Найти в Дзене

Китайцы его не оценили, а москвичи полюбили. Дом, посвященный символу наступающего года

Как не вспомнить в канун года дракона, что в Москве есть дом, щедро украшенный этим «зверем», и вовсе неспроста. Он был выстроен для того, чтобы поразить воображение чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи, собиравшегося посетить Первопрестольную по случаю коронационных торжеств Николая Второго. Канцлер Ли Хунчжан преследовал и деловые цели, в частности – налаживание контактов с чаеторговцами. Весьма разветвленное семейство Перловых было на тот момент главными импортерами и распространителями китайского чая в России, однако между разными ветвями фамилии шла нешуточная конкуренция, в том числе и за внимание высокого гостя. И вот как раз для того, чтобы это внимание привлечь, глава одной из конкурирующих сторон Сергей Перлов задумал перестроить свой недавно отстроенный дом на китайский манер. Так Москва приобрела единственное в своем роде строение в стиле «шинуазри» («китайщина»). Вот уж удивился, наверное, Роман Клейн, когда в его мастерскую поступил курьезный заказ перестроить

Как не вспомнить в канун года дракона, что в Москве есть дом, щедро украшенный этим «зверем», и вовсе неспроста.

Он был выстроен для того, чтобы поразить воображение чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи, собиравшегося посетить Первопрестольную по случаю коронационных торжеств Николая Второго.

Канцлер Ли Хунчжан преследовал и деловые цели, в частности – налаживание контактов с чаеторговцами. Весьма разветвленное семейство Перловых было на тот момент главными импортерами и распространителями китайского чая в России, однако между разными ветвями фамилии шла нешуточная конкуренция, в том числе и за внимание высокого гостя.

И вот как раз для того, чтобы это внимание привлечь, глава одной из конкурирующих сторон Сергей Перлов задумал перестроить свой недавно отстроенный дом на китайский манер. Так Москва приобрела единственное в своем роде строение в стиле «шинуазри» («китайщина»).

Вот уж удивился, наверное, Роман Клейн, когда в его мастерскую поступил курьезный заказ перестроить уже готовое здание, да еще и в сжатые сроки. Ведь тремя годами ранее Клейн выступил главным архитектором именно на этом проекте, выстроив Перлову дом в стиле позднего ренессанса. Теперь главным назначили молодого архитектора Карла Гиппиуса, работавшего в мастерской Клейна, ну а мастер помогал советом.

Доподлинно неизвестно, ездил ли Гиппиус в Китай для того, чтобы проникнуться духом «китайщины», но, по мнению искусствоведов, ему очень точно удалось соблюсти основные архитектурные принципы и декораторские приемы, свойственные именно китайским сооружениям.

листайте:

Фронтон венчает двухъярусная башенка-пагода, увешенная колокольчиками, и это сразу настраивает на «китайский» лад. Над дверным проемом поместился яркий фигурный козырек, такие же видим и на фасаде, и в отделке внутренних помещений. Именно из-под таких козырьков и выглядывают дракончики, и тут же их изображения видим на решетке ворот.

листайте:

Позолоченные рельефные дракончики расположены и над входом в магазин, и внутри – здесь уже цельные золоченые фигурки украшают чуть изогнутые козырьки, повторяющие форму пагод.

Мини-скульптуры и рельефы фасада, равно как и керамические плитки были выполнены на заказ китайскими мастерами.

Для отделки интерьеров Перлов заказал у китайских мастеров две вазы высотой полтора метра и шёлковое панно «Китаец и Китаянка». В магазине установили мягкие пуфики, на которых можно было дегустировать продукцию.

листайте:

Потолок сделали кессонным и украсили орнаментом с позолотой и лампочками. Лампочки Гиппиус специально лишил плафонов, для того, чтобы привлечь к ним внимание посетителей, ведь в конце 19 века электрическое освещение магазинов было большой редкостью.

листайте:

Думаю, что Сергей Перлов был сильно раздосадован, когда прибывший китайский канцлер предпочел встретиться с главой другой ветви фамилии, Семёном Перловым – шутка ли, сколько сил и средств было вложено в эту «китайскую шкатулку».

Но все-таки его усилия не пропали даром - хоть высокопоставленный китайский чиновник и проигнорировал чайный дом, москвичей он покорил сразу – ничего подобного в городе не видели.

Конечно же, это был магазин для изысканной публики. Именно здесь Сергей Перлов первым начал продавать чай в жестяных банках, а почётным клиентам товар преподносили в хрустальных шкатулках.

Конкурент же его Семен делал упор на массовую продукцию – так они негласно поделили сферы влияния. Что, впрочем, не спасло ни того, ни другого от революционных перемен.

Несмотря на то, что в годы смуты семейный бизнес Перловых распался, торговля чаем здесь продолжалась: теперь это было «Чаеуправление», где можно было раздобыть редкие для Москвы тех лет сорта чая.

Так что «дом с драконами» как был задуман чайным домом больше века назад, так и является им по сей день. Согласитесь, что это большая редкость, ведь катаклизмы двадцатого столетия, как правило, приводили к тому, что здания кардинально меняли свое назначение: собор становился цирком, колокольня – маяком, дворец – складом.

Впрочем, верхние этажи, в которых раньше проживало семейство Перловых, предсказуемо отдали под коммуналки.

Но в первом этаже и сейчас царит дивный запах молотого кофе и чая. Одно время, правда, ходили разговоры о том, что в связи с резким повышением стоимости аренды магазину придется сняться с насиженного места.

Честно говоря, люди (и я тоже) скорее заходят сюда подивиться и полюбоваться, чем что-то купить, так что кто знает. Возможно, было бы целесообразно устроить в части помещения кафе – они в центре всегда востребованы.

Еще об интересных московских зданиях читайте:

Неужели и впрямь архитектор Нирнзее бросился с крыши своего знаменитого дома
Поликсена Торопецкая12 августа 2022