Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Через тернии к звёздам" (СССР, 1981) и другие советские фантастические фильмы

Через тернии к звёздам. СССР, 1981. Режиссер Ричард Викторов. Сценаристы Кир Булычёв, Ричард Викторов. Актеры: Елена Метёлкина, Вадим Ледогоров, Надежда Семенцова, Александр Лазарев, Александр Михайлов, Борис Щербаков, Игорь Ледогоров, Игорь Ясулович, Владимир Фёдоров, Глеб Стриженов, Вацлав Дворжецкий, Евгений Карельских, Улдис Лиелдидж, Людмила Нильская, Елена Фадеева, Валерий Носик и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ричард Викторов (1929–1983) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, некоторые из которых («Переступи порог», «Впереди крутой поворот», «Через тернии к звездам») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

При этом любопытно проследить, что за первый год демонстрации в кинотеатрах наибольшее количество зрителей набрали у Р. Викторова не его зрелищные фантастические ленты, а истории на современном материале «Переступи порог» (школьная тема), «Впереди крутой поворот» (криминальная тема). Однако с течением времени бытовые картины Ричарда Викторова в зрительском сознании отошли на второй план, а интерес к его «космическим» фильмам остается до сих пор (о чем, в частности, говорит и созданная в 2001 году оцифрованная и переработанная версия ленты «Через тернии к звездам»).

Советская кинопресса отнеслась к фильму «Через тернии к звездам» весьма доброжелательно.

В год премьеры литературовед Светлана Истратова писала в журнале «Искусство кино»: «Показывая жизнь на Земле и Дессе, Викторов ставит в своей картине дилемму разума и невежества, рачительности и легкомыслия по отношению к самому главному – человеческой жизни. Если бы гуманоиды на Дессе были ответственны за свое будущее, они бы не уподобились в конце концов живой массе…, не утратили бы способность думать и бороться. В сущности, модели высокоцивилизованной Кассиопеи, жители которой поголовно превращены в самодовольных роботов, и деградировавшей, опустошенной Дессы похожи. Оглупленная толпа так же легко управляема, как и послушные роботы. Человеческий разум без опоры на живое чувство и высокую нравственность может привести мир к не менее страшной катастрофе, чем его противоположность – отсутствие разума, бездумность, порождающая безответственность. … Размышления мастера о взаимоотношениях человека и среды, обитателях разных планет непосредственно связаны с главной идеей его научно–фантастических фильмов – идеей интернационального гуманизма, утверждающей прерогативу добра и справедливости в любом общении и контактах разумных существ» (Истратова, 1983: 51–52).

Кинокритик Андрей Плахов в своей рецензии в журнале «Советский экран» тоже хвалил этот фильм, заметив, правда, что «попытки же как–то заземлить «одиссею XXIII века», обытовить облик космических аргонавтов, оживить современным жаргоном их диалог, встречают, особенно во второй части фильма, ощутимое «сопротивление материала» (Плахов, 1981: 4).

В этом был согласен с А. Плаховым и кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997): «В первой части мы ощущаем философский замах, … а вторая … часть более утилитарна» (Ревич, 1981: 15).

Уже в XXI веке кинокритик Евгений Нефедов посчитал, что «взрослая» … научно–фантастическая постановка Ричарда Викторова … заметно уступила его детско–подростковым картинам: «Москве–Кассиопее» (1974) и «Отрокам во Вселенной» (1975). … Тем не менее, вести речь о творческой неудаче и намекать на конъюнктурность в присуждении Государственной премии СССР было бы, мягко говоря, несправедливо. … Викторову с соратниками можно адресовать упрёки относительно не слишком удачных решений (допустим, робот Глаша выглядит избыточно комичным), но пафос произведения в целом сегодня видится ещё актуальнее» (Нефедов, 2017).

Кинокритик Станислав Ростоцкий посчитал, что «Через тернии к звездам» представляет собой double feature, более привычный в условиях грайндхаусного кинотеатра где-нибудь в американском захолустье. … Сейчас «Тернии» смотрятся как едва ли не исчерпывающий дайджест тогдашних идей, приемов и образов мировой кинофантастики (за исключением, пожалуй, как раз, как ни странно, «Звездных войн» — про них вспоминаешь в последнюю очередь). Сложно сказать, что именно авторы уважительно позаимствовали, а до чего дошли самостоятельно, уловив общий дух эпохи, но в любом случае Глеб Стриженов в роли Глана невероятно похож на Джор-Эла, сыгранного Марлоном Брандо в «Супермене» (1978) Ричарда Доннера, прически коренных обитателей планеты Десса идентичны парикмахерским предпочтениям клингонов из «Звездного пути» (1979) Роберта Уайза, а черный кот Василий является таким же полноправным членом экипажа «Астры», как и его рыжий собрат Джонси на борту «Ностромо» в «Чужом» (1979) Ридли Скотта. Сцены в доме Лебедевых, где находит свой первый земной приют Нийя, кажутся диковинным гибридом первой серии «Соляриса» (1972) Андрея Тарковского и грядущих «Чародеев» (1982) Константина Бромберга. Есть моменты совсем загадочные: до сих пор аналитики теряются в догадках, что заставило гримеров соорудить персонажу Бориса Щербакова космоштурману Эдуарду Колотуну настолько невообразимые брови — то ли это рафинированная отсылка к «Флэшу Гордону» (1980) Майка Ходжеса, то ли не менее изящный намек на генсека. С другой стороны, нельзя не отдать должное абсолютно новаторским идеям, оказавшим на жанр существенное влияние: невозможно отбросить мысль, что Пол Верхувен очень внимательно пересматривал вторую серию «Терний» прежде чем взяться за «Вспомнить все» (1990)» (Ростоцкий, 2018: 20).

