Эксперимент доктора Абста. СССР, 1969. Режиссер Антон Тимонишин. Сценарист Александр Насибов (по своему роману «Безумцы»). Актеры: Сергей Десницкий, Лаймонас Норейка, Жанна Владимирская, Геннадий Воропаев, Улдис Пуцитис, Витаутас Томкус, Вячеслав Воронин, Пеэтер Кард, Олев Эскола, Лесь Сердюк, Евгений Весник и др. 29,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Жизнь режиссера Антона Тимонишина (1921–1969) оказалась, увы, короткой, и он успел поставить только три полнометражных фильма (два из которых – «Их знали только в лицо» и «Эксперимент доктора Абста» вошли в тысячу самых кассовых советских лент), все эти картины объединяла военная тема.
Кинокритик Виктор Демин (1937–1993) писал, что экранный мир «Эксперимента доктора Абста» «впрямую отдает преисподней … Помните? Советский офицер попал в некий подземный грот, где обитали самые настоящие сумасшедшие под присмотром психиатра Абста, которого тоже, по зрелому размышлению, надо бы признать безумным. Поскольку к этой тайной базе фашистов можно подобраться только на подводной лодке, лучше называть ее подземно–подводной. Серые однообразные камни нависают в каждом кадре. Пещера пещерой, но, может быть, за время пребывания здесь доктор Абст хоть в каком–то углу смог соорудить кирпичную стену, деревянный настил, цементированную цитадельку с окнами? Окнами — куда? Серо–черные своды, полный мрак, когда гаснет электричество, вода в двух шагах от жилища, под огромным куполом, без дневного света, в лучах прожекторов. И волна здесь — не настоящая, тихая, мягкая... Гармония? Как бы не так! Чистый хаос. Противоестественный порядок человеконенавистнических стихий» (Демин, 1980: 76–77).
Уже в XXI веке было точно подмечено, что «Эксперимент доктора Абста», «снятый практически одновременно с другим черно–белым малобюджетным зомби–хоррором – "Ночью живых мертвецов" Джорджа Ромеро, – впервые показал появление зомби как результат военных экспериментов. … Внезапное бегство молодой актрисы Жанны Владимирской (исполнительница роли Марты) в США прервало успешную прокатную судьбу картины» (Moskovitza, 2007).
Любопытно, что актриса Жанна Владимирская (1939–2017) после эмиграции в США стала работать на радиостанции «Голос Америки», где с 1984 по 2006 год была ведущей ряда передач («В мире кино», «Музыка кантри», «Шедевры Бродвея», «Джазовый клуб», «Путешествия по Америке»). «Эксперимент доктора Абста» стал ее последней работой в кино.
Нынешние зрители об «Эксперименте доктора Абста», как правило, невысокого мнения: «В детстве никак не мог совладать ни с книгой С. Насибова, ни с фильмом по ней – все казалось фальшивым, надуманным, слишком уж фантастичным. Сейчас пересмотрел фильм (в основном ради Сергея Десницкого, чьи немногочисленные экранные работы мне симпатичны) – и остался при том же мнении. Общеизвестно, что фашисты проводили опыты над людьми, но создавали ли они подобных послушных воинов–"безумцев"? Сомневаюсь... Хорошему актеру Л. Норейке не удалось создать яркий образ зловещего доктора Абста. В целом, получился средненький военный детективчик, весьма далекий от реальной действительности» (А. Гребенкин).
Киновед Александр Федоров
Электронная бабушка. СССР, 1985. Режиссер Альгимантас Пуйпа. Сценаристы Ольга Рукенглаз (по мотивам рассказов Рэя Брэдбери). Актеры: Ингеборга Дапкунайте, Ина Росенайте, Дарюс Палекас и др. ТВ.
Режиссер Альгимантас Пуйпа поставил 22 полнометражных игровых фильма. «Электронная бабушка» – его единственная картина фантастического жанра.
По сюжету этого фантастического телефильма, предназначенного для детской аудитории, девочке Агате покупают Электронную бабушку…
Отношение зрителей XXI века к этому фильму неоднозначно:
«Очень добрый фильм. Взрослым может и не понравиться – но он и не для них был задуман» (М. Романова).
«Чрезвычайно нудный фильм! Выше моих сил!» (Азмун).
«Картина настолько отличается от рассказа о бабушке-роботе, что впору оценивать её, как самостоятельное произведение. … Но было ведь нечто в этой ленте, что в детстве меня зацепило всерьёз: рыбка на песке и несчастная бабушка, которую бросили где-то в чулане! Сейчас эти сцены не так впечатляют. И в чём же здесь дело: в том, что мы, будучи взрослыми, уже не имеем терпения вникать в интересы героев, или в том, что вся специфика ленты не даёт это сделать, каждый зритель решает по-своему. Сумбурный сюжет и какое-то странное стремление авторов оградить юных персонажей от сознания наличия смерти и старости и превратить их жизнь в сплошной праздник, на мой взгляд, картине мешают. Но вот равнодушной меня фильм уже не оставит» (Света).
Киновед Александр Федоров
Эоломея. ГДР-Болгария-СССР, 1972. Режиссер. Герман Чохе. Сценаристы Вилли Брюкнер, Ангел Вагенштайн (по мотивам книги Анжела Вагенштайна). Актеры: Кокс Хаббема, Иван Андонов, Рольф Хоппе, Всеволод Санаев, Петр Слабаков и др. 1,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Герман Чохе поставил 28 полнометражных игровых фильмов и сериалов. Последняя его работа вышла на экраны в 1997 году.
Действие фантастической драмы «Эоломея» происходит в далеком будущем, когда космические корабли с астронавтами бороздят просторы вселенной…
Советская кинопресса практически не заинтересовалась этой цветной широкоформатной фантастической лентой совместного производства, очень похожей по стилистике на советские космические кинофантазии предыдущих лет.
На сегодняшний день «Эоломея» забыта киноведами, а отзывы на нее нынешних зрителей далеки от восторга:
«Фильм позиционируется как фантастический детектив, и начинается с того, что неожиданно в одном секторе космоса пропадают одновременно 9 (!) космических кораблей. Однако ни саспенса, ни последовательного расследования, когда распутывается цепочка событий, эта тайна так и не получает. Вместо этого кино вдруг окунается именно в тяжеловесную стилистику… Проблема-то еще в том, что для авторов фильма главная интрига фильма настолько очевидна, … что они не уделяют времени на то, чтобы подкинуть зрителю ложные варианты или накрутить вокруг этой тайны какой-то саспенс. Помаявшись на Земле, а затем в космосе – мы получаем отгадку без всякого мысленного напряжения и переживания за пропавшие 9 кораблей, откуда совсем не ожидали. В итоге то, что должно по идее придавать фильму динамики – неимоверно утяжеляет его и самыми бодрыми эпизодами оказываются болтовня ни о чем главного героя с коллегой на астероидной базе да флэшбэки с любовной линией главгероя с умничкой-блондинкой, распутавшей в итоге пропажу кораблей» (Sweden80).
«Вроде бы в нём всё есть для фантастического фильма: интрига с пропавшими кораблями, недурные макеты с интерьерами, красивые костюмы, и даже бутафорская станция на астероиде. Но, к сожалению, нет главного – ощущения, что ты смотришь фантастику. Уж больно всё выглядит скучно и как-то обыденно, будто речь идёт не романтике освоения космоса, а о складировании тары возле пивного ларька» (Fridmon).
Киновед Александр Федоров