Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Туманность Андромеды" (СССР, 1968), "Уникум" (СССР, 1984) и другие советские фантастические фильмы

Туманность Андромеды. СССР, 1968. Режиссер Евгений Шерстобитов. Сценаристы: В. Дмитриевский, Евгений Шерстобитов (по одноименному роману Ивана Ефремова). Актеры: Вия Артмане, Сергей Столяров, Николай Крюков, Татьяна Волошина, Александр Гай, Юрий Гаврилюк, Людмила Чурсина, Геннадий Юхтин, Александр Голобородько и др. 15,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Шерстобитов (1928–2008) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, по большей части «идеологически выдержанных» и рассчитанных на детскую аудиторию, но только одному из них («Берем все на себя») удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В год выхода в прокат «Туманность Андромеды» имела у зрителей меньший успех, чем предыдущие советские ленты в жанре космической фантастики – «Небо зовет» и «Планета бурь».

И здесь, на мой взгляд, был прав кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997): «для того, чтобы хорошо ставить фильмы типа «Туманности Андромеды», нужна мощная материально–техническая база. Крашеная фанера, имитирующая архитектуру и технику будущего, создает на экране непереносимую фальшь» (Ревич, 1968: 85).

Кинокритик Мирон Черненко (1931–2004) в обстоятельной рецензии на страницах журнала «Искусство кино» утверждал, что «авторы фильма — В. Дмитревский и Е. Шерстобитов — не слишком утруждали себя поисками. Они просто перенесли на экран внешний облик героев романа — их статуарность и приподнятость их диалогов, их физическую красоту и ясные глаза, их широкие плечи и вьющиеся волосы. На роль Дар Ветра они искали героя–любовника тридцатых–сороковых годов и выбрали Сергея Столярова. … В самом деле, позволим себе взглянуть на нашу планету, как изображают ее авторы фильма. Что происходит на Земле? Ответ может быть один: ничего не происходит, ровным счетом. Все проблемы решены, вся деятельность многомиллиардного человечества сводится лишь к чтению докладов для слаборазвитых цивилизаций космоса да к открытию новых планет. … сценаристы убрали из земных эпизодов картины всякие признаки нормального человеческого существования, лишив своих героев какой бы то ни было деятельности» (Черненко, 1968: 78–80).

Наиболее мягкий вариант рецензии на фильм «Туманность Андромеды» в 1968 году предложил разве что кинокритик Ромил Соболев (1926–1991), отмечая, что «попытку … перенести на экран «Туманность Андромеды» … нельзя не приветствовать. Конечно же, если мы начнем сравнивать роман и фильм, то, пожалуй, кинематографистам не поздоровится, ибо передать всю глубину социальной фантастики Ефремова им опять не удалось. Но фильм интересен своими трюковыми съемками, показом техники будущего, и, наконец, четной попыткой изложить на экране то, что в романе является так называемой приключенческой линией» (Соболев, 1968: 14).

Интерес к «Туманности Андромеды» не погас и в XXI веке.

Например, кинокритик Евгений Нефедов считает, что «Шерстобитов вряд ли претендовал на взятие интеллектуальных высот … но досадно, что идеализация характеров привела к известному упрощению. … Комбинированные съёмки и специальные эффекты (хотя сам термин был тогда не в ходу), работа художников–постановщиков и художников по костюмам, даже хореография завораживающего инопланетного танца – всё это заслуживает очень высокой оценки» (Нефедов, 2020).

А киновед Андрей Вяткин справедливо отметил, что «строго говоря, роман "Туманность Андромеды" так и не был экранизирован. Была снята только первая серия — "Пленники Железной Звезды", название которой исчерпывало содержание. Режиссер приключенческих лент Евгений Шерстобитов чувствовал себя на коне, снимая эффектные сцены на планете Тьмы, с чудовищами и инопланетным кораблем. Ну а киноутопия о коммунизме, естественно, не получилась по причине ложной идеи. Ведь и этапный роман Ивана Ефремова в социальном плане устарел, а в психологическом — и в свое время был однообразным. … Эстетика фильма напоминала обложки тогдашних популярных журналов типа "Техника — молодежи", в частности, сцена обряда Подвигов Геркулеса сильно смахивала на пионерскую линейку» (Вяткин, 2003).

Продолжают обсуждать этот фильм и нынешние зрители:

Мнения «за»: «Фильм великолепен. Недаром Голливуд взял из него многие приемы. Жаль не получилось продолжения» (Максим).

«Главное достоинство фильма – это то, что в нём была осуществлена попытка показать всем советским людям, примерно каким должно выглядеть коммунистическое будущее нашей страны, да ещё довольно с неплохой игрой всего актерского состава фильма. Советую всем посмотреть данный фильм, как взрослым, так и детям» (В. Тикач).

Мнения «против»: «Смотрел этот фильм в те годы, когда он вышел, и он не понравился мне своей чрезмерной патетичность и картонностью» (Владимир).

«Лично мне фильм не понравился – показался слабым. Персонажи патетически разговаривают, но... не более того» (Слава).

«Я никогда не был поклонником ефремовской фантастики, она казалась слишком высокопарной по стилю, чувство юмора начисто отсутствовало. … И этот фильм тоже не удался… Большинство актеров кажутся староватыми… Неплохо смотрелись эпизоды на железной планете, но остальное, как и в книге, кажется скучноватым, наивным» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

Удивительный Мальчик. СССР, 1970. Режиссеры Александр Орлов, Леонид Пекур. Сценаристы: Оскар Волин, Игорь Виноградский, Александр Орлов. Актеры: Никита Голубенцев, Зане Лиелдиджа, Валентин Никулин, Валентин Гафт, Юрий Саранцев, Леонид Каневский, Алла Будницкая и др. Премьера на ТВ 1 января 1971.