Среди зрительской аудитории поклонников у фильма «Через тернии к звездам» немало и в XXI веке:

«Очень люблю «Через тернии к звездам». Смотрю много лет. Особенно интересно в то время было смотреть фантастику – фильмы про космос, про другие планеты за пределами нашей галактики. Такая, не передать, восхитительная музыка, показано звездное небо. … Финал фильма очень трогательный… Очень рад, что с Туранчоксом и со всеми его слугами, захватившими планету, было покончено. … На планете вновь появилась жизнь» (Валера).

«Замечательный фильм, который мне, в свое время, "снес голову", в мои–то семь лет. Уже впоследствии, удивлялся, скольких трудов и инфарктов, стоило снять этот фильм – то бассейн не давали для съемок невесомости, то не разрешали снимать лысую Нийю: дескать, мы в Афганистане воюем, а вы лысую девушку снимаете (правда, не вижу связи этих двух событий) (Мак).

И как обычно – среди зрителей есть любители ловить авторов фильма на разного рода бытовых «погрешностях»:

«Фильм очень зрелищный, смотрится с интересом, но, к сожалению, в нем имеются весьма очевидные ляпы. Так, например, профессор Иванова погибает от пули, выпущенной из обыкновенного пистолета. Но на ней же скафандр с закрытым шлемом! Судя по всему, цивилизация Дессы отстает от Земли (да еще экологическая катастрофа), так неужели же земные скафандры так плохо защищены даже от простой пули? Явный прокол» (Мирьям).

Киновед Александр Федоров

Шанс. СССР, 1984.Режиссер Александр Майоров. Сценаристы Кир Булычёв, Александр Майоров (по повести Кира Булычёва «Марсианское зелье»). Актеры: Сергей Плотников, Игорь Шкурин, Мария Капнист, Дилором Камбарова, Раиса Куркина, Вероника Изотова, Виктор Павлов, Саша Евтеев, Людмила Иванова, Майя Менглет, Елена Тонунц, Борис Иванов, Игорь Ясулович, Сергей Жигунов и др. 13,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Майоров (1942-2017) за свою карьеру поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, и «Шанс» так и остался самой известной его картиной.

Фантастическая комедия "Шанс" – дебют Александра Майорова в полнометражном кино. Фильм со сказочным сюжетом о волшебном эликсире молодости, попавшем в руки людей от... представителей внеземной цивилизации.

Авторы не скрывают условности, схематичности характеров-масок своих персонажей. 300-летний дед с неспешной гордостью рассказывает о своих походах под знаменами Степана Разина. Бойкая старушка элегантным взмахом руки показывает, как она кружилась на балу с... Александром Пушкиным. Этими немногими красками, пожалуй, и исчерпывается глубина созданных на экране образов.

Значит, не это привлекло дебютанта. Но что же тогда?

Скорее, синтез жанров. Бесспорно, сочетание комедии и фантастики таит богатейшие возможности, неожиданные фабульные эффекты, остроту изобразительного ряда. Между тем, режиссер вполне успешно справившись с "фантастическим компонентом", не сумел, как мне кажется, дать сюжету достойное комедийное преломление. Иные сцены поставлены не без юмористического огонька. Однако огонек этот неяркий и быстро гаснущий в уныло-бытовых эпизодах "Шанса", коих там немало.

Вот и приходится героям фильма однообразно повторять по сути одно и то же – то сокрушаться по поводу несбывшегося, то элегически вспоминать утраченное...

Киновед Александр Федоров

В год проката «Шанса» советская кинопресса встретила его сдержанно.

