-И на кой мне четыре комнаты одной? - говорила Евдокия, когда самые родные люди один за другим, ушли из жизни.
Сначала не вернулся с рыбалки её сын, попав в аварию на только что пригнанной с Дальнего Востока праворукой Хонде.
Говорила же Дуся ему: "Зачем тебе это правый руль?"
Так нет же - уперся, мол не понимает мать ничего в машинах, мол праворукие - это японские оригиналы, а у них качество - ого-го! А как качество поможет, если на встречную вдруг огромная фура вылетела?
Следом за сыном ушел и муж. На момент аварии он был в длительной ремиссии. Уход единственного сына вновь запустил зловредную болезнь. Сгорел за полгода.
Вот тогда Евдокия и задумала сменить четырехкомнатную квартиру на однушку.
Но вот беда - желающих покупать её малогабаритную хрущовку, да еще и без парковочных мест во дворе, не находилось.
Вернее, не так. Находились, но не за те деньги.
-Четыре комнаты, говорите?!! Ну разве это комнаты? Клетушки... - говорили редкие потенциальные покупатели, пришедшие на осмотр. - Ну и кухня пятиметровая.. И сантехника не новая...И дом старый....И машину придется бросать чёрти-где.... Не-е-е-е-т.... Сбрасывайте цену, тогда подумаем...
И в итоге предлагали прям смешные деньги.
-Ну и на *ига попу гармонь? - думала Евдокия. - Считай, что подарю людям квартиру, а сама в "однушку" влезу за эти же деньги.
Да и подруги советовали подождать .
-На каждый товар есть свой покупатель, - говорили они. - Тебе же не жмут пока эти лишние комнаты. Вот на пенсию выйдешь квартирантов пускать сможешь...
-Ну прям... с чужими людьми нос-к носу на кухне, да в ванной сталкиваться? - вскидывалась негодующе Дуся. - Да еще и на старости лет. Ну вы и придумали.
-А что? Зато веселей жить будет. - смеялись женщины. - Пару студенточек пустишь - будут тебе заместо внучек. Да еще и на хлебушек масло с икрой намазывать сможешь.
И кто бы тогда знал, что Дусина квартира пригодится совсем для другой цели.
***
Их было трое.
Трое молодых женщин, которых в молодости свела судьба.
Они были разными и жизнь сложилась у них неодинаково.
Дуся рано вышла замуж, рано овдовела и похоронила сына.
Замуж больше не вышла, да и не стремилась к этому. Мужчин дальше легкого флирта в свою жизнь, а уж тем более в свою душу и сердце не пускала.
Она даже представить не могла, что на диване, где сидел её муж, вдруг по хозяйски расположится другой человек.
А уж тем более уляжется на кровать, которая помнила ещё ушедшего Анатолия.
Дуся считала это всё кощунством и предательством.
Марина - самая красивая и видная из них троих по неведомой причине замужем ни разу не побывала. Подруги ничего понять не могли - что не так с Маришкой?
И красавица - одни сверкающие глаза и ямочки на щёчках чего стоили!
И характер легкий, и певунья, и за словом в карман не полезет.
И фигуристая - всё при ней.
Да только мужчины, поиграв с ней, как с красивой игрушкой, всегда исчезали. Растворялись... И предлагали руку и сердце невзрачным девчатам.
-Слишком уж ты уступчивая. - ругала её третья подруга Валентина. - Мужчины - охотники. А ты сама им в руки прыгаешь. Не интересно. Я бы с твоей красотой та-а-а-к планку высоко задрала, что из желающих меня в ЗАГС повести очередь бы выстроилась до самого....Магадана.
Валентина - гордая и независимая чуть ли не до пенсии не оставляла попыток построить серьёзные отношения.
Дважды была в официальном браке. И дважды в гражданском.
Однако, так и не найдя своего человека, после пятидесяти махнула рукой.
-Всё, девчата, баста! - произнесла она очередной тост на своём юбилейном банкете. - Выпьем за Любовь философскую: когда есть где, есть с кем, есть чем, но ЗАЧЕМ?
***
Вот так и добежали они до пенсионного возраста.
Бежали-то по разному, но к финишному отрезку пришли с одинаковым итогом. Без мужей, детей и внуков - каждая в своей одинокой квартире.
Как-то, уже разменяв восьмой десяток, сильно заболела Дуся.
-Нет - в больницу ни за что не буду ложится. - прохрипела она, прибежавшей к ней с помощью Марине. - Ты заметила, что оттуда наше поколение уже не возвращается? Сразу на постоянное место жительства выписывают. Так что не пойду я в больницу. Если уж суждено, то буду дома умирать, в своих стенах.
-Да...Ты права... - согласилась подруга. - Вон Татьяна, Миша, Люська... - им бы еще жить, да жить... А, как в больницу попали,так трах-бах - и нету их. Так что оставайся дома, а я с тобой побуду - вот только съезжу за щеткой и ночнушкой.
Через месяц Марина все ещё жила с Дусей, заняв одну из четырех комнат.
-Может поеду я уже домой, раз ты здоровая давно - запивая чаем горячие оладьи, испеченные подругой, собиралась Маришка по утрам. - А то растолстею тут с тобой.
-Так давай бегать по утрам будем и зарядкой заниматься. - возражала хозяйка. - Разве нам плохо живется? Чего тебе дома одной делать?
-Ну так-то да, - кивала Марина, а к вечеру она и не вспоминала об утреннем разговоре.
***
-Слышите, подруги, - как-то сказала им пришедшая в гости Валентина. - А вы меня в свой кооператив не примете? Я вот что придумала...
С того момента прошло пять лет.
-Как хорошо, что ты квартиру не смогла продать. - радуется проживанию в коммуне Марина. - Я даже представить не могу, что мы жили бы по другому сейчас. Вон Сара из второго подъезда вчера подходила ко мне, мол у нас же четыре комнаты, одна-то свободная - не возьмем ли мы и её...
А живут они так.
У каждой своя, отдельная небольшая комната.
А самое большое помещение - гостиная - общая - там они вместе смотрят телевизор, обедают, занимаются рукоделием, разговаривая о том, о сём.
Впрочем, если кому захочется побыть вечерком одному, никто и не настаивает - у каждой в комнате есть телевизор.
На еду сбрасываются с пенсий. Меню обсуждают коллективно, ну а готовят по желанию или по очереди.
Посещают концерты, ходят в бассейн, иногда ужинают в кафе.
Деньги с аренды двух квартир складывают в общий "котёл". За год собирается немаленькая сумма. И поэтому дамы путешествуют - где только не побывали.
-Ну разве по одиночке на пенсию мы так бы смогли жить?. - радуются они найденному варианту одинокого проживания в старости.
- А как будет доживать та, которая переживет двух подруг? -спросите вы.
А бабушки и об этом подумали.
Они составили завещания друг на друга.
Так, чтобы в конечном счете все досталось последней из них.
Ведь денег от сдачи в аренду трех квартир хватит на самый шикарный пансионат для неё. Даже за границей.