В годы чужеземного господства сербам повезло меньше, чем нашим предкам. Ресурсов и людей было меньше, Османская империя не распалась на отдельные враждующие между собой государства, как Золотая Орда вскоре после своего возникновения. Сербскому народу пришлось вести упорную и ожесточенную борьбу с завоевателями. И это давало результаты.
Черногория стала местом притяжения всех сербов, кто не мог мириться с властью завоевателей и хотел бороться с ними с оружием в руках. Так как светской знати не осталось или она дискредитировала себя, то черногорцы передали всю полноту власти митрополиту, осознавая важность православия как национальной идеи. С 1697 по 1851 годы ими правили митрополиты из династии Петровичей-Негошей, племянник наследовал дяде. В 1852 году наследник не пожелал принимать духовный сан и стал просто светским князем.
У нас же, особенно с XVIII века, Церковь теряет реальное влияние и на верхушку общества, и на основную массу населения. Такова была плата за модернизацию и не превращение в колонию. Этот процесс слепого подражания европейцам надо было вовремя остановить, но преемники Петра Великого не поняли и не сделали этого. Стремление перестроить жизнь государства по западному образцу, превратить его в машину, сделало и Церковь придатком бюрократической системы. Казёнщина убивает любую живую идею. Так было как с православием, так и с советской идеологией.
Цивилизованная Европа начинает освобождать славян и… проигрывает
Запад не смог оказать балканским славянам действенной помощи. Хотя и пытался. Австрийские войска, воюя с Османской империей, в 1688 году вошли в Сербию, но не смогли удержаться там. И в 1717 году Австрийская империя присоединила сербские земли, но через 22 года была вынуждена отдать обратно. Также и в 1789-91 гг. ситуация повторилась.
Черногорцы тоже в XVII веке пытались опереться на Венецианскую республику, имевшую свое владение – Дубровник рядом с их страной. Торговая республика пыталась помочь им избавиться от османского ига, но пользы от этой помощи особой не было.
Помощь от России была более существенна. Победы Румянцева, Суворова, Ушакова и других великих русских полководцев заметно ослабили Османскую державу. Кроме того, со времен Петра I Сербия и Черногория получали от нашей страны и денежные субсидии. В результате сербских восстаний и давления России Турция, всячески пытаясь это затормозить, но вынужденная идти на уступки, в первой половине XIX века постепенно расширяет автономию Сербии.
Из партизан, боровшихся с турецкой оккупацией, выдвинулись две знаковые фигуры – Георгий Петрович (получивший прозвище Карагеоргий, то есть «черный Георгий») и Милош Обренович. Оба происходили из крестьян, но выдвинувшись в ходе борьбы, стали основателями династий, правивших по нескольку раз, сменяя неоднократно друг друга в Сербии в XIX – первой половине XX веков. Карагеоргиевичи традиционно ориентировались на Россию, а Обреновичи на Австрию.
Но после переворота 1903 года к власти в Сербии пришел Петр I Карагеоргиевич и Сербия вернулась к реализации своих национальных целей. В ходе 1-ой Балканской войны 1912–13 гг. Болгария, Сербия, Греция и Черногория отобрали у Турции почти все владения в Европе, завершив общеславянское дело освобождения и изгнания турок со славянской территории.
Но назревал конфликт за влияние на Балканах, одно из противоречий между великими державами, вызвавшее Первую мировую войну. Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево стало поводом для Австро-Венгрии поглотить Сербию. И Россия вступилась за нее. Можно ли было не делать этого и не участвовать в мировой войне? Первое – да, второе было неизбежно. Оттягивать было можно еще какое-то время, но тогда Россия лишилась бы верного союзника, а противоречия между державами никуда бы не делись. И нефти, по мнению Запада, у нас слишком много, поэтому они и будут нам «нести демократию». Так же, как сдай мы ДНР и ЛНР, все равно получили войну, но уже на своей территории.
Сербы сражались храбро и продержались год, хотя Австро-Венгрия была неизмеримо сильней. Но потом территория их страны была оккупирована после удара австро-венгерских войск через славянскую Болгарию, где правила германская Саксен-Кобург-Готская династия. Россия не смогла помочь Сербии, и в 1915 году произошло «великое отступление», вызванное недостатком снарядов и прочего вооружения. Англия и Франция тоже не смогли (или не захотели?) спасти Сербию.
Нож-серборез и другие издержки влияния европейских ценностей
После Первой мировой войны среди южных славян усилилось стремление к объединению, к созданию на Балканах сильного государства, способного противостоять влиятельным соседям. И в 1918 году под властью сербского короля было образовано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, куда вошла также и Черногория. В 1929 году с целью формирования в нем единой южной славянской нации государство переименовали в Югославию. Однако времени на это не хватило и западное влияние на тех же хорватов было слишком сильным, и, к сожалению, затея не увенчалась успехом. Попытка играть «по европейским правилам» всегда оканчивается неудачей. Французский министр иностранных дел Луи Барту пытался создать коалицию из Франции, СССР и малых европейских стран для сдерживания Гитлера. Его поддержал югославский король Александр I Карагеоргиевич. Они, как позже Горбачев, всерьез поверили в официальную западную идеологию о свободном мире и праве наций. Но ни Гитлеру, ни финансировавшим его англосаксам это было не нужно. И в 1934 году в Марселе Барту и югославский монарх были убиты.
