Все началось с разговора…
Мы с братом не всегда приходим к общему мнению: обычно каждый остается при своем. Вот и в этот раз беседа закончилась тем, что один был «за», а второй «против». Разговор касался нового автомобиля, чтобы был типа кроссовер, а еще лучше с полным приводом, да и в ремонте не шибко дорогим должен быть. Варианты из дружественной коммунистической страны отмели сразу, потому что там нечего делать, если нет хотя бы трех миллионов. А у нас тут дискуссия о невысоких зарплатах и прилично растущих ценах на все, включая автомобили, включая отечественные. Так и пришли к тому, что выбирать надо только из наших-родненьких, а позже плавно и вовсе подошли к бренду LADA и ее модели Niva Travel.
Lada Niva Travel отличается статусом легенды, и сочетает в себе простоту и мощь. Конечно же, не имеется в виду количество лошадиных сил, а мощь в контексте преодоления различных направлений. И тут мы зарубились: брат говорит, что это отличный автомобиль, который просто требует сноровки и верного подхода, я же гну линию его бесполезности в мегаполисе, и если уж покупать, то будучи в небольшом городке, или в деревне, ну или как второй автомобиль. Однако, здравствуйте. Сейчас не до «жира», так что речь у нас про единственный авто на семью.
Связываюсь с пресс-службой LADA и беру на тест спорную модель, ведь только тест-драйв сможет расставить все точки над «i». Попутно интересуюсь ценой и почему она так высока на Niva Travel. «Российские производители тоже являются жертвами инфляции, цены следуют за ней неизбежно. Дорожает все: от себестоимости сырья и материалов, до логистики. И это если не брать в учет производство», — говорилось в ответном сообщении от представителя Lada. Что же касаемо стоимости, то знакомство с Niva Travel начинается с 1 198 900₽ или с 1 217 900₽ за 2024 модельный год, а заканчивается версией Lux за 1 456 900₽ или KHL 1 483 900₽, если нужны версии 24 года, то они добавят к цене 26000₽ и 11000₽ соответственно.
Что ждет за эти деньги, в том числе и под капотом
Под капотом Niva Travel обошлось без революций, все достаточно предсказуемо. Главным агрегатом остается 1,7-литровый двигатель, мощностью 80 л.с. и крутящим моментом 127 Нм. В этом сочетании старины и современности есть некоторые нюансы, например, гидравлический натяжитель цепи газораспределительного механизма, который, как показывает практика, не всегда надежно выполняет свою функцию. Это может привести к целому ряду проблем, начиная от выхода из строя самого натяжителя до перескока цепи. Многие автовладельцы предпочитают заменить его на механический аналог.
Беспокойство о состоянии системы охлаждения все так же актуально: перегрев может быть опасен для двигателя. Условия эксплуатации Нивы зачастую отличаются от идеальных, поэтому следует контролировать состояние расширительного бачка, а также уязвимые места в виде патрубков и их соединений. Что до тестового образца 2021 года выпуска, то здесь удавалось несколько раз подловить рост температуры находясь в пробке, однако вскоре она приходила в норму, потому что, на всякий случай, выкручивали печку на всю.
Ещё один важный аспект - ступичные подшипники, надежность которых не занимает топовых позиций. Вероятно, понадобится произвести их замену на проверенные аналоги, чтобы избежать возможных проблем в будущем. Что еще весьма важно, так это необходимость снятия ступицы для замены тормозного диска. По этой причине, стоимость процедуры может быть выше, чем на других автомобилях. Поэтому нередки случаи, когда владельцы выполняют такие ремонты самостоятельно. Следует помнить, что при этой работе надо заменить также и сальники ступиц, лишь бы подшипник не повредить. А на тестовом авто мы просили провести инспекцию, в ходе которой была выполнена регулировка. Слишком уж не нравилась «болтанка», которую нам от всей автомобильной души дарила Niva на пробеге 38000 км.
Постоянный полный привод, пониженная передача и блокировка центрального дифференциала говорят нам о том, что конструкция системы полного привода осталась неизменной. И такой набор вкупе с немалым дорожным просветом делает из Niva Travel настоящего проходимца-путешественника. Плюс есть по паре буксировочных проушин спереди и сзади, чтобы или она, или ее.