Режиссер Александр Орлов за свою кинематографическую карьеру поставил 18 фильмов и сериалов. Среди них были и такие заметные работы, как «Тайна Эдвина Друда» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Однако только его мюзикл «Женщина, которая поет» (1979) сумел войти в тысячу самых кассовых советских фильмов.

Режиссер Леонид Пекур снял только два полнометражных игровых фильма. Последний его фильм «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» вышел на телеэкран в 1976 году.

Фантастический мюзикл «Удивительный мальчик» был снят для телевидения и рассчитан на детскую аудиторию. Его действие происходило в некой неназванной и очень условной западной стране, а взрослые роли играли талантливые актеры Валентин Никулин (1932-2005), Валентин Гафт (1935-2020), Юрий Саранцев (1928-2005) и другие. По сюжету злодеи хотят использовать в своих целях очаровательного мальчика-робота, сконструированного чудаковатым профессором. Сегодня этот фильм интересен, в частности, тем, что почти все песни (композитор – Эдуард Артемьев) в нем поет неизвестная тогда широкой публике Алла Пугачева.

Мнения зрителей XXI века об этом фильме довольно прохладные:

«Мне фильм не понравился, скучен он будет и для современных избалованных детей» (А. Монастырский).

«Конечно, слабоват фильм, но актеры какие! … Да и есть в этом фильме что-то неуловимое, что заставляет относиться к нему с симпатией» (А. Хакимов).

Киновед Александр Федоров

Уникум. СССР, 1984. Режиссер Виталий Мельников. Сценаристы: Александр Житинский, Виталий Мельников (по повести Александра Житинского "Снюсь"). Актеры: Василий Бочкарёв, Евгения Глушенко, Ольга Старостина, Татьяна Плотникова, Станислав Садальский, Галина Волчек, Иннокентий Смоктуновский, Светлана Крючкова, Михаил Козаков, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв, Нина Русланова, Баадур Цуладзе, Борислав Брондуков, Алла Мещерякова, Зинаида Шарко, Екатерина Дурова и др. 6,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Виталий Мельников («Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын» и др.) за свою долгую кинокарьеру поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, три из которых вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В фантастической комедии Виталия Мельникова «Уникум» события мелькают в темпе почти головокружительном. История скромного инженера-программиста, который внезапно обнаруживает у себя необычный дар транслировать свои сны окружающим людям, рассказана с выдумкой, весело, остроумно, Актеры Станислав Садальский, Юрий Богатырев, Галина Волчек, Евгений Леонов, Михаил Козаков, Иннокентий Смоктуновский и др. поистине купаются в сатирических красках своих героев. Тут и начальник-бюрократ, и врач-взяточник, и авантюрист-гипнотизер... Все это вперемежку с кошмарными видениями главного героя, с метко подсмотренной рабочей атмосферой некого научно-исследовательского института. Жаль, ближе к финалу сатирические краски картины гаснут, «Снюсик» в исполнении актера Василия Бочкарева в силу своей душевной аморфности и неопределенности начинает приедаться однообразием и серостью, иные сцены фильма приобретают чисто аттракционное звучание...

И тут начинаешь задним числом сокрушаться, что главного героя так легко и быстро отпустили из отдела электронно-вычислительной техники на «вольные хлеба» эстрадного артиста, тем самым лишив фильм твердой сатирической почвы под ногами. Складывается впечатление, что, увлекшись эксцентрически гротеском, Виталий Мельников слишком быстро расстался в «Уникуме» с трагикомической интонацией своих прежних работ («Начальник Чукотки», «Старший сын», «Женитьба»).

Киновед Александр Федоров

Зрительские мнения об «Уникуме» сегодня существенно расходятся:

«Фильм опередил своё время и заглянул в будущее. Так бывает, когда за дело берутся талантливые люди. Ансамбль актёров в расцвете творческих сил» (В. Шишкин).

«Фильм считаю неудачным вот почему: первая его часть вполне себе интересная (когда события происходят на работе), всё динамично, замечательный Садальский. А вот потом динамика резко падает, сюжет начинает топтаться на месте и становится ужасно скучно. Ни режиссер, ни сценарист так и не смогли ничего придумать интересного, а только повторяли одно и то же. Концовка тоже совершенно смазана» (Арт).

Киновед Александр Федоров

Формула памяти. СССР, 1982. Режиссеры Александр Кривонос, М. Новицкий. Сценарист Борис Никольский (по мотивам собственного одноименного романа). Актеры: Иван Соловьёв, Игорь Васильев, Ирина Акулова, Олег Ефремов, Зинаида Шарко и др. ТВ.

Режиссер Александр Кривонос снимал в основном документальные фильмы. Игровых телефильмов у него всего два, в том числе «Формула памяти».

В этой «идеологически выдержанной» фантастической драме некий академик Архипов ведет исследования в области памяти и спорит со своим американским коллегой, который предлагает использовать методику «стирания» мучительных воспоминаний у людей, переживших несчастья и горе…

Несмотря на участие известных актеров, «Формула памяти» кажется архаичным продуктом в стиле дооттепельного кино 1950-х. Игра исполнителя главной роли Ивана Соловьева (1910-1982) выглядит излишне многозначительной и театральной…

Киновед Александр Федоров