В апреле 1941 года Третий рейх напал на Югославию и захватил ее. Наша страна не смогла прийти на помощь. Но 22 июня 1941 года, в связи с нападением Германии на СССР сербы восстали. Их партизаны до прихода советской армии в 1944 году вели свою войну. В 1942 году они контролировали 20 % территории Югославии, а в 1944 – две трети страны.
Хорваты после принятия католичества подверглись сильному влиянию западной культуры. Поэтому Гитлер использовал их, создав марионеточное Независимое государство Хорватия. И усташи (члены хорватской фашистской и прокатолической организации, выступавшие за разрушение Югославии и создание Великой Хорватии) устроили геноцид сербов. Сначала в некоторых городах появились просто гетто и опознавательный знак для православных на одежде. Затем они начали усердно резать сербов. Во славу тогдашнего проекта Объединенной Европы. Называются разные цифры, но в любом случае за годы войны жертвами стали сотни тысяч сербов. Усташи даже изобрели специальные инструменты для убийства сербов – модификацию сельскохозяйственных орудий – нож-«сербосек» (то есть «серборез»). Был и так называемый «сербомолот» – молоток с зазубринами на металлической части. Используя эти орудия, усташи устраивали соревнования, кто за день больше уничтожит сербов.
Иосиф Броз Тито, продолживший проект Югославия, совершил ту же ошибку, что и более ранние сербские правители. Он стал пытаться договариваться с Западом. Конечно, он искусно лавировал между сверхдержавами и при его жизни Югославия не распалась, но вечно играть в эту игру невозможно.
Новый султан пришел из-за океана
В 1991 году, как и СССР, Югославия распалась и погрузилась в кровавую гражданскую смуту. Разумеется, не обошлось и без участия Запада, всегда действовавшего по принципу «разделяй и властвуй». Слишком независимо вел себя Тито и надо было показать всем, чем чревато непослушание хозяевам.
Почему для «образцово-показательной порки» выбрали Сербию и Черногорию, составлявших до 2006 года (тогда черногорцы и отделились, чтобы выйти из международной изоляции) единое государство? Не косовские же албанцы заинтересовали НАТО. И дело не в природных ресурсах, не в месторождениях свинца и цинка, как пишут некоторые. Для США – это мелочь. Сербы могут забыть, что они сербы и начать считать, что они «свободные европейцы», но за океаном они всегда останутся некими «балканскими русскими». За это их и бомбили. И Россия, даже такая слабая, как в 90-х, всегда будет восприниматься Западом как сверхдержава. За это мы и получили нынешние события на Украине. И за то, что не помогли в 1999-м сербам и последовательно предавали свои интересы и своих союзников. Предавали самих себя. В перспективе нам нужно в той или иной форме объединиться с нашими братьями на Балканах.
Я убежден, что России и Сербии нельзя друг без друга. Сербия должна вернуть Косово, а мы Новороссию. Наш народ должен научиться у сербов верности православию. Именно благодаря православной вере Сербия воскресла сейчас после бомбардировок НАТО в 1999 году. И воскресала раньше. Если же мы будем продолжать мечтать о западном либеральном потребительском рае, то нас не спасут и ядерные ракеты – мы сами себя уничтожим. Без духовного стержня даже патриотизм весьма нестоек. Вспомним, как быстро угасло воодушевление миллионов жителей Российской империи в 1914 году. Любой, строящий идеологию без твердого мировоззренческого основания, говоря словами Евангелия,
«…уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:26-27).
Если мы не воскреснем духовно и не станем как сербы, то и нас постигнет сказанное в Библии, всем и на все времена:
«Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд. 1:4).
Мы живем на этой земле не для того, чтобы вкусно кушать и покупать в кредит «новые игрушки». А чтобы стать не только образом, но и подобием Божием. Научиться по-человечески относиться друг к другу, а не быть добровольными обитателями серпентария. Изменять себя самого и мир вокруг, а не довольствоваться, как домашнее животное, удовлетворением лишь естественных потребностей. Стремиться к Истине, Благу и Совершенству. Ибо сказано:
«Итак будьте совершены, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
P.S. Однако ситуация в мире накладывает некоторый отпечаток на взаимоотношения наших братских народов. Так, 24 февраля 2023 года на голосовании в Генеральной ассамблее ООН Сербия проголосовала за антироссийскую резолюцию, а за два дня до этого объявила об отказе от закупок российских истребителей МиГ. Относиться к этому, по моему мнению, нужно с пониманием, ибо Сербия слишком слаба, чтобы противостоять одной враждебному Западу, власти Сербии вынуждены вести гибкую внешнюю политику, порой в ущерб своим национальным интересам...
Я убежден, что дружбу России и Сербии не разорвать ни туркам, ни заокеанским империалистам, ни тем более их европейским партнерам.
Автор: Александр Листвянский Начало здесь
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь