстоянии, против так называемых волн беспилотников это оказалось достаточно эффективно.

Источник: ТК "Звезда".
Источник: ТК "Звезда".

Яркий тому пример - противостояние нашей "Герани" против немецких "Гепардов". Казалось бы, ну что может зенитка разработки 70-х против современного дрона? Оказывается, довольно много. Но есть у немецкой "кошки" два существенных минуса - это меньший калибр и РЛС. По первому всё просто - 35-мм пушка отлично справляется с крупными целями по типу КР или же самолётов, но вот по дрону работать всё-таки сложнее. Снаряды создают куда меньшее поле осколков, в сравнении с 57-мм вариантом. Да и в целом характеристики не на высоте - по высоте "Гепард" достанет максимум до 3-х километров, что автоматически делает его бесполезным против новых версий "Герани", которым добавили возможность пикировать на большой скорости с приличной высоты. А вот "Деривация" его бы уже достала - её снаряд достигает высоты почти в 5 километров, что не только сводит на нет эффективность дронов-камикадзе, но ещё и целого ряда иных летающих объектов. Например, дронов MALE-класса по типу всем известных "Байрактаров". С боеприпасом разобрались, идём дальше и рассмотрим средства обнаружения в сравнении со всё тем же "Гепардом". Как указано выше, у немца установлена РЛС - это нормальное решение, но не тогда, когда есть риск прилёта ПРР. Известны случаи, когда такое уже было, и не раз - стандартная тактика, предполагающая налёт дронов, пока где-то летает истребитель с ракетами, наводящихся на излучение, и ждёт, когда включится станция.

Источник: lenta.ru.
Источник: lenta.ru.

Ну а дальше всё просто - пуск и через пару минут дорогущей установки нет. Конечно, шансов у неё увернуться много - как ни крути, но машина не стоит на месте, однако средство против немецкой "кошки" существует. А вот против "Деривации" не всё так гладко складывается - у неё за обнаружение отвечает оптика с очень чувствительным тепловизором, который, понятное дело, ничего не излучает, а значит и обнаружить его не так-то просто. Благодаря такому подходу можно выйти из-под удара ракетами AGM-88 HARM, и много чего ещё. Отсюда напрашивается очень интересный сценарий - фактически, "Деривацию" можно ставить в наиболее опасные с точки зрения налёта дронов участки, где она может стать абсолютной неожиданностью и помочь тем самым базовым решениям по типу "Панциря". Причём в самых неожиданных местах, поближе к передовой, где те же ЗРПК себя так вольготно чувствовать не могут объявленной на них охоты. Вот только при достаточно высокой эффективности и ряду неоспоримых плюсов, новинка ещё и обладает тем, что ЗРК может только сниться - несравнимо меньшими затратами на боекомплект. Да и сама машина куда дешевле, что позволяет при желании увидеть её в широкой серии. В общем, плюсов у "Деривации" очень много, а вот минусы пока что не известны. По крайней мере ни один из них не лежит на поверхности.

Источник: Уралвагонзавод.
Источник: Уралвагонзавод.

Подводя итог можно смело отметить, что "Деривация-ПВО" - это фактически новое средство, способное очень сильно облегчить работу основным средствам ПВО, и немного снизить затраты на приземление дронов и крылатых ракет. Плюс ко всему, машину можно ставить в опасных точках, без шанса на обнаружение, а значит найти "дыры" в нашей обороне с каждым разом будет всё труднее и труднее. Опять же, новинка может работать не только по воздуху, но и по земле - вероятно, умные боеприпасы для этого и создавались. В общем, машина универсальная, очень выдающаяся в плане характеристик, да и просто нужная - ждём её в большой серии.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас больше 89 000. Спасибо каждому!

СВО
1,21 млн интересуются