К пятиступенчатой механической коробке вопросов не возникло, а вот к сцеплению они появились. Срабатывает при прилично отжатой педали, а в момент переключения слышен трансмиссионный грохот. Дело привычки, ведь брат, немного поездив наловчился, а я нет. Редкий случай, когда, видимо, водолей бывал в марсе, переключение не сопровождалось громыханием.
И в завершении повествования стоит отметить симпатичные рыжие пятна на серебристом цвете авто. Беглый осмотр показал, что они есть в районе замка капота, на передней стойке тоже есть, стоит лишь открыть дверь, а уже после увиденного можно взглянуть в щель между дверью и крылом. Это я все к тому, что антикоррозийная обработка после покупки не то что нужна, а просто необходима.
Впечатления
Машина не вчера появилась, поэтому пересказывать старые пресс-релизы не вижу смысла. Сейчас вон вообще новый модельный ряд выходит с различными улучшениями. Часть опций возвращается, что бы там не говорили дилеры. А вот впечатления и ощущения – это ценно.
Начну, пожалуй, с динамики. Что я, что мой братишка, мы оба были за рулем, ездили по абсолютно разным дорогам и направлениям, и оба подмечаем, что едет автомобиль нормально. Мы не ждали от него ураганной динамики, потому что видели и понимали, что это за машина и более того, знали о ее предназначении. И туда точно не входят условные «5 секунд до сотки», а свои простые 100 км/ч машина набирает и держит свободно. И даже когда надо вклиниться в поток, все получается, если делать это спокойно и размеренно, а не пытаться прыгать выше головы.
Другое дело – комфорт. Конечно, его мало, а на скорости свыше 120 км/ч он и вовсе отсутствует, хотя ехать можно. Будет шумно, все гудит, вот-вот появятся крылья и колеса начнут отрываться от земли, постепенно складываясь к кузову. Но если разговор о трассовой поездке, то держать «сотку» вполне приемлемо и без лишней усталости. Городской ритм – 60 - 80 км/ч. И вот даже в городе можно заметить, требуется ли регулировка ступичных подшипников или нет.
Сначала брат заметил, что автомобиль «идёт» неуверенно, потом поехал я, а это было во время серьезного столичного снегопада, когда техника стояла на базах и отрабатывала маневры по уборке снега вместо того, чтобы реально его начать убирать. И вот ранним утром выехав на заснеженный МКАД, более 50 км/ч ехать было даже не страшно, а невозможно. Я начал опрос владельцев Niva Travel, знакомых мне и не очень, насколько такое поведение нормально, что я не могу поймать машину на дороге. Чуть влево, она сильно влево, чуть вправо, она как с цепи сорвалась. Но все опрошенные отвечали, что также ехали по МКАД и спокойно держали 80-100 км/ч. Тогда мы и решили вернуться в пресс-парк, чтобы обследоваться, ведь нам предстояла длинная дорога в Переславль – Залесский.
Итоги уже известны, всё отрегулировали, и мы приготовились к старту. Заправили полный бак, чтобы потом понять, каков же средний расход топлива, ведь БК не знает такой информации. В итоге, за время теста пройдено немногим более 1100 км и средний расход за все время, а это трасса с городом приблизительно в пропорциях 70%/30%, составил 13,5 литров на 100 км пути. Бензин заливался исключительно АИ-95. А что касается рулежки, то стало лучше, хоть и не идеально. Тут еще стоит делать поправку на «ветер», ведь некоторые коллеги, когда берут машину на тест, считают, что их тест должен быть завершающим в жизни машины. С другой стороны, есть другие автомобили, которые тоже испытывают как в последний раз, из той же Японии, но те модели выдерживают. Так что, тут играет роль еще и качество поставляемых запчастей.