К примеру, кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997) утверждал, что «фантастика, особенно бытовая, обращенная в сегодняшний день, только тогда производит впечатление, когда, несмотря на абсолютную невероятность исходной посылки, действие происходит в строгом соответствии с реальной действительностью. В собственную выдумку, как бы ни была она парадоксальна, надо верить. Если бы это условие было соблюдено, возможно, не оказался бы необходимым для фильма ни с того ни с сего появившийся автомобиль дореволюционных времен. Или сцена дуэли, психологически совершенно невозможная. Делают фильм такие детали, как зеленые листики, распустившиеся на дощатом полу на месте, где был пролит эликсир молодости. Увы, подобных находок, пожалуй, маловато, чтобы удача фильма стала более убедительной» (Ревич, 1985: 72).

Кинокритик Феликс Андреев (1933-1998) также отметил, что в «Шансе» «киноповествованию временами недостает цельности, самой режиссерской манере еще присуща некая фрагментарность. С добротными, динамичными сценами сосуществуют эпизоды вялые, аморфные, словно снятые наспех. К сожалению, к ним относится историческая часть фильма. … Порой создателям фильма не хватает выдумки и размаха. К примеру, трудно оправдать появление в картине какого-то довольно жалкого, рисованного «летающего блюдца» и несколько облезлого инопланетянина» (Андреев, 1984: 9).

Более позитивно высказался о «Шансе» кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) в «Спутнике кинозрителя» (Зоркий, 1984: 2-3), но к этому его, по-видимому, обязывал рекламный статус данного издания.

Отзывы о «Шансе» нынешних зрителей в основном положительные:

«Прекрасный фильм. Очень смешной и добрый. … Очень сочувствуешь бедам героев» (Д. Ерохин).

«Это мой самый любимый фильм. Что может быть лучше? И не нужно искать огрехи и просчеты в режиссуре, нужно с благодарностью смотреть прекрасный фильм. Что показано, то и было задумано авторами. От повести отличается, но ведь на то и кино, чтобы отразить на экране собственную версию. Главное – не испортить и не исказить сюжет. А фильм "Шанс" снят талантливо. И актеры играют бесподобно (кого не устраивает их игра, пусть ищут идеалы в других "шедеврах"). Несравненный талант Алексея Рыбникова с его волшебной музыкой украшает фильм, делает его не менее волшебным, подчеркивая саму идею необычности сюжета и увлекая зрителя куда-то вдаль за мечтой. … Я впервые видел его в 1984 году, потом через несколько лет еще раз. Дальше долгие годы ждал и искал. Наконец нашел. Иногда включаю и смотрю. Никогда не надоест. Могу включить в любое время и вновь окунуться в эту таинственную атмосферу, дающую шанс на что-то неуловимое. И это самое неуловимое дает силы в любой трудной жизненной ситуации» (Алексей).

Киновед Александр Федоров

Щен из созвездия Гончих псов. СССР, 1991. Режиссер Эдуард Гаврилов. Сценаристы Эдуард Гаврилов, Лилия Неменова (по мотивам одноименной повести Лилии Неменовой). Актеры: Борис Шувалов, Евгения Добровольская, Вера Воронкова, Валентин Смирнитский, Спартак Мишулин, Любовь Полищук, Валерий Носик, Александр Лазарев (мл.), Николай Парфёнов и др.

Режиссер Эдуард Гаврилов (1934-2000) долгие годы снимал фильмы разных жанров, в том числе и «Ералаши» для детей. Всего на его счету 22 полнометражных картины, в том числе «Мимо окон идут поезда» (1965), «Последний шанс» (1978), «Моя Анфиса» (1979), «Вербовщик» (1991) и др.

Фантастический фильм «Щен из созвездия Гончих псов» рассчитан на семейную аудиторию и рассказывает добрую и трогательную историю о том, как на Земле из Космоса появился забавный щенок… Он обладает разумом, и зрители слышат его внутренний голос…

Киновед Александр Федоров

Эксперимент 200. СССР, 1986. Режиссер Юрий Мороз (по рассказу К. Булычева "Юбилей-200"). Актеры: Алексей Петренко, Александр Феклистов, Ольга Гобзева, Вадим Захарченко, Александр Берда, Владимир Сычёв, Виктор Раков, Андрей Гусев и др. К/м.

Режиссер Юрий Мороз работает в кино с 1986 года. На его счету уже 15 полнометражных игровых фильмов и сериалов. Среди них еще один фантастический фильм – «Подземелье ведьм», заметные остросюжетные сериалы «Каменская», «Апостол», «Инквизитор», «Операция «Сатана». Короткометражный фильм «Эксперимент 200» был его кинодебютом.

Фантастический фильм «Эксперимент 200» – история о научных опытах по превращению обезьян в людей – снята уверенной режиссерской рукой. Среди актерского ансамбля картины я бы выделил Алексея Петренко (1938-2017), психологически убедительно сыгравшего роль ученого, ведущего рискованные эксперименты.

Киновед Александр Федоров