Пока были в Москве, то замечали повышенный интерес со стороны других водителей и пешеходов. Казалось бы, «Ниве» этой уже 2 года, а она до сих пор заставляет на себя смотреть. А вот прибыв в Переславль и встретив по пути штуки три-четыре точно таких же авто почти подряд поняли, что здесь интерес уже удовлетворен. Конечно, дороги отличаются от столичных более частыми ямами, наледью и прочими прелестями, с которыми «Треволеныш» справляется просто играючи. И в этом комфорт уже идет в жирный плюс. Уверен, если переехать жить на постоянку в деревню, куда мы и ехали, то этот автомобиль был бы просто незаменим. На нем и в город смотаться можно, и в лес, и проехать куда глаза глядят.
Не думайте, здесь нет никаких преувеличений, ведь в погоне за фотографиями в поле возле леса, загрузились втроем в машину и поехали. Главное было не попасть в яму, вырытую еще при колхозе для сельхоз нужд, которую под толстым слоем снега не увидишь, а если вдруг найдешь, то это будет маркером, говорящим о необходимости бежать за спасательной техникой, до которой пешком очень далеко. Пока мы пробивали себе дорогу в снежном поле я успел подметить, что не сунулся бы сюда ни на своем личном авто, ни на том крутом полноприводном внедорожнике из Поднебесной, что был параллельно не тесте.
Не сунулся бы, потому что там есть что отрывать, да и технические характеристики далеки от тех, что в Ниве, считай идеальных для бездорожья. Ведь в ней нет электромагнитных муфт, которые могут внезапно перегреться, вес у нее совсем другой (менее 1,5 тонны), да и на низах ее моторчик тянет отлично. На обратном пути, практически в полной темноте, под прекрасный свет галогеновых фар мы выезжали уже по другой дороге, врубив только понижающую передачу. Даже до блокировки дело не дошло, хотя снежный покров в лесах ярославской губернии совсем не мал. Все элементарно и просто, когда дело касается Niva Travel.
Не хватает системы стабилизации, хотя поймать машину вполне успеваешь, случись что. Есть ABS, правда не довелось испытать ее в действии. «Трэволеныш» не располагает к каким-то гонкам, на нем просто едешь и ладно, потому и скорость всегда в пределах разумного, и тормозится комфортнее. Не знаю, кто-то говорит, дескать, тормозов ей мало штатных. Однако, здравствуйте еще раз. Даже на трассе со 100 км/ч тормозит автомобиль прекрасно, по крайней мере тот, который не имеет неисправностей в тормозной системе.
В салоне за все время не было ни единого писка, сверчка или еще чего-то подобного, хотя, глядя на исполнение ждешь совершенно другого. Может не все аккуратно сделано, есть такое, не совсем ясна логика расположения тех или иных опций, пусть хоть электропривод зеркал: неудобно одновременно регулировать и смотреть.
Да и в принципе интерьер не совсем вяжется с экстерьером: в одном месте обновили, в другом удешевили. Хочется увидеть уже, за эти то деньги, более широкий шаг вперед, а не толкание на месте с небольшими продвижениями.
Итоговое слово
Стоит ли брать ее, проживая в крупном мегаполисе? Даже не знаю, если только нужен автомобиль с полным приводом, с высокой посадкой и новый, потому что остальное за те же деньги будет совершенно другим во всем. Да, возможно. Но придется мириться с небольшим багажником, устарелым интерьером и другими отрицательными моментами описанными выше. Если все это не важно, то нет причин не рассматривать настоящий российский внедорожник.
Есть над чем работать и есть куда стремиться, но после теста брат еще больше полюбил Niva Travel и захотел купить такой авто для себя, хоть и с оговорками по стоимости. А у меня поменялось отношение к модели, пусть и не кардинально, но во многом. Пока не поездишь, не попробуешь — не поймешь, и это факт. Даже за эти же деньги другой подобный новый автомобиль просто не найти, чтобы с такими же возможностями и характеристиками. Это классика, это про дороги и их отсутствие, это про относительную простоту и ремонтопригодность, про попытку связать далекое прошлое с настоящим и будущим.
И она, эта попытка, в любом случае успешна, потому что пусть перед нами и «Нива», но она все же не та, что была раньше.
Спасибо за внимание и до встречи в следующих материалах.
Текст — 3axapoV, фото — 3axapoV / StasR
-------------------------------------------------------
Еще больше автомобильного в моем канале в Telegram